Ирина Нахова (1955, Москва)
Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются разные виды искусства, техники и материалы - фото, видео, аудио, объекты, коллажи, лайтбоксы, надувные скульптуры и т. п. Именно Ирина Нахова станет художником Павильона России на 56-й Венецианской биеннале в 2015 году. Ирина Нахова считается создателем первых тотальных инсталляций. Обладательница премии за заслуги Society for Environmental Graphic Designers, Вашингтон (2004). Дважды входила в лонг-лист премии Кандинского - в 2007 году в номинации «Художник года» (проект «Московская инсталляция») и в 2011 году в номинации «Проект года» (проект «Кожи»). В 2013 году стала лауреатом Премии Кандинского в номинации «Проект года» (проект «Без названия»). Работы Ирины Наховой находятся в музейных и частных собраниях Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, США и России.
Как и предыдущая выставка ВИНЗАВОДа «Одно место рядом с другим», инсталляция Ирины Наховой «Рай» (куратор Иосиф Бакштейн) создана специально для пространства Большого Винохранилища и тесно связана с его уникальной архитектурной формой. Самый первый выставочный проект ВИНЗАВОДа «Верю» (куратор Олег Кулик, 2007) также состоялся именно в БВХ.
«Рай - это искусственное пространство, абсолютно надёжное и длящееся вечно» - так описывает Ирина Нахова суть и смысл своей инсталляции, в которой находятся её персонажи. Эти существа буквально обретаются «между небом и землей» - одна группа «вечно входит в воду», другая «вечно парит в небесах». Ещё в своих знаменитых «Комнатах», придуманных и впервые воплощённых в начале 80-х, Нахова фактически инициировала создание жанра, прежде не существовавшего ни на российской художественной сцене, ни в интернациональном искусстве - позже этот жанр будет назван Ильёй Кабаковым «тотальными инсталляциями».
Выставка «Рай» является прямым продолжением «Комнат» - это глобальная пространственная конструкция, элементы которой имеют определенное эстетическое предназначение, раскрывая художественный смысл тотальности. Здесь пространство изображения и пространство экзистенциальных переживаний замыкаются на саму художницу, привнося в ее эстетику мощный романтический импульс, который всегда возвращается в искусство, когда оно находится на перепутье. Кроме того, к привычному для школы московского концептуализма диалогу «художник-персонаж» подключается также и зритель, которому позволено войти в художественное пространство «Рая», физически взаимодействовать с произведением, стать частью инсталляции.
PS. Названия инсталляциям придумал я... :)