ПВД по Армении

May 07, 2015 10:21

Два дня мощной прогулки по горам, полтора дня на осмотр достопримечательностей и культурную программу. Билеты купили за три дня до вылета, маршрут спланировали по пути в аэропорт и скорректировали по результатам первого дня. Район маршрута выбрали по погоде: в Дилижане дожди и грозы, около Еревана наверху должно быть слишком много снега. А в районе Джермука прогноз обещает солнце, +12, и невысокие симпатичные горы.

Снаряжения взяли по-минимуму: без палатки, легкие спальники, кроссовки, рюкзаки 30-40 л. В аэропорту взвесили рюкзаки - ~6 килограммов. Light&Fast.

В первый день погуляли по Еревану, купили газ, продукты и карту Армении, взяли такси и поехали в Джермук. Нормальный газ в Ереване продается только в одном месте: проспект Арцаха, 20, магазин RedFox. Но последний баллон продали за два часа до нашего прихода. Купили прокалывающиеся баллоны с горелкой в охотничьем магазине неподалеку (ул. Гарегина Нжде, около ул. Севана). Карту Армении нам подарили в RedFox, карта мелкомасштабная (7км/см), но зато на ней есть фактические границы страны. Такси до Джермука стоит 20000 драм (2200 руб) за три часа езды.

По пути смотрим на величественный Арарат, поля цветущих маков, сады абрикосов. На дороге продается вино в пятилитровых пластиковых баллонах и коньяк в литровых бутылках из-под колы. В Джермук приезжаем в темноте и водитель быстро находит для нас недорогую съемную квартиру. Вечером гуляем по курортному городку.

Утром встаем на рассвете, поднимаемся в горы. Идем по альпийским лугам. Снеговая линия начинается на 2500 и пока мы ниже, все хорошо. На снегу встречаем тропу из медвежьих следов, ведущих на соседнюю вершину 3200м. Тропа удобная, но, к сожалению, нам не по пути. К полудню снег раскисает и начинает проваливаться. Несколько попыток обойти глубокий снег по склонам приводят к суровой ломежке по глубоким каньонам. После очередной попытки прорваться по глубоким сугробам, решаем сменить маршрут и не ломиться к Севану, а уходить на юг в сторону Ехегнадзора. В сумерках встаем лагерем на пологой лужайке. На ужин 10-летний Арарат с сыром Чанах, фруктовый лаваш, чурчхела и пачка роллтона на двоих.

На второй день выходим в долину р. Гергер и встречаем местных жителей. Люди очень приятные и дружелюбные, стандартный разговор складывается примерно так:
- Ты откуда, что здесь делаешь, какой нации?
- Из России, из Москвы, гуляем тут.
- Чем помочь? Заходи, кофе попьем. Угощайся! Я тоже был в Москве!

Рельеф плохо читается на нашей карте OSM, напечатанной в километровом масштабе. В качестве навигатора использую телефон с OsmAnd, но он не показывает рельефа. Поэтому вместо ожидаемого сурового перевала мы оказываемся на пологих лугах, заваленных острыми лавовыми камнями. Быстро доходим до пригорода Ехегнадзора, и в первом же ларьке легко договариваемся о такси до Гарни - поселка с древним языческим храмом около Еревана.

Вечером мы в Гарни. Начинается гроза, и хочется найти уютное место для ночлега, где можно натянуть тент. Посреди крупного поселка это не так-то просто. Со смотровой площадки храма намечаем место около реки, но пройти туда по дороге не удается. Идем в темноте, дорога заканчивается около каких-то домиков, дальше скальный обрыв. Просим у хозяина домика разрешение поставить тент в саду около пасеки. Хозяин, пожилой дедушка, предлагает комнату в домике, но хочется ночевать на свежем воздухе. Пока пьем чай, хозяин приносит текилу, и трудно отказаться.
В последний день путешествия осматриваем пещерный монастырь Гегард и достопримечательности Еревана - мемориал Цицернакаберд и коньячный завод Арарат, после которого нам остается только не опоздать на самолет.