Кто видел смерть Осы, или Поражение - сирота

Aug 16, 2018 21:06

Да, конечно, я тоже знаю кратчайший и простейший алгоритм получения ответа на этот вопрос: подняться из кресла, подойти к шкафу, взять книгу, где есть ответ, и просто прочитать.
Только вот кресло у меня есть и шкаф тоже, а книги, где есть ответ, нет.
Можно по другому, тоже не сложно, а очень даже быстро и эффективно.
Не поехать утром на работу, а пойти в Библиотеку Конгресса. Или в один из музеев, расположенных поблизости от места жительства: National Museum of the U.S. Navy, National Naval Aviation Museum, National Museum of the American Sailor, Naval War College Museum, U.S. Naval Academy Museum.
Этот вариант мне тоже (к сожалению) недоступен.
Поэтому буду исходить из своих возможностей.
Итак: кто видел смерть Осы? В смысле, каковы были составы TF17 и TF18 на момент боя с японскими подлодками 15 сентября 1942 г.?




В этом вопросе нет миллиметров, миль или тонн. Но мне он интересен. Если вы - читатель, то спорить со мной не нужно. Вам нравится Стиг Ларссон, мне Пер Валё и для нас обоих это сугубо личное дело. Если вы мэтр жанра, то спорить со мной не нужно вдвойне, ибо это я покупаю ваши книги, причем не ради миллиметров, миль или тонн, а ради людей, кораблей, ордеров и событий. Договорились? Вот и хорошо.
Так кто видел смерть Осы?

Вариант с википедией предлагать в качестве стартового как-то пошло. Тогда начнем с монографии по «Уоспу». Как я понимаю, единственной на русском языке.


Во вторник 16 сентября 1942 г. оба авианосца [«Уосп» и Хорнет»], линкор North Carolina и еще десять боевых кораблей сопровождали транспортные суда...

Ну, и всё. Отрываясь от наших розысков хочу сказать, что у "Уоспа", на мой взгляд, два самых значимых события в боевой карьере. Участие в мальтийской эпопее и обстоятельства гибели. Из такого посыла приведенная выше работа наполовину пустая.
Откуда эта цифра: «десять»? Из DANFS:

On Tuesday, 15 September 1942, those two carriers and North Carolina, with ten other warships, were escorting the transports carrying the Seventh Marine Regiment to Guadalcanal as reinforcements.

Весомый такой источник. Нет ничего странного, что википедия попугайничает:
On Tuesday, 15 September 1942, the carriers Wasp and Hornet and battleship North Carolina with 10 other warships were escorting the transports carrying the 7th Marine Regiment to Guadalcanal as reinforcements.

Но мы-то люди тёртые, возьмем Самюэля нашего Морисона. Именно этого тома в подлиннике (бумажном либо электронном) у меня нет. В переводе Больных читаем:
Четыре крейсера и шесть эсминцев окружали «Уосп» - флагманский корабль контр-адмирала Нойеса. В пяти или шести милях от него шел «Хорнет», прикрываемый линкором «Норт Кэролайн», тремя крейсерами и семью эсминцами.
Опаньки! Два авианосца и линкор, плюс двадцать вымпелов. Семь крейсеров, 13 эсминцев. Большой привет авторам DANFS.

Кидаемся в поиск по правильной [специальной] литературе американских авторов.
THE CAMPAIGNS OF THE PACIFIC WAR, 1946
В четырехсотстраничном труде «Уосп» тонет в одной строке:
In the same vicinity on 15 September, Wasp was sunk by the I-19, and North Carolina and O'Brien were damaged.
Сестра таланта во всей своей красе.

NAVAL OPERATIONS IN THE CAMPAIGN FOR GUADALCANAL, 1949
Гибель «Уоспа» а также повреждение «Норт Кэролайн» и «О’Брайена» описаны сравнительно подробно, но из остальных кораблей двух соединений фигурирует только эсминец «Мастин», с которого увидели одну из приближающихся торпед.
Зато есть карта, где можно увидеть сразу все торпедные неприятности американских авианосцев рассматриваемого периода.



Дальнейшие ковыряния по аналогичным раритетам добавляют в нашу копилку лишь эсминец «Лэнсдаун», добивший «Уосп». Например у Нормана Полмара (двухтомник про историю авианосцев, на минуточку) поименованы лишь три торпедированных корабля и «Хорнет».

Более современные книги с удовольствием дают эффектные фото горящего авианосца, но ничего не добавляют в части интересующей информации.
А горит красиво, слов нет.



Сдаюсь, отбрасываю понты и возвращаюсь в википедию. В англоязычной статье поименованы:
... Wasp and Hornet and battleship North Carolina ...
... and were observed passing astern of Helena before O'Brien ...
... narrowly missed Lansdowne ...
... was seen by Mustin in North Carolina's screen ...
... they carried out rescue operations until Laffey, Lansdowne, Helena, and Salt Lake City ...
Не густо.

