Продолжение! Зам. Министра Образования Игорь Реморенко комментирует предложения учителей по ЕГЭ.

Jun 20, 2013 00:07

Да! Дискуссия продолжается!

Начиналось всё ЗДЕСЬ !

Неожиданно Игорь Реморенко прокомментировал мои ПРЕДЛОЖЕНИЯ в ЖЖ и в ответ сам предложил мне собрать вопросы, касающиеся ЕГЭ,  от заинтересованных лиц!

Я в свою очередь предложил учительскому сообществу пообщаться с заместителем министра. И вот что из этого вышло!

Орфографию и пунктуацию оставил авторские. Это ваши вопросы и предложения. Игорь Реморенко не стал откладывать комментарии в долгий ящик и ответил сразу после получения моего письма.
Вот:

- По поводу распечатки заданий непосредственно перед сдачей ЕГЭ: На распечатку нужно больше суток? Это просто вранье - причем глупое. Считаем что называется "на пальцах".
Производительность недорого лазерного принтера составляет около 20 страниц в минуту. То есть печатается два варианта в минуту. Если в школе 3-4 лазерника, то в минуту мы получим 6-8 комплектов в минуту.
Всё. Это никакие не дни и даже не часы. Г-н Реморенко, Вам врут. В мелочах. Сами думайте, что делать с теми, кто врет Вам с легкостью необыкновенной. Более того, такая скорость формирования вариантов заданий позволяет иметь открытую базу из тысячи- полутора заданий- ничего страшного, что те, кто готовятся к экзамену, прорешают их- в старые времена институты публиковали свои экзаменационные задания и ничего страшного от того не получалось.
Г-н Реморенко, тут недавно высказывалось мнение, что подготовить тысячу заданий очень дорого? Вряд ли стоит верить такому мнению. Вряд ли подготовка задания обойдется дороже рублевого эквивалента десяти долларов- стало быть, подготовка тысячи заданий обойдется в десять тысяч долларов.
Зато варианты можно формировать непосредственно при начале сдачи ЕГЭ. Это займет секунду, может быть- целых полторы секунды на вариант. Не больше. Зато возможность списывать напрямую уйдет. Уйдет в сущности один компонент, обеспечивающий коррупционность процедуры.
Скажите, г-н зам. министра, готовы ли Вы вот именно к такому варианту- снизить затраты на подготовку материалов за счет отказа от неслабой полиграфии и снизить коррупционные риски процесса?
Или- не готовы? Или Вам такое не простят? Жду ответа, мне, право слово, интересно...
Да, еще один аспект. Это не импровизация. Такие системы разрабатывались и функционировали именно в министерстве, в котором Вы работали. Но похоже, кому- то очень не понравилась прозрачность системы- и- о, ужас!- возможности апелляций сдающих такие экзамены. В ЕГЭ- то апеллировать не просто трудно, очень трудно. Так он устроен.

Игорь Реморенко: У нас есть пункты приёма экзаменов и по 300 человек. И далеко не везде есть лазерные принтеры с функцией сортировки печати. Но не это главное.

- Тут скорее неясно следующее: чем хуже доставка в школу упакованных в спецпакетах КИМов? Прецедентов утечки этих данных не было. Утекали как раз электронные варианты и фотографии работ во время их сдачи. Получается, что вероятность утечки будет больше, а защита от фотографирования (она есть на спецбумаге и у 150 «фотографов» работы аннулированы) и вовсе пропадёт.
- Вариант распечатки хорош тем, что «можно намешать» очень много версий КИМов из разных заданий. Эта идея точно заслуживает внимания, но её можно реализовать и в бумажном варианте.
- Предложение по поводу апелляции по части "С". Сейчас когда ученик подававший на апелляцию по части "С" может максимум прибавить лишь 2 балла к своему результату. Я предлагаю расширить такой барьер например до "5" баллов. Ведь бывают случаи когда учителя, к примеру, проверяя, не заметив что-то, могут не до дать больше 2-х баллов.

