Ilivrin написала
1 сентября 2009 года, 22:23 Давно в голове подобные мысли крутились, но решившись оформить их, сначала посмотрела в нете. Человек написал все, что я хотела и даже много больше. Предлагаю Вам посмотреть. Обсудить тоже хотелось бы.
Этика
Очень часто приводятся в дискуссиях доводы, касаемые и внутренней этики мира Арды, оценивающейся как «христианская». При этом называются такие ценности, как любовь к ближнему, готовность к самопожертвованию, доброта, верность слову или верность в любви и дружбе. Порицание убийства, жадности, неверности и предательства, нарушения клятв, злобы и жестокости и пр..
Словом, ценности, сами по себе очень хорошие и красивые, но (!) не являющиеся исключительно христианскими. Это общечеловеческие ценности, которые были лишь приняты в христианский этос, в основном, из языческого наследия, и отчасти из библейского.
Поэтому при разговоре о христианских ценностях необходимо вспомнить о самой христианской этике, о том, что привнесло в этическом плане в человеческие взаимоотношения христианство. Причём обратить внимание в этом случае следует, в первую очередь, не на «отцов церкви», а непосредственно на учение Иисуса Христа, к его словам в текстах Евангелия.
Основными христианскими добродетелями, привнесёнными учением Иисуса Христа являются: покаяние, прощение, воздаяние добром за зло, молитва о врагах, смирение и непротивление (физическое) злу и милосердие.Покаяние
Покаяние, как условие личного спасения, одно из главных воззваний в Евангелиях к человеку. В общем, в истории Арды оно встречается, но не настолько часто, чтобы быть особо заметным.
В Сильмариллионе всего один раз - это покаяние Арафинвэ (хотя по большому счёту ему было каяться не в чем). В ВК - также один раз - это покаяние Боромира (а заодно и искупление вины смертью).
Прощение.
Это тоже один из главных и основополагающих принципов отношения к людям и к самому себе. Умение прощать и принимать прощение (то есть - умение простить самого себя). «Прощаются тебе грехи твои». Это означает, что человек становится чист, его дальнейшая жизнь начинается как бы заново, с белого листа. И от него зависит - что на этом листе будет написано. Однако прощение это не однократное, человеку предоставляется возможность раскаяться много раз, никто не застрахован от ошибок и опрометчивых решений, приводящих к деянию греха. Христианское прощение, если уже дано, то не предполагает наказания, поскольку кающийся уже наказан осознанием своей вины. Мало того, христианская этика предполагает прощение даже тогда, когда виновные о нём не просят, и всегда порицает насилие в ответ на насилие (месть это или защита).
За всю историю Арды ни одного христианского прощения не прослеживается.
Валар согласны простить Мелькора, но лишь после того, как он понесёт наказание в тюрьме Мандоса, наказание очень жестокое. И лишь после этого ему будет «дозволено снова просить о прощении». То есть - в первый раз Мелькор даже не прощён.
Точно такое же «прощение» мы видим в истории с судом над Феанаро. Его готовы будут простить, но лишь после того, как он понесёт наказание. И это принимается эльфами, как само собой разумеющееся. Нолофинвэ также готов простить брата, но не сейчас, а после наказания. В христианской этике такой подход немыслим. Прощение никогда не требует никаких условий, даже просьбы о прощении. А если уж была просьба, то прощение обязательно. Если тот, к кому направлена просьба, не простит - то грех уже совершает он сам.
Проклятие Намо провинившимся скорее соотносится с библейским «изгнанием из рая» и предполагает именно коллективную всеобщую ответственность за содеянное. А коллективной ответственности в христианской этике нет.
Христос полностью снимает коллективную ответственность людей за прегрешения предков и «проклятие рода людского» и переносит ответственность на каждого отдельного человека за то, что тот будет делать в течение жизни. Единственная уступка дана тому, что родители несут ответственность за грехи своих детей (на определённом этапе), но никак не наоборот. Сын за отца не в ответе.
Прощение Арафинвэ и тех нолдор, что вернулись вместе с ними вообще несоотносимо с тем, за что предполагалось прощение. Поскольку Арафинвэ и его нолдор не были повинны в смерти тэлери. Помимо того, никакого прощения не предполагается для Феанаро. Совсем.
Прощение Тинголом Турина также не вписывается в христианскую концепцию, поскольку Турин в конфликте с Саэросом был прав, пусть и превысил «меру пресечения». Если бы прав был Саэрос, то тогда прощение Тингола можно было назвать христианским поступком.
