ПР №229 Каждому своё

Dec 31, 2019 14:36

Это не о надписи на воротах концлагеря близ германского Веймара, а об упомянутой в предыдущем №228 сентенции Гёте. Она относится, если не ошибаюсь, к последнему периоду его жизни и содержится в некоем частном письме, опубликованном много позже.И полностью звучит так :
"В науке следует быть агностиком, в поэзии - пантеистом, в частной и общественной жизни - теистом".
Конечно, всё основано прежде всего на личном опыте в упомянутых областях деятельности, да и времени на обдумывание этого опыта было потрачено немало - долгая (особенно по меркам того времени) жизнь научила отказу от догматичности, так что все мировоззрения могли, чередуясь, ужиться в одной голове.Современники, у которых Гёте в те годы числился "олимпийцем", называли это "философичность", а  ребята помоложе и без почтения к регалиям - "ситуативная инструментальность" (и это еще самый мягкий вариант, не все были столь вежливы, наблюдая придание мировоззрению служебной роли - смотря по обстоятельствам).
Сейчас-то мы понимаем всю опасность принципиальности...
Но вот что касается мнения о благотворности теизма в частной и общественной жизни - тут не всё так просто.Конечно, Гёте имел в виду прежде всего и даже, веротно, исключительно христианство.Другие конфессии ему были знакомы вполне поверхностно и служили не более, чем экзотическим материалом для художественного творчества.Но ведь и христианство в политике отметилось в не столь уж давние для Гёте времена вполне скверно - и инквизицией, и религиозными войнами (опустошительная Тридцатилетняя война, начатая под знамем воинствующего католицизма, закончилась всего за 101 год до рождения поэта).Похоже, Гёте, говоря о необходимости теизма, исходил прежде всего из европейского опыта бурь 1789-1815 годов.А инквизиция и религиозные войны после эпохи Просвещения казались ему (и правильно казались) уже невозможными."Священный союз" Австрии, Пруссии и России, гарантируя политическую стабильность (как выяснилось, иллюзорную), не посягал на свободу вероисповедания - и сие подчеркивалось хотя бы тем, что все три монарха принадлежали к разным деноминациям христианства (то-есть, парой столетий ранее каждый являлся бы для двух других еретиком - а это куда хуже, чем явный иноверец).
В общем - если забыть (тогда это возможно было) о существовании ислама, то и третья рекомендация Гёте приемлема.Естественно, для его времени и места.

ZГёте

Previous post Next post
Up