Игорь Реморенко: Тут надо понимать идёт речь о технических баллах или уже о пересчёте в 100-балку. Я знаю случаи, когда добавлялось или снималось более, чем 2 балла.

- ЕГЭ должен стать разумным. Когда-то в школе давался официальный список тем сочинений и сборник заданий по математике, из которых формировалась потом экзаменационная работа. Если варианты заданий будут открытыми, выиграют все. Пусть их будет 1000. И нет необходимости составлять каждый год новые.

Игорь РЕморенко: Согласен. По математике уже так www.mathege.ru . Со временем будет и по другим предметам.

Согласна, что что экзамен по математике не должен быть обязательным в 11 классе: "жизненная" математика закончилась в девятом. Вот на ГИА ее и сдавать.
ЕГЭ не должен быть единственным фактором, учитывающимся при поступлении в вуз. Портфолио, например, не только способ отобрать талантливых ребят, но и стимул к активной жизненной позиции. А может быть, защита проекта в вузе или что-то еще, что выберет сам вуз.

Игорь Реморенко: Согласен.

- Предлагаю в школе ввести ежегодные экзамены по 2-3 предметам. А начиная с 8 класса - 2 раза в год. К моменту ЕГЭ дети не будут испытывать никакого страха перед самой процедурой экзамена. Через экзамены 2 раза в год (9 и 10 класс) прошел сам - знаю по себе, что предлагаю. Знаю, что сейчас многие лицеи и гимназии проводят экзамены 2 раза в год. Почему бы не сделать это во всех школах?

Игорь Реморенко: Это так называемая промежуточная аттестация. Она в компетенции школы. Хорошее дело. Если знаете школы, где это толково налажено, можно было бы их методические материалы опубликовать для других. Мы этому поспособствуем.

- Мои предложения. Насколько я помню, уже звучала идея о сдаче русского языка в 10м классе. Считаю, что это, во-первых, разгрузит школьников в 11м классе, тем более, что планируется введение иностранного языка в качестве обязательного для сдачи предмета. Во-вторых, даст им некоторый опыт сдачи ЕГЭ, то есть, это уже не будет таким стрессом, как сейчас. В-третьих - русский язык, как предмет, не представляет собой ничего нового в старших классах.

Игорь Реморенко: Эта идея неоднократно звучала, но особо её никто не поддерживает. Видимо, не видят в ней нечто критически важное. Надо попробовать ещё раз предложить.

- Далее, неплохо было бы повысить минимальные баллы, хотя бы по профильным предметам (в том числе по т.н "профильной математике"). Думаю, со мной согласятся, что люди с низкими баллами в ВУЗах не нужны, пусть даже и на платном. Некоторые ВУЗы и так уже имеют повышенную планку прохода, но, как правило, она совпадает с минимальными баллами ЕГЭ. Именно повышение планки по профильным предметам позволит оградить ВУЗы от идиотов. Так же стоит повышать минимальные баллы вместе с введением некоторых смягчающих мер, таких, как уже названные комнаты для консультаций или полная открытость заданий в Интернете.

Игорь Реморенко: Может быть, но по математике уже сейчас почти 8% не сдавших экзамен. Это немало.

- Считаю полным бредом использование оценок в аттестате и медалей для поступления в ВУЗ. Качество образования в школах, как правило, низкое, не стоит забывать о том, что оценки выпускника по большей части (если по всей стране смотреть) представляют собой субъективное мнение малообразованных людей, называющихся учителями. Медали тоже, как правило, получают незаслуженно. Первые классы человек работает на медаль, затем, когда мозгов уже не хватает, медаль на него. Поэтому я не вижу место столь субъективным параметрам в числе критериев для поступления в ВУЗ.

