***
Клара медленно оглядывается, не понимая, где находится. Гамак, наспех заколоченная досками круглая дверь, и… она сама? Девушка в красном платье - точь-в-точь как Клара, вот только глаза у нее подозрительно блестят - не от слез, а от того лихорадочного возбуждения, что характерно для душевнобольных. Опасных для общества психов.
- Опять подгорело! - вскрикивает она, вытаскивая из духовки форму для выпечки, заполненную чем-то коричнево-черным. - Ну почему, почему у меня никогда не получается нормальное суфле?!
Движения девушки резкие и дерганые, она выбрасывает неудавшееся суфле в мусорное ведро и оборачивается к застывшей в ужасе Кларе.
- Опять подгорело, - повторяет она, нижняя губа не-Клары дрожит, взгляд нервно перескакивает с одного предмета на другой, Клару она будто бы и не замечает. Из-за двери доносятся вопли.
- Уничтожить, уничтожить! - кричат за хлипкой преградой.
- О нет, только не это! - стонет девушка в красном, зажимая руками уши. - Опять-опять-опять… Уходите, убирайтесь! - кричит она, но крики не замолкают. Она бросается к какой-то панели и нажимает кнопку. Помещение заполняется звукам, на время заглушая крики. Прекрасная опера Жоржа Бизе. - А это еще кто? - спрашивает не-Клара, наконец-то обнаружив, что больше не одна. - О, ну конечно, снова ты!
Снова? Она никогда не была здесь прежде, она первый раз в жизни видит эту девушку, пугающую копию себя самой.
- Я же говорила тебе, не подходи ко мне больше! - угрожающе шипит не-Клара, медленно приближаясь к своей копии.
- Я не… - начинает Клара, но оправданию не суждено сорваться с ее губ. Клара Освин Освальд очень любопытная девушка. - Кто ты вообще такая? Где я?
- Где ты? Кто я? - нервный смешок вырывается из перекошенного рта. - Я уже устала тебе напоминать. Я Освин Освальд, наш корабль упал на планету, кругом эти существа…
- Далеки, - подсказывает Клара, сама не понимая, откуда знает это слово.
- Далеки, да, - цедит Освин, - ты - это я. Я - это ты. Я торчу тут уже вечность, а ты все спрашиваешь, где мы и кто я?
- Вечность? - нервно сглатывает Клара. - И далеки еще не убили ме… тебя?
- На самом деле, около года. Ну, я хорошо обороняюсь, - задумчиво бормочет Освин, будто что-то припоминая. И тут раздается звонок духового шкафа. - О, суфле готово! - восклицает она, моментально забывая о далеках. Кларе кажется, что их крики совсем стихают, словно из уважения к кулинарным способностям будущей жертвы.
- Опять подгорело! - вскрикивает Освин, вытаскивая безнадежно испорченное суфле. - Ну почему, почему у меня никогда не получается…
Но Клара ее уже не слушает. Потому что она помнит - никто не взбивал белки, никто не ставил форму в печь. А суфле снова подгорело. Как всегда. Потому что она помнит, что на самом деле нет никакой девушки с суфле, да и суфле тоже, нет и самой Клары Освин Освальд, есть только далек. Одинокое, испуганное существо, совсем недавно бывшее девушкой, не желающее признавать, что битва проиграна.
- Уничто… - начинает она, и этот шепот сливается с другим, безмолвным «не-е-ет…». А потом раздается сигнал духовки. Опять. И все повторяется до тех пор, пока внутреннее «нее-еет» не становится громче металлического «уничтожить».
И тогда она просыпается.
***
Кларе Освин Освальд с детства снится один и тот же кошмарный сон. Сон, в котором кошмар - она сама.
Но сейчас нет времени заново переживать ужас сновидения, потому что реальность - куда ужаснее. Бассейн в доме, где Клара работает гувернанткой, - не самый обычный бассейн. Ощущение опасности не отпускает ни днем, ни ночью. И это если забыть о том, что в этом самом бассейне утонула та, что работала гувернанткой до Клары. Что, впрочем, не мешает утопленнице сниться дочери хозяина дома и запугивать бедняжку до смерти. Но теперь Клара знает, к кому обратиться. Девочке нужен доктор, определенно. И Клара знает, где его найти. Как раз накануне она встретила такого человека, такого замечательного, грустного человека…
Ледяная рука обхватывает девушку за талию и тянет за собой, отрывая Клару от только что обретенного обещания «стать не такой, как все». Земля приближается с неимоверной скоростью, и, кажется, на этот раз она забралась слишком высоко… Безопасного приземления не ожидается. Доктор обещал, что покажет ей другие планеты, покажет звезды вблизи, мириады чужих звезд. Она действительно их видит - невыносимо яркие, золотисто-алые - прежде чем провалиться в безболезненную черноту беспамятства.
И просыпается.
***
Кларе Освальд с детства снится один и тот же кошмарный сон - в котором она умирает, едва почувствовав себя особенной.
Поэтому, когда человек из техподдержки появляется на крыльце, она лишь немного ломается - для приличия. Чтобы он не подумал, что она сумасшедшая. Достаточно того, что с головой не в порядке у него самого. Произнося четвертое по счету «Доктор, кто?» Клара чувствует себя по-настоящему счастливой.
