Aug 12, 2020 16:18
Все я о работе и о работе. Но ведь все эти годы я еще и училась.
Отчасти правы те, кто считает, что в педагогические ВУЗы идут те, кто не прошел в другие, вообщем неудачники :).
Действительно, "педы" привлекали небольшим конкурсом при поступлении. И еще, там обычно любят мальчиков. Так как идут в основном девочки. Прямо, как в театральных ВУЗах. И, конечно, престижность специальности учителя в России, особенно в 90-е годы, была практически нулевой.
Но! Все зависит от факультета и от самого учебного заведения. Я училась в МПГУ им Ленина. Это ВУЗ с историей и именем. Даже сейчас продолжаю испытывать гордость, потому что была студенткой этого университета. На некоторые факультеты, например, дефектология/логопедия или иностранные языки, было очень не просто поступить.
На исторический большого ажиотажа не наблюдалось. Конечно, попали и те, кто искал халявы. И после экзаменов за первый семестр этих студентов отчислили.
Учиться на нашем факультете было очень не просто!
Никаких халяв и поблажек не было.
Объем материала - огромный. Я училась на вечернем отделении. У нас совсем не было "воды", типа физкультуры, но за счет того, что мы учились только 3 дня в неделю, а не 5, программа исторических дисциплин была очень насыщенной.
Я чувствовала себя, мягко говоря, не в своей тарелке. Да, я любила историю, в школе всегда была пятерка, в 10-11 классах у нас была молодая "историчка" - наша классная, которая сумела сделать так, что все ученики, если не полюбили ее предмет, то стали хотя бы уважать и интересоваться им.
НО! Всего этого было мало для успешной учебы на ист.факе МПГУ. Нам давали знания, предполагая уже нешуточную базу, с нашей стороны. Напоминаю, что речь идет о 90-х гг. Тогда не было повсеместного интернета, не было домашних компьютеров. Основные знания черпались из книг. Серьезных книг, а не художественных! Т.е., чтобы получить ответ на интересующий вопрос нужно было или задать его, проявив свою некомпетентность по данной теме, или ехать в библиотеку и искать ответ в книге. Я очень часто ловила себя на мысли, что мне не хватает школьной базы.
Нашими преподавателями были именитые историки и авторы известных монографий. Ильинская Людмила Станиславовна, Щагин Эрнст Михайлович...сейчас их уже нет в живых. Также у нас были и более молодые и перспективные преподаватели. Сейчас они в топе университета и своих специализаций.
Все экзамены у нас принимали по старинке. Никаких тебе тестов, где вероятность правильного ответа наугад все же существует. Нет, у нас тянешь билет с 2-3 вопросами, готовишься под взором экзаменационной комиссии и идешь отвечать. Устно! Даже, если удалось чудом списать или если знал ответ на вопрос билета, экзаменатор легко мог проверить глубину твоих знаний, задав дополнительные вопросы.
На первом курсе я сдавала Ильинской Древний мир около получаса. Билет у меня был по Древнему Египту, но в итоге меня спрашивали по всему пройденому курсу. И в самом конце, когда преподаватель уже держала мою зачетку в руках, то спросила меня о месте работы. У нас многие работали учителями в школе, но я тогда работала у китайцев, о чем и сказала. У Ильинской загорелись глаза: "Оооо, Китай! А расскажите нам, пожалуйста, о династии Цинь."
Я вышла из кабинета в слезах. "Что? Что?" - обступили меня однокурссники. Каждый пятый получал тогда неуд. А я плачу и не могу ответить. Потом выдохнула: "четыре". Это к вопросу о "халяве".
Каждую (!) субботу я проводила в Исторической библиотеке на Китай-городе. Чтобы войти туда, нужно было отстоять около часа, а то и больше, в очереди. Очень раздражало, когда к впередистоящим студентам пристраивались их одногруппники. Хотя и мы тоже так делали, если была возможность. Наконец ты внутри. Но возможно, что нужные тебе книги уже заняты. Ходишь-ищешь, у кого они..Договариваешься, чтобы потом отдали тебе. Но обычно, конечно, одной книгой домашние задания не ограничивались. В библиотеке приходилось проводить целый день. Обедали в библиотечной столовой. Домой в зимнее время возвращалась затемно.
В тот период я вообще не читала художественные книги. Было перенасыщение учебной литературой.
Да, я продолжала общаться с подругой М., по следам которой и поступила в этот ВУЗ. Когда я училась на 1-м курсе, она - на 3-м. У них в группе собрались очень сильные студенты, плюс у некоторых были неоднозначные отношения с молодыми преподавателями. Вообщем, у старшекурссников было что-то типа закрытого клуба, куда входили избранные студенты и некоторые преподаватели. И меня по дружбе с М. туда иногда приглашали. Вот сейчас я совсем не помню, когда я успевала еще и в этот клуб заглядывать, но было такое дело. Мы собирались или на кафедре, или даже у кого-то дома или на природе. И вот там я себя чувствовала безнадежно глупой и необразованной на фоне ведущихся околонаучных бесед. Но, с другой стороны, это мотивировало к тому, чтобы хоть немного соответствовать уровню членов клуба.
Продолжение следует.
Учеба,
Nostálgia,
Личное дело