Игорь РЕморенко: Не соглашусь с Вами. Мне кажется, что если за средний балл аттестата давать слишком много баллов - коррупция, неадекватное оценивание. Если же немного - то это стимул учить не только предметы «для ЕГЭ».

- 1. математика обязательна. Без всяких уровней. Гуманитарий? Сдавай на 24 балла и хорошо. Миш, согласись, 5 заданий не сделать - это уже `ни в какие ворота`.
2. Прибавить время и на математику!!! Мало 3 часа 55 мин для технарей.
3. Никаких `консультационных комнат`. Не знаю про другие предметы, а по математике дать набор ( отобрать заранее для всех одинаково) формул. Любой ребенок будет себя спокойнее чувствовать. Никаким бездельникам и двоечникам они все равно не помогут.
4. Согласна на 100% про присланные задания на E-Mail. Задолбало вранье. Причем задолбало именно хороших учеников.

Игорь Реморенко: Дайте какие-то более подробные обоснования о недостаточности времени, тестологи посмотрят. Обычно время устанавливается не просто так, а на основе тщательной апробации на разных группах учащихся.

- Об увеличении времени на литературу: творческих 5заданий уместить в 24о минут никак невозможно. будем надеяться на положительные сдвиги в процедуре ЕГЭ. Вопрос о глушилках хороший, но для детей большее волнение вызывает факт сдачи в чужой школе. И не надо сравнивать Реморенко себя. Он уже достаточно взрослый, а детям17-18. Сдавать в своей школе. Мне понравилась идея про консультационную комнату.

Игорь Реморенко: Я конечно старый, но не настолько. Экзамены в незнакомых аудиториях придётся сдавать уже на 1 семестре в вузе. Надо привыкать.

- Предлагаю организовать проверку ЕГЭ и ГИА на местах, чтобы ученик не ждал по 14дней ответ. Это выматывает и указывает на недоверие учителям на месте. Что в пределах своей области не разобраться, своего района, школы? В городах много школ, поменять учителей при проверке, сообщить поздно. Среди учителей школы много честных людей.

Игорь Реморенко: Сроки с каждым годом сокращаются. Ранее ждали вообще около месяца, как международные экзамены. Но длительные сроки необходимы, чтобы все работы проверялись максимально по одинаковым критериям. Этого нельзя будет соблюсти, если все работы будут проверять на местах. Появятся подделки, когда работы будут сдавать незаполненными, а экзаменаторы заполнять, как и было до ЕГЭ.

- Задания на E-Mail уже присылаются, если ЕГЭ проходит по технологии ТОМ (для труднодоступных местностей) У нас в Якутии уже 2 года так. Банк с заданиями скачивается заранее, а вот пароль только в день экзамена, за 2 часа до начала.

Игорь Реморенко: Вот именно эти задания в этом года и дали утечку. Поэтому эта схема, мягко говоря, неидеальна.

- Прочитала всю переписку по поводу ЕГЭ очень внимательно.Чтобы наши дети хорошо сдавали ЕГЭ по русскому языку (я против ЕГЭ в той форме, в какой она есть сейчас), необходимо пересмотреть Учебные планы.Уроки русского языка и литературы сокращены до минимума (10-11 класс по 1 часу русского языка и по 3 литературы).Изучать произведения приходится практически обзорно.Мы поставлены в неравные условия со статусными школами, а задания ЕГЭ для всех совершенно одинаковы.А вот часы математики никто не сокращал.
Пусть вернут нам часы и сочинение.

Игорь Реморенко: Часы централизованно не сокращались с 1998 года, Базисный план не менялся. Соберите школьный совет, добавьте нужные часы, взяв их из вариатива, если сможете убедить коллег.

- Прошу рассмотреть вопрос о выдаче аттестатов при любом результате ЕГЭ и ГИА. Пусть ребёнку аттестат выдадут, а в свидетельстве о сдаче экзаменов проставят набранные баллы. И так станет понятно, если в аттестате `3` и 20 баллов, какой уровень усвоения предмета. Может быть эта мера снизит уровень списавших...Дети перестанут бояться экзамена.

