Действительно, для многим художникам, живших на переломе времен 19-20 века, приходилось выбираться из нужды, пробиваться через неприятие окружающих, или под конец жизни терпеть гонения от новой революционной власти. А здесь просто идеальные внешние обстоятельства с сегодняшней точки зрения: родился в дворянской семье, учился в академии, был сразу замечен, премирован и направлен на практику за границу, дальше удачная творческая жизнь в зрелые годы, благдарные ученики, усадьба в красивейшем месте, уважение местных жителей, почет и при советской власти. Его "Москвоский дворик" вошел во все учебники и хрестоматии, стал мэмом сейчас. Так что никакого трагизма, излома, cтраданий и прочей достоевщины, что прочно у нас связывается со стезей творца. Такой вот позитив. Это мне подумалось при посещении выставки Василия Поленова в Новой Третьяковской галерее.
Дальше под катом о выставке и о хужожнике в жандре личных заметок прекраснодушного дилетанта. Кстати вы не замечаете ничего странного на этой его хрестоматийной картине?
а детишек ,то нет .. были детишки ведь, куда делись? Оказывается художник написал несколько картин с известным видом. прославившимся вариантом был вариант с играющими на переднем плане детишками. Как известно, вид москвоского дворика имеет место быть и сейчас в районе Арбата. ну,только теперь там асфальтовые пространства, вместо тропинки. Можно погуглить и найти сегодняшний дворик. Довольно унылое зрелище.
А вот для себя поймал пару интересных ньюансов на выставке - вторая знаменитая картина Поленова " Бабушин сад" (1878 года) - это там же, белыая стена дома, стоящий торцом в московском дворике, - это как раз торец бабашкиного дома, а сад частично виден на картине дворика левее. Кстати, такие вот дворики через сто лет в районе Арбата уже не наблюдались, а вот у нас на Пресне в 1978 году вполне можно что-то похожее можно встретить. Только на заденем фоне не церковь было бы , а трубы обветшалого завода в красном кирпиче. А в саду близлежайшей больницы прогуливалась бы какая старая большевичка.
Для меня открытием был евангельский цикл Поленова - смотрите какая интересная картина из этого цикла из Вятского музея. Это Голгофа. Тут можно было бы пару страниц живеньких ассоциаций написать, в том числе и в контексте жизни жудожника.
Кстати, молодую девушку в бабашкином саде он писал со своей сестры - близняшки.
Вот она его кисти и портрет его самого в более старшем возрасте уже от его ученика.
видно,что тоно лицо. ее он часто на картинах рисовал.вот его старый пруд и картина из академического отчетного цикла.
Вот как-то не связывал эту его картину из евангельского цикла с автором московского дворика.
Забавно было наблюдать как две подружки-веселушки, лет так за 65 , классического вида школьных завучей или заведующих отделения больницы , радостно делали селфи и фотографировались каждая отдельно на фоне грешницы. Похоже у подружек была насыщенная личная жизнь :)
Смотрительница , с которой удалось разговориться , сетовала,что люди на этой выставке впадают , как она сказала, "в дзен", ходят в прострации, сидят часами на мягких кушетках в евангельском зале и совсем не хотят уходить. ..так что народу там днем действительно много. Больше,чем на других подобных выставках в Новой Третьяковске. Так что лучше брать билеты на утренний сеанс. Ну , спасибо , кто дочитал и еще пару запомнившихся , святящихся изнутри картин русской природы от этого жудожника.