Хруммса написала
22 ноября 2009 года, 22:39
Вопрос был задан здесь:
http://clubs.ya.ru/tolkien/replies.xml?parent_id=3282&item_no=3223&with_parent=1#reply-tolkien-3282 Подборка цитат и мои комментарии.
Предисловие к Сильму от Кристофера Толкина:
«После смерти отца я попытался привести эту книгу к приемлемому для публикации виду. Мне стало ясно, что попытки представить под одной обложкой столь разнообразный материал, т.е. показать «Сильмариллион», как живое эволюционирующее произведение, растянутое более, чем на полвека, на деле приведут лишь к полной неразберихе и погребут под собой самое существенное её содержание. Поэтому я стремился выработать единый вариант текста, отбирая и размещая материал таким образом, чтобы получить однородную и внутренне непротиворечивую структуру. В этой работе заключительные главы (от смерти Турина Турамбара) представляли особые трудности, т.к. оставались неизменными в течение многих лет, и не очень-то соответствовали другим, более поздним частям книги.
Полная согласованность (будь то внутри «Сильмариллиона» или между ним и другими опубликованными работами моего отца) так и не достигнута, если она достижима вообще, то лишь весьма дорогой ценой». (Сильм в переводе ГиГ. Предисловие)
Здесь Кристофер пишет об особых трудностях с последними текстами Сильмариллиона, относительно их несоответствия с текстами более поздними (видимо, по времени повествования, а не написания). Аккалабет в данном случае, может относиться как к ранним текстам, так и к поздним.
Кроме того, в комментариях к «Утраченными Сказаниям» и «Преображённым Мифам» - Кристофер также явно демонстрирует, что с окончательной версией гибели Нуменора Профессор так и не определился.
Вполне естественно при таких обстоятельствах, что Кристоферу пришлось где-то делать выбор на своё усмотрение или даже что-то добавлять от себя, чтобы повествование стало более или менее логичным и содержало как можно меньше противоречий.
Вот что мы читаем о Нуменоре из Утраченных Сказаний:
«И великая земля была сделана, дабы им жить, что, не являясь частью Средиземья, не была совсем отделена от него. Оссэ поднял ее из глубин Бэлэгара, Великого Моря, Аулэ укрепил ее, а Йаванна украсила».
То есть, остров Нуменор создаётся валар специально для людей, воевавших на их стороне.
Далее, о процессе потопления:
«Но боги хранили молчание. Печаль и тревога были в сердце Манвэ, и он говорил с Илуватаром, и Владыка Всего Сущего даровал ему силу и совет; и судьба мира и его вид были изменены. Ибо молчание богов прервалось, и Валинор был отделен от земли, посреди Бэлэгара к востоку от Тол-эрэссэа разверзлась трещина, в которую хлынули великие моря, и шум падающей воды наполнил всю землю, а туман водопадов поднялся над вершинами вечных гор. Но все корабли Нумэнора к западу от Тол-эрэссэа были затянуты в великую бездну и утонули, а могучий Ангор и Истар, его королева, пали во мрак как звезды и исчезли бесследно. А смертные воители, что ступили на землю богов, были похоронены под обрушившимися холмами, где, как гласит легенда, они лежат заключенными в Забытых Пещерах до дня Суда и Последней Битвы. Эльфы же с острова Тол-эрэссэа прошли чрез врата смерти и были взяты к своему народу в землю богов, став как прежде; а Одинокий Остров остался лишь тенью прошлого».
Здесь совершенно ясно, что Манвэ получил силу и совет от Эру. И валар действуют самостоятельно. Учитывая, что в результате действия погибли и невиновные люди, не считая ни в чём не повинных животных и растений, а также то, что вместе с Нуменором утонул и Тол-Эрэссэа, поскольку эльфы, жившие там, «прошли через врата смерти и были взяты к своему народу в землю богов», а «Одинокий Остров остался лишь тенью прошлого», вряд ли Эру дал совет о столь радикальных средствах для расправы с восставшими нуменорцами.
Далее о действиях валар:
«Но Илуватар дал богам силу, и они отогнули назад края Средиземья и превратили Средиземье в шар, так что как бы далеко человек ни заплывал,
он никогда не мог бы достичь истинного Запада, но измученным возвращался к месту своего отплытия. Нумэнор, будучи к востоку от великой расщелины, был полностью низвергнут и поглощен морем, и его слава сгинула».
Теперь обратмся ко второй версии Падения Нуменора.
Сначала текст имеет такое содержание (в результате литосферной катастрофы гибнет практически весь Белерианд):
«Тогда Илуватар простер Великое Море к западу от Средиземья и Бесплодную Землю на востоке его и сотворил новые земли и новые моря там, где прежде не было ничего, лишь тропы Солнца и Луны. И мир умалился; ибо Валинор и Эрэссэа были взяты в Королевство Сокрытого, и посему как долго бы не плыл человек, не мог он снова достигнуть Истинного Запада. Ибо все земли, старые и новые, были равно далеки от середины земли. И случились [потоп и великое смятение в водах, и моря покрыли то, что прежде было сушей, и земли поднялись там, где прежде были глубокие моря,] и тогда ушел под воду весь Бэлэрианд, кроме той земли, где жили недолго Бэрэн и Лутиэн, земли Линдон под западными подножьями Луноронти».