Игорь Реморенко: А почему перестанут? Всё равно же по такому аттестату поступить никуда будет нельзя. Да и явной двойки в аттестате всё равно бояться будут. Эта ведь общемировая историческая реалия - если не аттестован, не получаешь аттестат.

- Убрать часть С по русскому языку, т.к. уже 10 лет наблюдаю, как некоторые эксперты `проверяют` сочинения, ставя усредненно по многим критериям 1 балл.Там, где творческое задание, объективности быть не может.Да и трудно назвать то,что пишут по шаблону наши дети, творческой работой.

Игорь Реморенко: Тут нужен более развёрнутый анализ с примерами, чтобы посмотрели тестологи. Направьте его в Рособрнадзор.

- Реморенко со дня на день покинет свой пост замминистра и уйдёт... не скажу, куда.
Так какой смысл сейчас иметь дело с отрезанным ломтём, которому всё равно, ибо он на новом месте будет решать совсем иные проблемы, нежели те, которыми сейчас интересуется?

Игорь Реморенко: Спасибо за ломоть. Это как-то ласково вроде бы.

- Вузы должны объявить минимум баллов, с которыми можно подавать документы (сейчас это есть, но не везде,в педагогич. берут по целевым направлениям с таким количеством баллов, что становится страшно)

Игорь Реморенко: Те, куда берут с низкими баллами, постепенно перестанут получать бюджетные заказы. Но средние баллы в педвузы сейчас растут. Посмотрите, к примеру, Московский городской педагогический университет.

- По сути: в каждом городе надо иметь постоянные пункты по приему ЕГЭ, оснащенные всем необходимым- видео, глушилки, компьютеры с Интернетом и тд
Штат небольшой- руководитель (подчиняется Рособрнадзору, техн секретарь- он же программист)
Назначается и руководитель только по решению Минобра _за каждым регионом куратор из Минобра, он и подбирает руководителей)
Остальные сотрудники на время ЕГЭ набираются на местах на конкурсной основе с оплатой по договору подряда (как избирательные комиссии), набор производить также как присяжные заседатели- список, а кто и куда попадет непосредственно перед днем ЕГЭ узнают
Сроки ЕГЭ устанавливать не в один день, а в промежуток- 20-23 мая русский и т.д (кто то плохо себя почувствовал, пришел на другой день) Остальное тоже самое, что есть и сейчас
Ответственность за нарушения на ЕГЭ- персональная с руководителя пункта в первую очередь период Е

Игорь Реморенко: Регионы разные. В Чечне, например, на всех пунктах установлены видеокамеры и всё пишется. Результаты там одни из самых невысоких. Всё же это регион должен решать - где какой контроль нужен и насколько сильный.

- Часть С - это пытка и мука. Так же, как для математики, нужна дифференциация. Хочешь идти на творческий факультет, сдавай. Остальные - лишняя трата времени. Дети буквы стали забывать. Такими каракулями пишут. А учителю хоть глаза выпучи, а проверь.
Защиту информации повесить на ВУЗы, так как это в их интересах. А во Франции вообще принимают всех на 1 курс. Решающей становится 1 сессия. Хотя с нашим уровнем коррупции. Мне иногда хочется спросить: Ну ладно мы, обязательное образование. А им не противно работать в таких условиях. Деньги деньгами, я б ... Впрочем, каждый на своем месте.

Игорь РЕморенко: Ну а в чём вопрос? Я проблемы не вижу. Не надо вам в профильный вуз - не сдавайте часть С. Пусть общий балл не будет высоким, если предмет непрофильный.

- Поддерживаю Светлану Фатеевну: аттестаты выдавать всем, а баллы сделают своё дело сами. Ни в коем случае вузам не отдавать вступительные экзамены. ЕГЭ поэтому и ввели, чтобы убрать коррупцию в вузах. Тогда все места были куплены с сентября прошлого года.

