Ссылка:
http://rusiahoy.com/articles/2011/06/14/informe_para_ciegos_12542.html
Это оригинал на русском языке. Хотя редакция в испанском варианте многое сократила.
Какое твое любимое занятие? И какое - главное?
- Ох, много любимых занятий. Но самое любимое - это, пожалуй, чтение. Знаете, до чего дошло? Раньше, читая книгу, я представлял какие-то картинки, прокручивал в голове собственное кино, а теперь наоборот: смотрю фильм и думаю, как бы это всё было описано в книге. В прошлом году я начал составлять список книг, которые нужно обязательно прочитать, и постоянно этот список пополняю. В нём уже более пятисот названий. Не представляю, когда я их все прочитаю. Но, как говорит мой дед: план - закон, выполнить его обязанность, перевыполнить - честь! Был у них раньше такой лозунг!
Что касается главного занятия - это моя программа «Живые сердца». «У нас мёртвые глаза, но живые сердца!» - впервые я услышал эту фразу два года назад. Произнёс её слепой мальчик, с которым я случайно познакомился в парке. Его рассказы о своей жизни настолько потрясли меня, что я решил примерить на себя «одежды» этого парня и прочувствовать всю ту душевную боль, которую он испытывает ежедневно, ежечасно. Дождавшись летних каникул, я на несколько дней «умертвил» свои глаза. В результате прожил трое суток со светонепроницаемой повязкой на глазах. Никаких исключений - 72 часа жил жизнью слепого человека. Принимал пищу, гулял по двору, играл с собакой, обычные книги заменил на аудио, слушал телевизор.
Не стану кривить душой - было страшно. Иногда было просто невыносимо. В первый же день ( да что там день - в первый же час) хотелось сорвать повязку и больше никогда не проводить таких экспериментов. Скажу честно, я и сам не знаю, как мне удалось выдержать эти три «чёрных» дня.
И всё же до конца зрячему человеку это не прочувствовать. Ведь я же знал, что пройдёт день, другой, третий, и я снова увижу маму, синее небо, зелёную траву, розовые вечерние облака. Однажды мне вдруг пришла мысль: «А вдруг это навсегда?». Внутри всё оборвалось. В последнюю ночь я долго не мог уснуть, мне хотелось не просто расплакаться, а разрыдаться. Не знаю, что это было - то ли провидение, то ли просто так совпало, но, когда я снял повязку и поднял глаза к небу, там сияла радуга. Я очень люблю смотреть на радугу и всегда огорчаюсь, когда она исчезает, Но в тот день я почему-то радости не испытал. Первое, что мне подумалось: мой друг никогда не увидит этой красоты. И тогда я дал себе слово: «Сколько буду жить на этом свете, столько буду помогать слепым людям!».
Чем школьник может помочь незрячим? Я стал собирать материал, познакомился с инструкторами собак-поводырей, стал переписываться с незрячими людьми, в конце концов, написал книгу о слепом мальчике и его друге, лабрадоре-поводыре Трисоне. Назвал книгу, конечно же, «Радуга для друга». К моему удивлению, несмотря на то, что книга в полном смысле светская, она была рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
После выхода книги в России, она была переведена на немецкий язык, издана в Чехии, готовятся переводы на английский, болгарский и шведский языки. Нашлись добрые люди, которые помогли издать в России «Радугу…» шрифтом Брайля. Это очень дорогостоящее мероприятие. Один экземпляр обходится около полутора тысяч рублей. Мы вместе с меценатами разослали бесплатно книгу по всем специализированным школам и библиотекам для слепых.
Я получаю десятки, сотни писем со словами благодарности от незрячих читателей. Приведу одно из них:
«Добрый вечер, Михаил! Благодарю за интереснейшую книгу "Радуга для друга", которую вы мне сегодня переслали, и которую я прочитал на одном дыхании. У меня сложилось впечатление, что вы очень глубоко знакомы с жизнью незрячих. Напрашивается один вывод: вы знаете проблемы незрячих не понаслышке. Возможно, у вас имеются проблемы со зрением, либо у вас есть незрячие знакомые. Прошу не обижаться на моё такое мнение. Если возможно, вышлите мне, пожалуйста, ещё ваши книги, если нетрудно, все. Буду вам за это чрезмерно благодарен, и с нетерпением буду ждать все ваши книги. С наилучшими пожеланиями ваш незрячий читатель Ш.Я.»
Но, увы, многие инвалиды по зрению не имеют специальные компьютерные программы для чтения электронных книг, не каждый умеет читать на шрифте Брайля. Очень многие слепые люди просят организовать выпуск аудиокниг. Для них это единственная возможность приобщиться к классической и современной литературе. Потому я организовал программу «Живые сердца», с которой вы можете ознакомиться на моём сайте. И вы знаете, нам удалось выпустить аудиоверсию «Радуги…». Начало положено. А значит, будет продолжение.