Более поздняя редакция выглядит следующим образом:
«Тогда Илуватар простер Великое Море к западу от Средиземья и Пустынную Землю - на востоке его, и сотворены были новые земли и новые моря; и мир умалился, ибо Валинор и Эрэссэа были взяты из него в королевство сокрытого. И посему как долго бы не плыл человек, не мог он снова достичь Истинного Запада, но усталым возвращался к месту, откуда отправился; ибо все земли и все моря были равно далеки от середины
земли, и все пути изогнулись. Случились в то время потоп и великое смятение в водах, и моря покрыли много из того, что в Древние Дни было сушей, равно на востоке и западе Средиземья».
Изменения во второй версии о Падении Нуменора касаются только судьбы Валинора, Тол-Эрессэа и судьбы Белерианда и появления новых земель в связи с
вмешательством Эру. Земля Белерианда претерпевает изменения, но не потополяется полностью. Однако нигде нет ни слова о том, что именно Эру топит Нуменор. Есть лишь указание, что уже не валар отделяют Валинор и Тол-Эрессэа от мира, это делает Эру.
Теперь читаем текст Аккалабет под редакцией Кристофера:
«И тогда Манвэ с вершины Горы воззвал к Илуватару, и в тот миг валары отказались от власти над Ардой. И явил Илуватар свою силу, и изменил облик мира;
и разверзлась в море бездна меж Нуменором и Бессмертными Землями, и хлынула в бездну вода, и рев и пена этого потока достигли небес, и мир содрогнулся. И бездна та поглотила весь нуменорский флот, и он сгинул. Король же Ар-Фаразон и смертные витязи, что ступили на землю Амана, были погребены под обрушившимися скалами; говорят, что так и томятся они в заточении в Пещерах Забвения, пока не грянет Последняя Битва и День Рока.
Аман и Эрессэа ушли из мира и с тех пор недоступны людям. Андор же, Дарованная Земля, Царственный Нуменор, Эленна Звезды Эарендиля - земля эта погибла. Ибо она оказалась на восточном краю чудовищной расселины, и ее основание рухнуло, и она погрузилась во тьму, и ее нет более. И нет ныне в мире места, где хранилась бы память о днях, не затененных лихом. Ибо Илуватар простер к западу от Средиземья Безбрежные Моря, а к востоку Бесконечные Пустыни, и сотворил новые моря и новые земли; но мир умалился и обеднел, ибо Валинор и Эрессэа ушли в края недостижимые».
Теперь посмотрим на стиль действий и их последствия у валар, связанные с другими моментами истории Средиземья:
1. в Войну Стихий - были многочисленные землетрясения и прочие катаклизмы;
2. после Войны Гнева - затонула большая часть Белерианда;
3. молнии, убивающие людей в Нуменоре.
Или, например, замечание Кристофера к «Падению Нуменора» в УС:
«В "Сильмариллионе" боги присутствуют "физически", потому что (безотносительно того, каков в действительности их способ существования) они живут в том же физическом мире, в царстве "зримого"; если после Сокрытия Валинора до них не могут доплыть вестники, которых тщетно посылает Тургон Гондолинский, до них, тем не менее, добирается Эарэндэль, отплыв из Средиземья на своем корабле "Вингэлот", и их военное - вполне физическое - вмешательство - навсегда изменило мир, физически уничтожив власть Моргота».
Полагаю, что представленных цитат и аргументов достаточно для того, чтобы сделать вывод: именно валар топили флот Ар-Фразона и они же топили остров.
Однако Кристофер изменил (самую малость) текст, но именно это изменение придало совершенно иной смысл повествованию.
Если есть ещё сомнения в том, что именно Кристофер привнёс изменения, обратимся к письмам Профессора.
В письмах Толкина неоднократно встречается пересказ легенд, вошедших в корпус «Сильмариллиона», включая и гибель Нуменора.
Первое, что обращает на себя внимание, это многократные указания на то, что прототипом истории Нуменора была история Атлантиды, а никак не история библейского Потопа.
Например, в письме № 257:
«Еще одна составляющая, не упомянутая прежде, также была задействована, когда мне потребовалось наделить великой миссией Бродяжника-Арагорна. То, что я мог бы назвать моим «наваждением Атлантиды». Эта легенда, или миф, или смутное воспоминание о некоем эпизоде из древней истории, всегда не давало мне покоя. Во сне мне являлся мучительный кошмар о неотвратимой Волне, что либо накатывает с моря, доселе спокойного, либо горой вздымается над зелеными землями вдали от моря. Этот кошмар порою приходит и по сей день, хотя, написав о нем, теперь я его вроде бы экзорцировал.