Игорь Реморенко: Конечно, не надо отдавать. Никто не собирается.

- Аттестаты выдавать независимо от
результатов ЕГЭ: ученик работал, работал в соответствии со своими возможностями,
способностями, умениями и умом. Во многих
селах, районах детей 15-16 лет порой некуда определить, да и родители боятся
отправлять куда-то далеко учиться - ребенок
еще: характер не сформировался.

Игорь РЕморенко: И что дальше с такими аттестатами делать, если продолжить образование нельзя? К тому же, наличие аттестата по нашей конституции - автоматически допускает к поступлению в вуз. А тут так не получится.

- ЕГЭ и ГИА по желанию. Хочешь поступать в вуз - сдавай ЕГЭ. Пусть вузы принимают результаты.
Недавно встретила бывшую ученицу:школу
окончила 4 года назад. В свое время сдавала ЕГЭ,
поступила в техникум, но жизнь повернулась
по-другому: вышла замуж, родила сына. Брала академический отпуск на год, а получилось больше
(сынок все болеет). Теперь он подрос, мама решила продолжить обучение, но время ушло. Пришлось
нынче снова сдавать ЕГЭ. Русский сдала, а
математику завалила (сама готовилась, пробовала).
Жалко девчонку. Говорит буду на следующий год сдавать, профессию надо получать, сына надо растить, учить. Как избежать таких ситуаций?

Игорь Реморенко: Лучше учиться, больше никак.

- Увеличить продолжительность времени на сдачу ЕГЭ по иностранным языкам. Иняз оставить как выборный экзамен. Упростить раздел грамматика и лексика. Выдавать аттестаты при любой сдаче ЕГЭ и ГИА.

Игорь Реморенко: ЕГЭ по иностранному будет меняться, будет добавляться «говорение». Направьте более развёрнутые предложения в Рособрнадзор.

- 1. Не привлекать учителей к проведению ЕГЭ организаторами. 2. Не забирать учеников 10-11-х классов с уроков пачками на различные спортивные соревнования, мероприятия. 3. Отменить бестолковые краевые контрольные работы якобы в целях подготовки к ЕГЭ, а, на самом деле, мешающие этой подготовке. 4. отменить т.н. межшкольные факультативы по подготовке к ЕГЭ, когда учеников разных школ учителя бесплатно привозят за десятки км. в другую школу, а учитель этой школы по своему предмету ведёт бесплатное занятие (обосновывают тем, что в ряде школ нет профильных специалистов, историю, например, ведут учителя биологии или русского). 5. Наконец-то платить учителю за подготовку к ЕГЭ не 500 рублей в месяц (только не надо говорить, что можно только на уроках по программе, которая, например, по обществознанию в 11-м кл. на 50 процентов не совпадает с кодификатором ЕГЭ, подготовить ученика на 70-80 баллов). 6. Отменить подушевое фининсирование хотя бы в 10-х-11х кл. (на следующий год у нас в 10-м будет 11 человек, а в 11-м 8. Так как школа не малокомплектная, а у меня по 5 часов в неделю в каждом из этих классов, то моя зарплата за 29 часов будет фактически за 19 ибо эти 10 часов в неделю в этих классах выпадают как почти бесплатная работа). Предложений ещё очень много, да какой толк, если г-н Реморенко сказал, что скоро уйдёт.

Игорь РЕморенко: По п.1 - не понимаю, почему нельзя привлекать учителей к проведению ЕГЭ. Особенно если это учителя из другой школы и преподающие другой предмет. А если не учителей привлекать, то кого? Иностранную рабочую силу? Вряд ли. По остальным вопросам - всё решается на уровне школы, муниципалитета, региона. Тут кончаются федеральные полномочия.

С уважением, Игорь Реморенко.

Михаил Самарский, Игорь Реморенко, ЕГЭ

Previous post Next post
Up