Она готова следовать за ним куда угодно, и следует - тысячи миль по сотне разных миров - до тех пор, пока очередное путешествие не завершается, будто кошмарный сон - падением, расщеплением, безвременьем, но теперь ей есть на кого положиться, есть тот, кто всегда спасет ее, поэтому Клара следует за ним и после. Даже когда он меняет свое лицо. Новое изборождено морщинами на манер мудрой черепахи, Клара не сразу узнает в нем «своего» Доктора, но не может перестать быть с ним - будто в этом все ее предназначение. Пожалуй, так оно и есть. Поэтому он не отворачивается от нее - даже когда она предает его ради собственной выгоды. Не сказать, что она не пыталась отказаться от путешествий, но Доктор - это ее наркотик, а у Клары - ужасная химическая зависимость.
Откуда эти мысли в голове? Какая еще зависимость? Почему химическая? Зависимость от Доктора - психологическая, разве не так?
И только оказавшись на полярной базе, в смертельной опасности, Клара понимает, что в ее жизни все как-то немного слишком.
Она привыкла быть особенной, «невозможной девчонкой», кошмаром под кроватью, спасителем Земли… Но с учителями из Лондона такого обычно не случается, не так ли?
А потом на нее падает краб снов, отвратительное существо, жутко похожее на лицехвата из фильма «Чужой», и она просыпается.
Этот Санта-Клаус похож на Дэнни, на ее дважды погибшего Дэнни, хотя… Почему погибшего?
И оказывается, что все хорошо, у них отличная рождественская ель, самая красивая во всей Англии, только отчего-то по всему дому расставлены грифельные доски с отнюдь не успокаивающей надписью. «Ты умираешь». А потом в дверь стучит Доктор, и идеальная жизнь распадается, как карточный домик. Она просыпается.
Они все еще на базе, и с ними Санта-Клаус, готовый помочь - ну не сказочно ли это? Впрочем, это довольно странный Санта - добрый, но саркастичный и желчный, совсем как Доктор. Но какое это имеет значение, если он и вправду может спасти их?
Клара открывает глаза. Доктор смотрит на нее - удивленно, почти испуганно. Вполне обоснованная реакция, но он сам виноват, где его носило так долго? Как он мог допустить, чтобы она прожила такую жизнь, обыкновенную, ничем не примечательную - «невозможная девчонка», ставшая одинокой пожилой женщиной, каких миллионы, может ли что-то быть хуже?
Но вселенная - в лице Санта-Клауса - вновь проявляет милосердие, и Клара просыпается опять. Молодой, полной надежд и, главное, сил следовать за Доктором дальше. К их услугам все пространство и время, впереди приключения, каким позавидовали бы герои фильмов и книг, впереди вся жизнь - такая, о какой и не мечталось.
Поэтому Клара Освальд больше не просыпается.
***
- Как давно вы разговаривали с вашей дочерью, мистер Освальд?
- Около двух дней назад.
- И как она вам показалась? Была ли подавлена, напугана?
- Конечно, она была подавлена. Ее жених умер, и месяца не прошло, я же уже сказал вам. Да, она была грустной, подавленной, немного заторможенной, но это же нормально в такой ситуации, верно? Я не понимаю, для чего вы задаете все эти вопросы? Что вы хотите этим сказать? Может, нам все же не стоит взламывать дверь? Клара, вы знаете, с ней бывает, она может не подходить к телефону и не открывать дверь пару дней, уходит в себя, вдруг она и сейчас так? А мы - дверь ломать. Она рассердится. Вы не представляете, как она умеет сердиться!
- Мистер Освальд, вы же понимаете, что мы бы не побеспокоили вас просто так. Поступил сигнал, от соседки.
- О, эта старая мисс вечно сует нос не в свое дело! Она уже вызывала полицию, когда Клара уехала к друзьям, и на крыльце скопились бутылки с молоком…
- Мистер Освальд, боюсь, на сей раз сигнал поступил от другой соседки вашей дочери. И она… увидела кое-что в окно.
- Что она увидела? В какое окно? Я пойду…
- Давайте просто вскроем дверь, мистер Освальд…
Это безжизненное тело на кровати не может быть его дочерью. Эта застывшая белая маска вместо лица лишь по странному стечению обстоятельств похожа на лицо Клары.
Этого не могло произойти, этого не должно было произойти…
- Откуда у вашей дочери золофт?
- Наверное, врач выписал. Она обращалась к врачу, когда поняла, что не справляется, но я не знаю подробностей… Я… я не знаю… Ей еще можно помочь? Господи, да сделайте что-нибудь!
- К сожалению, мы бессильны. Ваша дочь мертва уже около суток, мистер Освальд.
Никто не замечает горстку пыли на полу комнаты.
Клару Освальд, обычную учительницу из Восточного Лондона, с детства мучили повторяющиеся кошмары. И когда умер ее жених, к ним добавились новые. Клара вовсе не хотела умирать. Ей просто хотелось увидеть хороший сон. И, может быть, у нее даже получилось. Кто знает?