Когда ты начал писать и в связи с чем?
- Сочинял с 1-го класса всякие рассказики, сказки, басни. В нашей семье невозможно было не начать писать. У нас даже есть традиция: на каждых каникулах мы все (папа, мама и я) сочиняем по рассказу, а потом устраиваем семейные чтения. Конечно, те рассказы не публикуются ( в них много личного), но смеёмся от души. Можно придумывать всё, что угодно, но побеждать должны любовь и добро. Открою один секрет: однажды я изобразил своих родителей Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным. Родители хохотали до слёз, потому что герои получились очень смешными и добрыми. То есть, я всю сказку перевернул с ног на голову. Вообще, люблю фантазировать и переворачивать ситуации.
К десяти годам я волей-неволей стал сравнивать свои рассказы с произведениями маститых авторов. Учиться-то есть у кого. Мои любимые писатели: Набоков, Шолохов, Гоголь, Пушкин, Толстой, Сэлинджер, Брэдбери… Самого-самого назвать сложно.
Однажды случилось невероятное. К тому времени я прочитал «Два капитана» Вениамина Каверина. Не знаю, то ли так совпало, и я начал взрослеть, то ли действительно на меня повлиял роман, и я стал иначе думать о творчестве, но после него я, во-первых, стал читать раза в три больше, а во-вторых, ну прямо-таки, что говорится, расписался. Летом в 2009 году отказался от поездок в детские лагеря (благо, недалеко от дома озёра, можно где и поплавать, позагорать) и засел за книгу.
Сначала думал, что это будет сборник рассказов, но через месяц понял, что тут нечто большее. По вечерам я зачитывался романом «Над пропастью во ржи» и стихами Иосифа Бродского. Его стихотворение «Холмы» потрясло меня. Я поверил автору и понял, что наша жизнь - это и есть холмы. Вот так и появились на свет роман «На качелях между холмами» и лирический герой Миша Миров, по-настоящему влюбившийся в девочку Машу из Ростова-на-Дону. Да так влюбился, что в следующей книге рванул к любимой автостопом из Москвы. Ох, и натерпелся мой тёзка в той поездке. Надеюсь, что вам понравятся обе книги. Не обращайте внимания на надпись на обложке - гражданам старше восемнадцати лет читать не рекомендуется. Если хотите узнать, что думают о вас ваши дети, обязательно прочитайте. Вы сможете сблизиться с ними. Книга о моём сверстнике. Но это не биография - это художественное произведение. Разослал по издательствам. Через некоторое время от нескольких издательств поступило предложение опубликовать повесть. По совету родителей, выбрал «Аграф». Так осенью 2009 года книга появилась на свет. Ну, а дальше решил не останавливаться. Следующей книгой стала «Радуга для друга» .
О чем ты пишешь сейчас?
Сейчас работаю над продолжением «Радуги» и собираю материал для книги о детях-беспризорниках. У меня есть очень опытный консультант (мой ровесник). Я не могу назвать его фамилию, но он очень долго жил на вокзалах, в подвалах, путешествовал автостопом по России. Сейчас парень живёт в семье. Его усыновили. Только по одним его рассказам можно написать книгу, тем более и в его судьбе победили и добро, и любовь. Но я хочу создать более глубокое произведение.
Есть ли у твоих работ конкретный жанр? вообще, на твой взгляд, жанры в литературе все еще существуют?
Я до сих пор в этом не разобрался. Конечно, жанры существуют. Но к какому причислить свои произведения, я не знаю. Наверное, больше «приключения», хотя каждый читатель, думаю, найдёт в моих книгах что-то близкое его душе.
Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто твои любимые … персонажи?
Вы будете, наверное, смеяться, но сейчас я читаю «Биографию Сталина», которая была издана ещё при жизни Иосифа Виссарионовича. Очень интересная книга. Теперь я знаю, как выглядит настоящий «Супермен». ))))))))) Почему я решил прочитать эту книгу? Всё просто: перед этим прочитал «Автобиографию Сталина» Ричарда Лури , и захотелось сравнить художественное произведение с официозом.
Что думаешь по поводу того, что современному молодому человеку, привыкшему к обмену короткими сообщениями в Интернете, к гиперссылкам вместо непрерывного, с определенной логикой выстроенного текста, сложно концентрироваться на чем-то одном (как сосредоточенное чтение книги)? Ты сам «человек рассеянный»?
