Спиридоновка и блоковская Москва..

Nov 28, 2018 07:30

Сегодня день рождения Александра Блока. Отрадно вспомнить по случаю одно место, связанное с пребыванием Блока в Москве в далеком 1903 году. А самое славное - это вид, открывавшийся тогда Блоку от домика на Спиридоновке , в котором он стречался с московскими молодыми мистиками,  практически не изменился..Так что можно представить себя на месте Александра Александровича, вышедшего в морозный московский вечер, взявшего под ручку свою ненаглядную Любовь Дмитриевну,  и взглянувшего  сквозь прищур слезящихся от мороза глаз на стройную колонаду Собора Большого Вознесения .. "Какие-они все же забавные,эти москвичи",- может быть, подумал поэт, уходя в ночь по кривой улице,  бережно поддерживая Любоньку, и стараясь при этом не набрать в гамаши снега..

Москва в 1903 году

и этим летом..


Москва тут, на удивление мало изменилась.. Только ее чистить от снега  стали лучше..С днем рождения Александр Александрович!


Вот из востпоминаний Андрея Белого..

Остановился Блок -- на Спиридоновке, в доме В. Ф. Марконет, -- в необитаемой малой квартирке, обставленной всеми предметами, необходимыми для жилья; я квартиры не помню подробно; запомнился общий какой-то коричнево-серый и выцветший тон -- кресел старых и старых диванов. Домохозяин, В. Ф. 1S, был, мне кажется, свойственник Ольги Михайловны Соловьевой; учитель истории, посетитель, верней, обитатель Дворянского клуба, -- был он представителем консервативнейшей, староколенной Москвы; рудопегий, козлобородый, с табачного цвета глазами, подскакивающими ежеминутно на лоб, совершенно безбровый, с большим отвисающим животом, -- добродушно гремел он невинною шуткою по адресу декадентов, Валерия Брюсова, Врубеля, ежеминутно выкрикивал:

-- Цто?

-- Брюсов вновь написал про козу...

-- Цто, цто, цто?

И, расставивши ноги, В. Ф. воздевал, удивленный собою самим, совершенно пустое подбровье (бровей не носил), похохатывая:

-- Цто?

Это "цто" (вместо "что") постоянно выскакивало.

Что, казалось бы, общего между Блоком и В. Ф. Марконетом? Меж тем, рудопегий В. Ф. ежедневно являлся в староколенной квартирке у Блоков, посиживая утрами, осведомляясь, все ли удобно; тянуло его к "Саше Блоку" (так звал он А. А.); пристрастился он к "Came"; расположение и любовь неожиданно привели обитателя клуба к поэзии Блока.

-- Хорошие стихи пишет Блок.

-- Цто? -- накидывался на меня он свирепо, как будто бы я был противником этой поэзии.

Помню: годами В. Ф. вспоминал, как в былые годины, на Спиридоновке, у него проживал "Саша Блок".

Встретишь, бывало, В. Ф. рудопегого -- в рудопегом пальто: и разговор начинается:

-- Цто, а -- как Блок?

-- Как?

-- Вот так прекрасная гармоничная пара. Рассказывал он с увлекательной теплотою:

-- А вот -- Саша Блок: вот поэт, так поэт... Настояссий, прекрасный поэт -- цто, цто, цто? -- (и взлетали табачные глазки) -- поэт он до мозга костей; стоит с ним провести пару дней, цтоб понять, цто -- поэт... Цто?.. Бывало, мы выйдем на улицу, -- он, как собака какая-то, сделает стойку: погоду заметит; сейчас же он голову к верху подымет, и -- цто? -- все заметит; какой цвет небес, и какая заря, и какие оттенки на тучах; и тени отметит: весенние или зимние... Все, все заметит: не ускользнет ницего; все запомнит... Не надо его и цитать: сразу видно -- поэт. Цто?

Пребывание А. А. Блока на Спиридоновке, в Марконетовском доме, оставило в чуткой и доброй душе В. Ф. след. Наша каждая встреча с В. Ф. (очень часто на Спиридоновке перед кучами снега -- у домика Марконет) начиналась все теми же:

-- А?

-- Как вы?

-- Цто Сережа?

-- А Брюсов опять написал про козу...

-- Цто?

-- Как Блок.

Лицо у В. Ф. начинало сиять: разговор о А. А. и о паре, и о прекрасных стихах -- возобновлялся; у снежной подтаявшей кучи, на Спиридоновке, мы прощались -- до следующего свидания, до разговора (на Спиридоновке), повторяющего буквально предшествующее, -- у подтаявшей кучи.

и моя фотокартина, памятника поэту на Спиридоновке..


Бульварное кольцо, Блок, соборы, мои фотокартины, старые фотографии, Москва, памятники

Previous post Next post
Up