Feb 17, 2010 16:46
Пролог № 3:
3
Дороги бывают разными. Имею в виду не качество покрытия или ширину, их длину. Нет-нет, речь о другом. Небезызвестный Нестор (недавно проходили в школе) тоже когда-то ходил по дорогам. И, наверное, у него, как и у каждого из нас, была своя любимая дорога. А наверняка были пути, по которым ему не хотелось путешествовать. Возьмём, к примеру, меня. Я могу идти в школу, как минимум, по трём разным дорогам. Но почему-то хожу чаще всего по одной. И не сказать, что она самая короткая или удобная. Однажды я задумался, почему так. Решил, чтобы ответить на этот вопрос, буду в течение месяца каждый день ходить в школу разными дорогами. День хожу, два, три, неделю, месяц. Вы не поверите, но я нашёл ответ, почему у меня есть любимая дорога. Только не торопите меня, я расскажу вам об этом чуть позже. Не забывайте, это ведь ещё не сама книга, а всего лишь прологи.
Вы пока подумайте, какая дорога привлекает вас. Вы же тоже куда-то часто ходите или ездите (разницы в том нет). Если вы думаете, что это только нам, школьникам, делать нечего, как думать о маршрутах, то, уверяю, вы заблуждаетесь. Я долго наблюдал за движениями папы и мамы и пришёл к поразительному выводу: из пункта А в пункт Б они ездят разными дорогами, причём, как я установил с помощью их же навигатора, не самыми короткими. Нет, это очень важный вопрос. Очень. Я даже думаю, что людей больше портит не квартирный вопрос, а именно дорожный. Точно говорю: всё зависит от дороги.
И Александр Невский, и Дмитрий Донской вели на бой своих воинов по каким-то определённым, заранее спланированным маршрутам. Ну, в самом деле, не могли же они идти к месту битвы как попало. Один через поле, другой через реку, третий и вовсе в обход, как говорит мой дед, через сорок седьмой километр. Что же это за войско было бы? Толпа какая-то.
Опричники Ивана Грозного выбирали, видимо, самые короткие пути. Им нужно было успеть прибыть в пункт назначения, чтобы какой-либо Князь Серебряный не перехватил инициативу.
А недавно я проделал путь вместе с Александром Николаевичем Радищевым. Язык его повествования, конечно, очень тяжёл для современного школьника, приходилось возвращаться по несколько раз в одно и то же место. Но всё равно было очень интересно. Не пойму только одного: почему автора, казалось бы, безобидной книги хотели лишить головы. Вот уж люди боялись слова. Хотя, что лукавить, некоторых слов и сейчас люди боятся. Того и гляди, если не голову снесут, то грязью так обольют, мало не покажется.
Потом были дороги Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Мне повезло: у нас «классная» - учительница русского языка и литературы - Оксана Петровна Гранина. Если бы видели и слышали, как она ведёт урок! Это даже не урок, это репетиция спектакля. Вообразим, что звонок на урок литературы - это театральный звонок. Дверь в класс - это занавес. Занавес подымается, входит «режиссёр», вспыхивают огни рампы, актёры замерли в ожидании… Репетиц… урок начинается, и мы всем классом путешествуем во времени… У нашй учительницы даже безграмотный человек схватится за книжку. Это только благодаря ей я прочитываю на каждых каникулах по целому мешку книг. На День учителя я подарил Оксане Петровне стихотворение:
Переступаю каждый день через порог,
В руках хранилище учебников.
На циферблате у меня не час - урок,
Разбит на мудрые решебники.
Толстой и Нестор, Достоевский, Пифагор
Здесь уживаются в одной семье.
Не возникает между ними бренный спор,
Кто глубже след оставил на земле.
Спасибо Вам, учитель-проводник, за то,
Что каждый день ведёте по тропе
Наивное, полуслепое существо
К вершинам его будущих побед!
Не знаю, как с точки зрения правильности сложения стихов, но с точки зрения искренности, можете мне поверить, написал от чистого сердца.
Немного о моих родных. Они тоже выводят меня, но на другие дороги. Папа познакомил с дорогами Солженицына и Шаламова. Мама - с Ахматовой и Цветаевой. Бабушка - с Лоркой и Бродским. А дед показал мне дороги Галича и Высоцкого.
Глядя на книжные полки домашней библиотеки, я знаю, что мне ещё предстоит прошагать по пыльным дорогам Бунина, Шолохова, Пастернака, Дудинцева и многих-многих других писателей. У русского читателя дорог очень много. Сколько не ходи, всех, наверное, и не пройдёшь. Даже моя сестра Лилька и та обнаружила свои тропинки у Минаева, Дарьи Донцовой, Вишневского.
Пастернак,
учитель,
Лорка,
Дороги,
Дмитрий Донской,
Солженицын