Увы, многие мои сверстники всё чаще предпочитают книге какой-нибудь «фильмец». Но своих друзей я всё же пытаюсь переубедить. Иногда мне это удаётся. Эта тема настолько велика, что в одном интервью об этом не расскажешь. Беда знаете в чём? В методах преподавания литературы в школе. Я уже об этом говорил и на радио, и на телевидении, и пишу в блогах. Некоторые люди набрасываются на меня, дескать, я едва ли не богохульничаю. Например, я выступаю против преподавания в школе «Левши» Лескова и пушкинских «Повестей Белкина». Тем более в 5-7 классах. Это чистой воды очковтирательство. Подойдите к любому семикласснику и спросите у него: о чём «Повести Белкина»? Может, один из ста что-то и вспомнит. А сколько времени и нервов на это тратится. Понимаю, учитель не виноват - у него программа. Но программу давно нужно поменять. Если вы хотите приучить ученика читать книги, то дайте ему такие книги, которые он будет «глотать». Понимаете? Человек, полюбивший книгу, сам придёт и к «Повестям Белкина» и к «Левше». И ничего страшного, если любовь к чтению придёт через «Трёх мушкетёров» или «Граф Монте-Кристо». Не знаю точно, как всё это построить, но абсолютно убеждён, что литературу в школе нужно преподавать по-другому. Иначе количество любителей «бумажных» книг с каждым годом будет уменьшаться.
Взрослые упрекают меня, а сами потом сознаются, что прочитали серьёзные книги уже в зрелом возрасте. Так зачем же в школе забивать мозги тем, что не воспринимается? Классику нужно изучать не из-под палки. В школу должна придти современная литература. Все эти разговоры о том, что сейчас нет настоящих писателей - это бред. Вы знаете, что Чехову однажды какой-то авторитетный критик сказал: не пишите пьес, это не ваше. От современников доставалось и Гоголю, и Достоевскому и Толстому. А вспомните, как травили Пастернака и Бродского.
Современный писатель ближе ученику, понятнее. Вот это и необходимо использовать в преподавании литературы.
Насчёт рассеянности - да, бывает. Но стараюсь от этого избавляться. )))
Когда ты впервые сел за компьютер и когда впервые вышел в Интернет?
В три года. И всё случилось в один день. ))) Сел за комп, через пару часов уже смотрел какие-то картинки, а к вечеру выучил несколько букв. И в этом нет ничего сверхъестественного. Посадите любого трёхлетнего ребёнка за компьютер, он сделает всё то же самое. Только подскажите ему, как называются буквы.
Ты пишешь больше за компьютером или от руки? в чем разница по ощущениям? Какое время суток самое продуктивное? Не засиживаешься за компьютером по ночам?
Больше за компьютером. Но часто использую авторучку или карандаш, особенно в дороге - записываю разные высказывания, поговорки, фразеологизмы. Непонятные потом «расшифровываю» через интернет. Перед сном иногда использую диктофон. Очень удобная штука. Лежишь и рассказываешь историю. Утром набираешь текст и сам удивляешься: как такое могло придти в голову? А ещё диктофон незаменимый для записи снов. Раньше я записывал их в блокнот. Но это неудобно. Пока запишешь, и сон пропадёт. А тут проснулся, нажал кнопочку, «набурчал» на диктофон и спи дальше. Но содержание сна уже в голове не затеряется. А это очень важно. Я иногда во сне даже стихи сочиняю. Попробуйте потом утром вспомнить. Хотите пример?
Мой причал вдали от океана,
Среди рыжих ягодок рябин -
Там, где выплывает из тумана
Пепелища сладкий русский дым.
Это пришло во сне. После стихотворения Пушкина. Помните? «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам...»
Разницы практически никакой. Всё зависит от настроения. Люблю работать ночью - никто не мешает. Тишина - сестра музы. )))) Но это возможно только на каникулах или в выходные. В будние дни режим строже, чтобы потом не спать на уроках.
Как начинался твой блог?
Сначала тусовался в разных чатах. Но это быстро наскучило. Затем «воевал» на форумах. Беда в том, что там много хамства. И когда всё это надоело, завёл несколько блогов. Сейчас уже и не вспомню, какой был первым. Это были в основном так называемые литературные блоги. Блог удобен тем, что ты сам регулируешь, кого туда пускать, а перед кем закрыть двери. Я не сторонник цензуры в своих блогах, критика приветствуется, но «троллям» вход перекрываю. Это такие пользователи, которые нарочно создают конфликты, а потом начинают оскорблять, спамить и переходить на личности.
Ты смотришь телевизор? Какие программы нравятся, какие нет + почему?
Смотрю. Но в последнее время всё реже и реже. В основном, новостные программы, чтобы не отставать от жизни. Люблю канал «Дискавери» - там очень много интересного и познавательного. Иногда смотрю англоязычные программы, но это для совершенствования своего «английского». Иногда смотрю «Камеди-клаб», «Наша Раша». Очень люблю передачу Андрея Малахова «Пусть говорят». Многие его ругают, но я считаю, что его передачи полезны. Он поднимает такие проблемы, о которых другие СМИ обычно молчат или говорят о них вскользь. Я и сам нередко принимаю участие в передачах Андрея Малахова, но в основном в тех, где речь идёт о проблемах моих сверстников.