В сети часто попадаются куски воспоминаний офицера с «Пенсаколы», посвященные гибели «Уоспа». Плюсуем крейсер.

Пытаемся искать через WDR «Уоспа» и «Норт Кэролайн», благо оба есть в интернете. В первом упоминаются эсминец «Лэнсдаун» и крейсер «Солт Лейк Сити». Зато второй добавляет в нашу копилку эсминцы «Дэйл» и «Андерсон», которые увели поврежденный линкор на Тонгатабу.

Есть вот такой ресурс который дает составы TF17 и TF18 на начало сентября плюс некоторую дискретную динамику изменений составов соединений в сентябре-октябре 1942 г. Материалы названного ресурса могут быть подспорьем, иногда очень даже интересным, но ввиду наличия очевидных ошибок, а также в связи со своей дискретностью, к ответу на искомый вопрос они нас не приближают.
Хотя, дают весьма конкретную зацепку по крейсерам, поскольку суммарно указывают на семь крейсеров, работавших в составе TF17 и TF18 на начало сентября 1942 г.

Шедевральное фото! «О’Брайен» получает свою торпеду, на горизонте горит "Уосп".



Лезем по захоронкам и находим боевой отчет крейсера «Джюно».
Находим в описаниях действий за 15 сентября: после гибели «Уоспа» крейсера «Сан-Франциско», «Солт Лейк Сити», «Хелена» и «Джуно», а также эсминцы «Фаренхолт», «Лэффи», «Данкан», «Лэнсдаун», «Лэрднер», «Бушэнан» и «Аарон Уорд» отправились обратно в Эспириту-Санто. Ну что, это хороший результат. За одним: здесь 7 эсминцев. А не 6, как у Морисона.
К сожалению, аналогичных документов по остальным фигурирующим в теме кораблям у меня не оказалось.

Что имеем в результате?
На 15 сентября 1942 г.
TF17
Hornet, North Carolina
Northampton, Pensacola, San Diego
Dale (DD-353)
Anderson (DD-411)
Mustin (DD-413)
O'Brien (DD-415)
а также возможно: Russell (DD-414)

TF18
Wasp
San Francisco, Salt Lake City, Helena, Juneau
Laffey (DD-459),
Aaron Ward (DD-483),
Buchanan (DD-484),
Duncan (DD-485),
Lansdowne (DD-486),
Lardner (DD-487),
Farenholt (DD-491)
из которых возможно один (но не DD-486) из состава TF17.

11 (+1) эсминцев из ожидаемых (по Морисону ) 13 это в целом неплохо.
Кто же видел смерть Осы?

В целом, копания в теме далеко не в первый раз подвели к мысли о неравномерности американского описания тихоокеанской кампании. Там где поражение можно как-то представить победой духа (Пёрл-Харбор, гибель Азиатского флота, Саво), там всё разложено по полочкам. Там где поражение чистое, оно излагается в одну строку. Как в этом случае.
Продолжая развивать эту конспирологическую мысль, предположу, что поскольку это поражение допустил именно эскорт соединений, так непросто найти этого эскорта состав. Как сказал классик: "Поражение - сирота".

PS/UPD
Точку в изысканиях поставил уважаемый Владимир Владимирович (sidorenko_vl), за что ему большое и искреннее спасибо. Пользуемся его щедростью и источниками.

Составы TF17 и TF18 на момент боя с японскими подлодками 15 сентября 1942 г.
TF-17
Hornet (CV-8)
North Carolina (BB-55)
Northampton (CA-26), Pensacola (CA-24), San Diego (CL-53)
Hughes (DD-410),
Anderson (DD-411),
Mustin (DD-413),
Russell (DD-414),
O'Brien (DD-415),
Morris (DD-417),
Barton (DD-599)

TF-18
Wasp (CV-7)
Helena (CL-50), San Francisco (CA-38), Salt Lake City (CA-25), Juneau (CL-52)
Laffey (DD-459),
Aaron Ward (DD-483),
Duncan (DD-485),
Lansdowne (DD-486),
Lardner (DD-487),
Farenholt (DD-491)

Эсминцы прикрытия конвоя:
Farragut (DD-348),
MacDonough (DD-351),
Worden (DD-352),
Dale (DD-353),
Phelps (DD-360),
Grayson (DD-435),
Monssen (DD-436).

Было интересно сравнить конечный результат с моим, полученным по поискам в источниках третьего порядка. Итоги сравнения предсказуемы, но и нарытое мной с миру по нитке занятный опыт.

книги, usn

Previous post Next post
Up