Помню из детства двойственные чувства, который охватывали сознание моего растущего организма утром 1 сентября. С одной стороны - это радость предстоящей встречи со школьными друзьями и начало привычной суеты школьной жизни, а с другой понимание надвигающнейся тягомотины и стресса, связанного с процессом классического советского обучения. Да и вообще первое сентября не совсем осенний день в школьные годы - все встречаются и вспоминали свое лето и оценки не ставили. Последний день ушедшего лета
Вот такоая вот двойственность и видна мне на картине с девочкой, прихорашивающейся перед зеркалом на картине Анатолия Волкова "1 cентября" (1951).
Какое-то неуловимое смещение перспективы и теней тут, и , кажется, что девочка, cейчас обернется, а ее визави продолжит поправлять в зеркале свою пионерскую амуницию. То ли дверь в другую вселенную, то ли это две сестры-близняшки в дверном проеме.. Вот портрет Сталина на стене обязан был по сюжету отражаться в зеркале, а его там не видно. Прямо как в начале фильма - хоррора. И что это за белый человек без рук и ног на тумбочке? Кто это вообще - не распознать. Загадка. Этакая матрица-заготовка будущего героя. В какого он превратиться вскоре?