Расскажи немного о своей школе. Есть такие скучные уроки, на которых ты полностью отключаешься от происходящего? Какие уроки нравятся больше всего? Какие внешкольные занятия посещаешь?
Школа № 1239 у нас отличная - даже есть собственный бассейн. Отношения учителей с учениками строятся на взаимоуважении, хотя всяко бывает. Стыдно признаваться, но я тоже иногда получаю выговоры за поведение. Хотя в последнее время это случается всё реже и реже. Скучные уроки есть, но не хочу обижать учителей. Лучше назову любимый предмет. Не удивляйтесь, но это «химия». Этот предмет появился у нас только в восьмом классе. И очень мне понравился. Разумеется, люблю русский, литературу, историю, обществознание, английский. А вот с математикой беда. То четыре, то три. Планирую летом подтянуться. Внешкольные занятии у меня проходят дома. Изучаю дополнительно русский язык, стилистику, философию.
Когда окончишь школу? Куда планируешь поступать и почему? Что думаешь по поводу ЕГЭ и вообще системы тестов в школе?
Школу окончу в 2014-ом году. Куда поступать и на кого, ещё полностью не определился. Но, думаю, это будет или режиссёрский ВГИКа, или филологический МГУ. А может, исторический или философский. Словом, пока размышляю. Время ещё есть. )))
О ЕГЭ ещё не задумывался. Рановато. А вот различные тесты не очень они мне нравятся. Не могу объяснить, но что-то в них есть такое - отталкивающее. Это не совсем обучение, а какая-то игра «Кто хочет стать миллионером?» Интересно, у Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя были тесты? Или они как-то без них стали великими писателями?
Тебе нравится жить в России? Какие моменты в российской истории интересны тебе больше всего?
Россия - моя Родина. Не всё мне здесь нравится, но жить я хочу здесь. Я побывал с родителями в разных странах. Интересно, любопытно, познавательно, но всё равно через неделю я уже скучаю по дому, друзьям, по, пусть и грязненькой, но своей, родной электричке.
В истории нашей страны сейчас меня больше всего интересуют: Октябрь 1917-го года, гражданская война, коллективизация, 22 июня 1941 года, оттепель, застой, перестройка, 1991-й год, правление Ельцина. Возникает очень много вопросов. Объяснения старших не всегда меня устраивают. Много противоречий. Много нелогичного. Когда пользователи в интернете ругают нынешнюю власть, я понимаю их (проблем действительно много), но мне кажется, что многие наши проблемы уходят корнями в СССР. Но чтобы делать какие-то определённые выводы, мне ещё нужно учиться и учиться.
Где тебе хотелось бы жить в идеале и почему?
Я с удовольствием жил бы в деревне, но с большой библиотекой и доступом в интернет. Хочу, чтобы у меня под окном гоготали гуси, а утром, вместо будильника, меня будил петух. Но в тоже время, чтобы это было недалеко от Москвы. Чтобы я мог в свободное время побродить по музеям, выставкам. Сходить в театр. Я ведь здесь вырос, и Москва уже во мне, в моём сердце.
Самое главное, что ты ценишь в отношениях между людьми?
Преданность и искренность. Позвольте добавить к вашему вопросу свой: что мне не нравится в людях? Вы знаете, если я слышу, что какой-то человек говорит плохо о своих родителях, я держусь от такого человека подальше. Понимаю, что ситуации бывают разными. Однако. Для меня самая главная заповедь: Почитай своих родителей!
О чем ты мечтаешь?
Только не смейтесь. Я хочу сделать этот мир добрее. Абсолютно убеждён, что в этом мне помогут любовь и милосердие. Это не пафосное утверждение, это моя мечта. А конкретно: хочу снять фильм «Радуга для друга». У нас многие жалуются, что снимаются в основном боевики, детективы, какие-то пустые фильмы, что нет нормального семейного кино. Где вы, господа режиссёры? Вы читали мою «Радугу…» ? Приглашаю к сотрудничеству. Ведь не зря же Издательский совет Русской Православной Церкви рекомендовал опубликовать светскую книгу.
Если найдутся люди, которые помогут снять этот фильм, на вырученные деньги я хочу построить школу для собак-поводырей. У нас в стране с этим полная беда. На триста инвалидов по зрению всего одна собака-поводырь, тогда как в развитых странах одна собака-поводырь на 10-12 человек. То есть в тридцать раз больше. Вот моя мечта - помогать слепым людям. Ведь действительно, у них мёртвые глаза, но сердца-то живые.
Какой день этой недели был у тебя самым удачным, самым полноценным?
15 мая с.г. я принимал участие в акции «Под флагом добра».
А 18 мая побывал в Государственном музее Пушкина на Пречистенке.