Всё чаще и чаще раздаются голоса-предложения установить в Москве памятник экс-генсеку Леониду Ильичу Брежневу. Некоторые товарищи, видимо, вспоминая молодость и свои прошлые возможности, прямо-таки с придыханием называют время правления Леонида Ильича раем на земле. Так и говорят: мы уже были в раю, но не заметили.
Конечно, если жить в условиях кромешной пропаганды и тотального вранья, можно действительно впасть в эйфорию, да так впасть, что и за 40 лет от неё не отойти. Только, ради бога, оставьте свои аргументы в виде возрастного шовинизма под своим диваном. Чтобы хорошо знать ту или иную эпоху, жить в ней необязательно. Материалов в свободном доступе вполне достаточно, чтобы разобраться во многих вопросах того времени и сделать определённые выводы.
Когда размахивают возрастом и злобно говорят: «Ты в то время не жил, а потому не имеешь права рассуждать о нём», я напоминаю «знатокам», что они не жили и во времена Николая II, Ленина, Сталина, однако убеждают молодёжь в том, что «Николашка» был кровавым, Ленин - гениальным философом, Сталин - эффективным менеджером. То есть, они считают, что не жив в те времена, они имеют право восхвалять их и руководителей тех лет. Оставим этот на совести великовозрастных демагогов.
Итак, приступим. Что же такого совершил товарищ Брежнев героического? Что сделал полезного для страны? И почему ставится вопрос о памятнике этому деятелю? И вообще, нужен ли нам этот артефакт? Давайте, что говорится, почесноку.
Сегодня недальновидно-поверхностные историки винят в развале СССР в основном Горбачёва и Ельцина, но слышать не хотят о том, что к падению Советского Союза привела халатность и расхлябанная политика Брежнева. Горбачёв принял страну в полуразваленном состоянии. То, что мы называем брежневской стабильностью, на деле оказалось стагнацией советской экономики. Непредвзятая и неприукрашенная статистика красноречиво показывает, что при Брежневе Союз безнадежно отстал технологически от Запада. В самом начале правления была предпринята попытка провести экономические реформы. Но куда же! Ведь нарушались принципы социалистической экономики, а товарища Косыгина так и вовсе обвинили в заигрывании перед капитализмом. Партийные бонзы, прежде всего, думали, о красивой обложке, а не о содержании. А тут ещё на горизонте нарисовалась Пражская весна 1968 года, напугавшая партноменклатуру так, что та мигом все эти буржуйские реформы свернула.
Сегодня, наверное, уже и первоклассник знает выражение «нефтяная игла». Но мало кто знает, что на ту иглу СССР подсел ещё в 70-е годы, превратившись в экспортёра сырья. А товары ведь можно и купить. Зачем их производить (в необходимых количествах)? Как говорил Леонид Ильич, экономика должна быть экономной. Абсолютно непонятно, что он имел в виду под этим выражением. Кто-то в те времена его поправил: экономика должна быть экономикой. Но! Опять-таки, социализм - «дело тонкое, Петруха».
Разве не товарищ Брежнев несёт ответственность за вторжение СССР в Афганистан? А ведь это был колоссальный удар по экономике страны. Мало того, что нас обложили санкциями, так мы ещё и несли непомерные затраты и на войну, и на содержание каких-то сомнительных режимов по всему миру, вроде как пытающихся построить социализм. Если быть кратким, то в итоге Горбачёву досталась пустая казна и подмоченная репутация. В стране царили ложь и лицемерие. Как воздуха людям не хватало гласности и правды. Известно, если паровой котёл плотно закупорить крышкой, то рано или поздно он рванёт.
Вот кому нужно ставить памятник даже при жизни - Горбачёву. Он сделал главное - научил людей публично говорить правду и не допустил гражданской войны, а бойня была бы похлеще ленинской. По сути, она и сейчас ещё идёт, но в холодном варианте и на полях интернета. Но до горячего всесоюзного столкновения не дошло, и это заслуга первого президента СССР.
Теперь о дружбе народов. Вкратце остановлюсь на мятежах во время правления Брежнева. В 1967 году в городах Чимкенте (Казахская ССР) и Фрунзе (столица Киргизской ССР) произошли наиболее крупные массовые беспорядки, они сопровождались погромами и поджогами. Во Фрунзе толпа разгромила и сожгла городской и два районных отдела милиции. В Чимкенте подверглись разгрому здания горотдела милиции, областного управления охраны общественного порядка и следственный изолятор.
12 апреля 1967 г. в Туле толпа требовала расправы с милицией.
В Тирасполе (Молдавия) был устроен еврейский погром. Молдавская прокуратура попыталась скрыть причину конфликта.
Волнения происходи в Грозном, Тбилиси, Казахстане. Кроме того, в Казахстане частенько находили разбитые вывески на русском языке и националистические листовки как на русском, так и на казахском языках. Среди интеллигенции и студентов высказывалось недовольство "засильем" русских в республиканских органах власти и в партийном аппарате республики, широким распространением русского языка в делопроизводстве и системе образования.
"Беспорядочными" были стихийные демонстрации и митинги в Армении (апрель 1965 г.) и в Абхазской АССР в марте-апреле 1967 г.
У наиболее опасных для власти массовых беспорядков, подобных новочеркасским, и у забастовок были в какой-то степени общие корни: массовое недовольство периодическим увеличением норм выработки и пересмотрами тарифных сеток, плохие условия труда, задержки в выплате заработной платы, перебои в снабжении продуктами и т.п. Ощутимые симптомы такого недовольства и нездоровые высказывания по этому поводу вновь обнаружили себя в 1969 г.
Количество преступлений на 100 тысяч населения в 1978 г. составило 503 против 380 в 1966 г. Особенно быстро росла преступность в некоторых районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Снова начали появляться города, "оккупированные" полукриминальными элементами. В конце 1970-х гг. страну охватила эпидемия повального пьянства. По сравнению с 1960 г. потребление алкоголя выросло в два раза. На учете состояло два миллиона алкоголиков. В 1978 г. в органы милиции было доставлено около 9 миллионов пьяных, свыше 6 миллионов попали в вытрезвитель.
Удручающая статистика преступности, пьянства, хулиганства обещала новую волну бунтов и волнений. Спровоцировать ее могли как попытки наведения порядка полицейскими способами, так и очевидные для потенциальных бунтовщиков признаки слабости власти.
А Леонид Ильич в это время вешал себе на китель пятую звезду героя. Но как же нужно было потерять совесть, чтобы повесить себе на грудь орден «Победа». 20 февраля 1978 года Брежнев был награждён орденом, за «… большой вклад в победу советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне…», который вручался только в военное время за выдающиеся заслуги в командовании фронтом при победах.
Хорошо хоть власти одумались во время перестройки и награждение было отменено 21 сентября 1989 года как противоречившее статуту ордена.
В 1985 году страна вступала в новую эпоху, уже сидя на бочке с порохом с зажженным фитилем. Неудовлетворенные национальные амбиции и старые этнические обиды, миллионы обиженных пьяниц, проводящих ночи в вытрезвителе или 15 суток под арестом, огромное количество ежегодно попадавшихся на мелких хищениях людей и еще больше - оставшихся безнаказанными, молодежь, выросшая в пьющих.
А мы сегодня удивляемся, откуда в новой России появилось столько уголовников и почему во время перестройки начались националистические шатания в республиках СССР.
Нужно сказать прямо и честно: всё начиналось задолго до Михаила Сергеевича и Бориса Николаевича, и не надо делать из них козлов отпущения.