Отсюда
https://tolkien.su/forum/index.php?topic=2731.0 Возможно, геральдика - это особый язык, на котором люди записывают и рассказывают друг другу гордые мифы о самих себе. Возможно, что и геральдика толкиновских Эльфов - тоже язык, один из многих, описанных в его книгах. В таком случае его будет не так просто понять: ведь это язык народа, который, кажется, вообще познает мир иначе, чем мы, - эстетически, а не логикой; их гербы, как и имена, - хороший пример. Здесь многозначность естественная, даже если принципы построения соблюдаются не слишком строго - в конце концов, эльфийские гербы просто красивы…
Согласно записям Толкина, хранящимся в Бодлеанской библиотеке Оксфорда, основные правила эльфийской геральдики таковы. Поле женских личных гербов - круг, мужских - ромб. Поле родовых или семейных гербов, знаков дома - квадрат. Считалось, что число точек, в которых геральдический рисунок касается границы, очерчивающей герб, говорит о благородстве рода и высоте положения того, кому герб принадлежит: шесть - восемь точек в гербах королей, четыре - в гербах принцев. В гербах основоположников великих родов число точек могло достигать даже шестнадцати, как, например, в гербе дома Финве (этот герб, согласно замечанию Толкина, сделанному рядом с рисунком, впоследствии стал знаком Верховных Королей - Финголфина, Фингона и Тургона). Личный герб Финве, изображенный Толкином, - точно такой же, как и его родовой герб, только повернут относительно него на 90 градусов, в положение ромба; возможно, так поступали всегда, желая преобразовать личный герб в родовой или наоборот: к примеру, рядом с ромбическим (личным) гербом Финарфина, сына Финве, в бумагах Толкина имеется надпись «Финарфин и его дом, в особенности Финрод».
Законы эльфийской геральдики не слишком строги. Возможно, герб мог видоизменяться с течением времени. Кроме того, не исключено, что Эльфы могли выбирать для себя по несколько знаков (аналогично именам, которых у каждого было не менее трех; использовалось же, как правило, одно из них - самое точное и красивое). Знаки дома Финарфина являют пример такого многообразия. Помимо герба, Толкин оставил в своих бумагах замечание, что «наследники Финарфина использовали как свой знак голубую звезду», а в истории Берена и Лутиэн описал еще один символ этого дома, воплощенный в кольце, - корону из золотых цветов (может, ромбический герб Финарфина - это стилизованное изображение такого цветка?).
Известно, что и другие герои легенд также носили знаки, отличные от приведенных гербов. К примеру, знак Финголфина, сына Финве, изображенный на его щите, - согласно «Лэ о Лейтиан», хрустальная звезда на голубом фоне; те же цвета - серебряный и голубой - описаны в «Сильмариллионе», как цвета его знамен и также знамен его сына Фингона.
Личный герб Финрода, сына Финарфина, - арфа и факел; скорее всего, это знаки, избранные в память о его первой встрече с людьми. Это единственный из эльфийских гербов, рисунок которого пиктографичен, а не орнаментален. Он скорее похож на гербы Людей, включающие предметные символы (скажем, роханский белый конь на зеленом поле; гондорское Белое Древо, корона и семь звезд на черном; рука, сияющий Сильмариль и трехзубый пик Тангородрима в гербе Берена). Может быть, этот герб Финрода тоже был создан для него Людьми? (Справедливости ради следует отметить, что пиктографические эльфийские гербы появляются у Толкина в «Падении Гондолина» из «Книги Утраченных Сказаний». Там подробно описано вооружение, цвета и знаки всех одиннадцати эльфийских домов Гондолина: алое сердце, солнце и луна Короля Тургона; золотое солнце Глорфинделя и так далее - но все это ранние версии мифологии.) Герб Идриль, дочери Тургона, - василек, или, по-эльфийски, менеллуйн. Значок, изображенный на рисунке, согласно записям Толкина, был сделан в Гондолине; впоследствии он стал одной из реликвий дома наследников Эарендиля в Нуменоре, а оттуда попал в Гондор. Толкин заметил, что такой орнаментальный менеллуйн - основа многих более поздних (зачастую искаженных) нуменорских орнаментальных кругов, наброски которых сохранились в его бумагах.
Два герба Лутиэн, дочери Тингола и Мелиан, включают изображения белых цветов. «Сильмариллион» говорит, что белые эльфийские цветы нифредиль, подобные звездам земли, впервые расцвели в мире при рождении Лутиэн; а «Лэ о Лейтиан» повествует о том, как Лутиэн танцевала и пела в лесу на холме, приветствуя возвращение весны, "и подснежники расцветали там, где она ступала". Желтый цветок во втором гербе - возможно, золотой эльфийский эланор, который, как и нифредиль, рос на холме Керин Амрот в Лориэне, - хотя нигде в книгах Толкина эланор не упоминается непосредственно в связи с Лутиэн. «Я никогда не видел цветов, живо напоминающих нифредиль или эланор, или алфирин, - писал Толкин в одном из писем, - но я думаю, это лишь потому, что те воображаемые цветы озарены светом, который никогда не являлся в растущем цветке и не может быть передан кистью художника. Нифредиль - осиянный тем светом изящный сородич подснежника, а эланор - очень крупный полевой очный цвет"…
Нам неизвестны законы, по которым строились гербы Людей Первой Эпохи, и среди рисунков Толкина этих гербов немного: только гербы Беора, Хадора и Дома Халет. Согласно записям Толкина, герб для Берена Камлоста (рука, сияющий Камень и трехзубый пик Тангородрима) был создан уже после смерти Берена, в память о том, как Берен и Лутиэн добыли Сильмариль из Железной Короны Врага. В отличие от первых трех, этот герб не орнаментален, но включает в себя ясные предметные символы.
Таковы и гербы Людей Второй и Третьей Эпох, описанные в книгах Толкина: харадская черная змея на алом поле; роханский Белый Конь на зеленом; Корабль-Серебряный Лебедь на синем, знак Дол Амрота; алмазная пятилучевая Звезда Северного Королевства (Элендильмир, образ Звезды Эарендиля); семь звезд Элендиля; гондорское Белое Древо под семью звездами и крылатой короной, серебряные знаки на черном поле королевского знамени. (В некоторых случаях известны только геральдические цвета: знамя Наместников Гондора - светло-серебряное, без гербов и девизов; знамя Хурина - золотое; знамя Ривенделла - серебряное; паруса кораблей Нуменора при Ар-Фаразоне - золотые, или черные с золотом в последнем плавании.)
К сожалению, Толкин не оставил никаких рисунков, изображающих гербы Людей Второй и Третьей Эпох. Набросок, который он сделал для обложки третьего тома «Властелина Колец», показывает Белое Древо, крылатую корону и семь пятилучевых звезд, но взаимное расположение символов в этом наброске иное, чем то, что описано в книге. Можно предположить, что достаточно произвольное расположение и начертание геральдических знаков было вполне возможно: например, знак Дол Амрота представлен во «Властелине Колец» и как лебедь, и как корабль с высоким носом, выполненным как голова лебедя.