Когда К. С. Льюис и я бросили жребий и ему досталось писать о путешествии в пространстве, а мне - о путешествии во времени, я начал несостоявшуюся книгу о путешествии сквозь время, в финале которой моему герою предстояло присутствовать при затоплении Атлантиды. Она должна была называться Нуменор, Земля Запада».
Однако именно эту аллюзию к библейскому Потопу мы и имеем в Сильме редакции Кристофера, когда «виновником» затопления острова становится Эру. В то время как гибель Атлантиды - это результат «войны богов», но никак не вмешательства некоего «высшего божества».
Второй момент в письмах, касаемый высказываний Профессора относительно гибели Нуменора, это обстоятельства, связанные с прибытием флота нуменорцев к берегам Амана. Практически нигде (в тех письмах, где Толкин приводит краткое изложение легенды) не встречается указания на то, что именно Эру уничтожает Нуменор.
Например, в письме № 156 есть намёк на Эру:
«На этот чудовищный мятеж у Валар ответа не было - ибо на Детей Господа их юрисдикция в конечном счете не распространялась; Валар не дозволялось уничтожать их или принуждать их, демонстрируя ту «божественную» власть, которой они обладали над физическим миром».
Замечу мимоходом, что в окончательной редакции Кристофера (да и в текстах самого Профессора) валар-таки вмешивались.
Далее в письме:
«Валар воззвали к Господу; и произошло катастрофическое «изменение замысла». В момент, когда Арфаразон ступил на запретный берег, возник разлом: Нуменор обрушился и канул в бездну; флотилию поглотила пучина, а Благословенное Королевство оказалось навеки изъято из кругов физического мира. После того можно было обойти на корабле вокруг света - и так и не найти его».
Это практически единственное письмо, где имеет место намёк на действия Эру, относительно затопления Нуменора.
Однако при оценке этого текста следует обратить особое внимание на адресата письма. Это Роберт Марри - член религиозного католического ордена «Опус Деи». Было бы странно, если бы в этом письме Толкин отстаивал «языческий вариант» его «Атлантиды». Он вообще в данном послании всячески старается доказать христианскую направленность в явно
языческом сочинении. Впрочем, Профессора тут несложно понять.
В письме № 154 читаем:
«Конкретный миф, который стоит за этой историей и за мироощущением людей и эльфов того времени, это Низвержение Нуменора: специфический вариант легенды об Атлантиде. Этот миф видится мне настолько существенным для «мифической истории», - неважно, есть ли у него какие-нибудь основания
в истории реальной, с дозволения Сора и прочих, - что хоть какую-то его версию включить следовало…
Повесть о Низвержении я записал; возможно, вам интересно будет с ней ознакомиться. Но непосредственно нас касается вот что: до Низвержения за морем и за пределами западного побережья Средиземья находился земной эльфийский рай Эрессэа и Валинор, земля Валар (Властей, Владык Запада - «Боги» - ближайший эквивалент,
хотя и не совсем точный. - Прим. авт.), места, до которых возможно было добраться физически, на самых обычных парусных кораблях, пусть даже Моря заключали в себе немало опасностей. Но после того, как нуменорцы, Короли Людей, жившие на острове, расположенном далее всего к западу из всех смертных земель, взбунтовались и в итоге, обуянные непомерной гордыней, попытались захватить Эрессэа и Валинор силой, Нуменор был уничтожен, а Эрессэа и Валинор изъяты с Земли за физически достижимые пределы; путь на запад был открыт, но вел лишь обратно в исходную точку - для смертных».
Здесь уже не приводится никаких указаний на то, кем именно уничтожается остров. Хотя, из контекста, скорее следует, что это сделали валар.
Примечательно, что оба письма (154 и 156) датированы одним годом.
И также единственным письмом, в котором приводятся подробности, касаемые затопления Нуменора - является письмо № 131, где Толкин конкретно указывает на то, что гибель флота Ар-Фаразона и гибель Нуменора - это деяние валар:
«Перед лицом подобного бунта, этого вопиющего безумства и кощунства, а также и перед лицом вполне реальной опасности (ибо нуменорцы, направляемые Сауроном, вполне могли учинить разор в самом Валиноре) Валар слагают с себя доверенную им власть, взывают к Богу и получают силу и дозволение действовать; старый мир разрушен и изменен. Разверзшаяся в море пропасть поглощает Тар-Калиона и его флотилию. Сам Нуменор, оказавшись на краю разлома, обрушивается и навечно исчезает в бездне вместе со всем своим величием».
Из данного письма ясно следует вывод о том, что валар лишь получили силу и право действовать, но распорядились своим правом так, как распорядились. Несмотря на свои сверх-возможности.
Отсюда у меня и возникли основания для выводов, что именно Кристофер вставил в Сильмариллион ту версию гибели Нуменора, которая ему самому больше нравилась.