Работа в Самоделкине не только очень интересна. Это еще и возможность прикоснуться к прекрасному!
В сентябре прошлого года у нас на ремонте побывал VEF Tranzistors 10 (1965 год), вариация на тему легендарной "Спидолы" Рижского завода ВЭФ!
Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» являлся крупнейшим электротехническим предприятием Латвии. Завод ВЭФ был ведущим производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников и другой продукции. Заводские корпуса и прилегающий квартал, были построены еще на рубеже XIX-XX столетий.
Датой основания предприятия считается апрель 1919 года, когда начальник Департамента Почт и Телеграфа Латвийской Республики Эдуардс Кадикис издал приказ, в котором Александру Типайнису было предложено организовать механическую мастерскую по ремонту телефонных и телеграфных аппаратов, линейного оборудования и почтового инвентаря. В 1920 году было приобретено различное производственное оборудование, которое было размещено в подвале Департамента Почт и Телеграфа, а в следующем 1921 году мастерская начала производство телеграфных аппаратов систем Хьюза и Морзе.
В 1922 году предприятие начало выпуск телефонных аппаратов, а в 1924 году - детекторных радиоприёмников. В том же 1924 году мастерская переехала из подвала Департамента Почт и Телеграфа в здание бывшего городского ломбарда на улице Слокас, 16. Количество работников предприятия превышало 300 человек, по сути это была уже не мастерская, а завод. Предприятие быстро развивалось, и в 1927 году вновь встал вопрос о расширении производства. Было принято решение купить у ликвидационной комиссии Всемирной Электротехнической Компании бывшее помещение завода «Унион», на улице Бривибас, 19. В 1928 году, после приведения помещений в порядок, предприятие переехало туда, где существует и поныне. Завод был назван PTVGD (Pasta un telegrāfa virsvaldes galvenā darbnīca, «Главная мастерская управления почты и телеграфа»).
Предприятие достигло такого уровня, что большинство комплектующих для своей продукции производило самостоятельно. В то же время многие иностранные фирмы пытались утвердиться в Латвии, и завод просто не мог с ними конкурировать. Руководитель предприятия Александр Типайнис пролоббировал введение высоких таможенных пошлин на каждый ввезенный в страну радиоприемник - 10 лат за каждую радиолампу. Это делало невыгодным ввоз приемников из-за границы, но защищало и стимулировало местного производителя.
В 1930 году предприятие приобрело фанерную фабрику «Latvijas Bērzs», что позволило изготовлять качественные корпуса для своей продукции, а начиная с 1935 года - строить самолёты. PTDGD начал производство автоматических телефонных станций. Была куплена лицензия у немецкой фирмы Mix&Genest для производства станций небольшой номерной ёмкости (на 100, 200, 300 номеров), и станций большой номерной ёмкости (1000, 2000 номеров). К 1940 году большинство телефонных станций в Риге и населенных пунктах Латвии были производства PTDGD.
В феврале 1932 года завод сменил название, и стал называться «Valsts Elektrotehniskā Fabrika» (VEF). В начале фабрика называлась «Valsts Elektrotehniskā Fabrika Pērkons» (ВЭФ-Молния, латыш.), но вскоре от «молнии» отказались. Завод производил широкий ассортимент продукции: телефонные аппараты и телефонные станции, радиоприёмники, утюги, радиостанции, электролампы, электрические фонарики, фотобумагу, спортивные самолеты и даже военные истребители VEF Irbitis-16.
Лицом завода стали радиоприемники VEF, один из которых и стал нашим "пациентом". На международных выставках 1935 года в Брюсселе и 1937 года в Париже аппаратам под маркой VEF были присвоены «Gran Prix». Завод изготавливал такое количество радиоприемников, что местный рынок был не в состоянии поглотить их, был начат экспорт радиоприёмников в другие страны. Начиная с 1935 года, у ВЭФа открыты торговые представительства в Таллине, Каунасе, Хельсинки, Осло, Цюрихе и Лондоне. Перед Второй Мировой войной ВЭФ экспортировал 8000 радиоприёмников в год.
Примечательно, что первый транзисторный радиоприемник был спроекторован в нерабочее (!!!) время двумя инженерами Valsts Elektrotehniskā Fabrika, Улдисом Бриедисом и Янисом Церпсом (напомним, бал в конце 50-х правили ламповые приемники). Проект удалось воплотить в жизнь как раз из-за снижающегося спроса на ламповые приемники, и он оказался крайне удачным!