Абазины, как известно, являются самым близким абхазам по языку и происхождению самостоятельным народом. История их, однако, изучена недостаточно - то, что мы о них достоверно знаем порождает больше вопросов, чем дает ответов. Удовлетворительных разгадок множества настоящий тайн, связанных с ключевыми аспектами возникновения и формирования абазинского народа, у нас до сих пор нет. Это особенно прискорбно, так как разрешение этих головоломок (о них ниже) позволило бы пролить свет на некоторые важнейшие главы истории абхазов и Абхазии.
Загадка №1 - Самоназвание абазин В отличие от кабардинцев, черкесов и адыгейцев, именующих себя единообразно - «адыгэ», абхазы и абазины не имеют общего самоназвания. [Далее]Абхазское «апсуа» абазины в отношении себя не употребляют (за исключением части абазин-ашхарцев - вероятно выходцев из района Псху - в прошлом называвших себя «апсуа»). Вместо этого они говорят «абаза» мн.«абазакуа». Более того название абхазов абазины заимствовали из русского - «абхазкуа». Только относительно недавно слова «апсуа» и «Апсны» стали использоваваться в абазинском литературном языке как заимствования непосредственно из абхазского. (Справедливовсти ради скажу, что в советское время у абазин появился аул Апсуа - ударение на последний слог - переименованный из Чагьарыйа. Кто придумал именно так переименовать - неизвестно). И это все при том, что абхазский и абазинский языки относительно взаимопонятны - по крайней мере в не меньшей степени, чем адыгейский и кабардино-черкесский. Дальше - больше. Есть подозрение (вполне, видимо, обоснованное), что слово «абаза» абазины позаимствовали у адыгов, которые именовали так всех абхазо-абазин. В прошлом же большинство абазин использовало самоназвание «тапанта» (отсюда тапантинский диалект, лежащий в основе литературного абазинского языка). Что значит «тапанта», точно никто не знает, но на коренное это слово оно не похоже. По некоторым данным, в Турции абазины для самоопределения также используют слово «адгьа» - «адыг». Прояснить дело не поможет, даже если мы вспомним средневековых абазгов и апсилов. Традиционная абхазская историография рассуждает просто - от абазгов произошли, мол, абазины, от апсил - апсуа-абхазы. Хотя рациональное зерно тут есть, однако фактология не позволяет напрямую увязать название абазин с абазгами. Загадка №2 - Откуда, почему и когда появились абазины на Северном Кавказе? Почти все сходятся во мнении, что абазины родом либо из Абхазии, либо из прилегающих районов (от Гагр до территории шапсугов включительно). Однако ни предания, ни исторические источники не дают никаких однозначных указаний на то, как мог происходить процесс переселения. Все строится на догадках и додумках. Есть топоним «Лоо» в Лазаревском районе Сочи (одна из главных княжеских фамилий тапантинцев). Однако в 19 веке там жили убыхи из общества Вардане. В том числе отсюда кстати происходит известная версия Лаврова о том, что абазины - перешедший на абхазское наречие убыхоязычный народ. Сюда примыкает предположение об абазинском происхождении шапсугов и абадзехов, которые, мол, впоследствии перешли на адыгский язык. Некоторые включают в ряды абазин и садзов (коренные жители Гагрского района). Последние, однако, называли себя «ахалтцыс» (возможно родственно слову «ахаца» - мужчина) и «апсауа». Правда, садзский диалект ближе всего подходит к ашхарскому диалекту абазинского (ашхарцы жили в 19 в. в прилегающей к Садзен области Северного Кавказа). Правда, садзское и ашхарское наречие генетически ближе к абхазскому языке, чем к тапантскому диалекту абазинского. Собрать все эти фрагменты исторической, лингвистической и географической мозаики в цельную и непротиворечивую картину пока из известных мне ученых никому не удалось. Загадка № 3 - Расселение и положение абазин до и во время Кавказской войны Историко-этнографические карты 19 века показывают, что абазины на Северном Кавказе традиционно проживали на непосредственно прилегающих к Абхазии склонах Кавказского хребта. Т.е. перейдя из Абхазии хребет, путник попадал к родственным абхазам абазинам (Так случилось с разведчиком Торнау). Сегодня все абазинские села расположены на новых местах - ни одно из них не граничит с Абхазией. В 19 в., однако, жизнь абазин не была мирной и благополучной. Судя по источникам, они были вынуждены регулярно менять место жительства из-за действий соседей (в основном кабардинских князей, считавших абазин подвластным народом) и военных кампаний времен Кавказской войны. Логика происходивших тогда процессов тщательно не изучена. Из того, что известно складывается впечатление, что абазины вели полукочевой образ жизни. Этот аспект также требует системного изучения, в том числе сравнении с бытом абхазов. Есть и другие вопросы - почему часть абазин-ашхарцев в советское время переселилось в Псху? Каковы были связи абазин с Абхазией в советское время? и др. Вскользь затронутые здесь темы нуждаются в объективном, логичном и возможно полном раскрытии, что надеюсь произойдет скоро.