Ни эльфы, ни люди мира Средиземья ни разу не показывают христианского прощения. Они не могут простить ни обидчиков, ни самих себя. Не могут и не умеют - начать жизнь с «чистого листа».
Милосердие
Помилование Арагорном врагов после последней битвы - это также не христианское милосердие, поскольку милость к врагам неоднократно проявляли и язычники, в греко-римском этосе великодушие царя всегда производило самое лучшее впечатление. Причём, помилование не сводилось только к тому, чтобы не убить поверженного врага, но и отпустить пленных, дать им пищу и воду. Арагорн же не отпустил пленников, что называется «с богом», а заставил отрабатывать свои грехи при восстановлении города. Что само по себе не плохо, но не является христианским поведением.
Бильбо, не убивший Голлума из жалости, а впоследствии Фродо, тоже пожалевший Голлума - это тоже не христианский поступок. Как бы его не оценивал сам Толкин. Поскольку это поступок из серии «не убивай меня, я ещё тебе пригожусь». Этот принцип идёт от языческого понимания мира и его законов, но не от христианского мировоззрения. Христианским можно было бы назвать поступок Бильбо и Фродо, только в том случае, если бы Голлум вообще никак больше не пригодился. Не вёл бы Фродо в Мордор, не пытался в последний момент отнять у него кольцо. Просто исчез бы со сцены. Только тогда можно было бы расценить жалость Фродо и Бильбо - как проявление христианской этики.
Потому что деяние добра в христианстве никогда не предполагает награды здесь и сейчас, в этом мире. Награда мыслится лишь в спасении собственной души - главной цели в жизни христианина.
Очень часто проводят аналогию к «христианскому поведению» Финрода в истории Берена и Лютиэн. Однако и здесь не прослеживается христианской этики, поскольку Финрод помогает Берену, исполняя собственную клятву. Назвать его поступок христианским можно было бы только в том случае, если бы Финрод вообще ничем не был обязан Берену и помог бы ему исключительно из сострадания к его личной ситуации.Ненасилие, непротивление злу.
Внешнее непротивление злу отсутствует в мире Арды вообще, поскольку в этом мире присутствует персонифицированное Зло, активное и очень агрессивное. Даже если кто-то и не хотел бы участвовать в войнах, он не может этого себе позволить.
Учение Христа направлено не во внешний мир, но во внутренний мир человека. Оружие христианина не меч, но покаяние и молитва. Христианин, по сути, «Воин Духа» (в прямом смысле), его «священная война», его сражение - это сражение с самим собой, а не с внешним злом.
«Ищите прежде Царства Божьего и правды его», но искать нужно в себе ибо «Царство Божие внутри вас». Новый Закон и новый Завет Божий - должен быть написан в сердце человека, а не на камне. Поскольку только внутренняя нравственная невозможность совершить какое-либо зло - и есть главная цель в духовном росте христианина. Поскольку тогда - человек не совершает зла не потому, что это нельзя, запрещено, не потому, что за это будет какое-то наказание - а потому, что это его естественное состояние.
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Именно туда, на эту духовную высоту призывает Христос, а не на битву с мечом в руке.
Концепция зла решалась в христианстве долго, и в конце концов, пришли к выводу, что зло (само по себе) не существует в принципе, у него нет материального носителя. По- моему, более лаконично и изящно эту мысль (как ни странно) сформулировал мусульманин-суффий О.Хайям:
Ад и Рай в небесах, говорили ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи.
Ад и Рай - не круги во Дворце Мирозданья,
Ад и Рай - это две половины души.
Однако, и в Сильмариллионе, и во Властелине Колец - мы видим религиозную войну в чистом виде, борьбу с внешним воплощением зла. Ни один народ, населяющий Арду, не остаётся в стороне и всегда ставится перед выбором - либо встать под знамёна «светлых», либо под знамёна «тёмных». Нейтральная позиция не предполагается нигде, даже Энты - и те вступили в противоборство.
Небольшое исключение составляют войны начала ТЭ между северным и южным королевствами, основанными нуменорцами.
А война христианина идёт не во внешнем мире, но во внутреннем. Единственное его оружие - это вера и молитва, а вовсе не меч, разящий врагов.
Этот мир неудобен для христианства вообще, даже если оно бы там возникло, оно бы не только не смогло бы восторжествовать, но и укрепиться хоть где-нибудь. Потому что в мире Арды, как исходное условие, существует не только персонифицированное зло, но и народ, абсолютно не способный воспринять христианские идеалы. Этот народ - орки.
Но ещё до того, как это ужасное деяние Моргота открылось мудрецам, в Первоначальную эпоху, было известно, что орки не были сотворены Мелькором и следовательно изначально не были носителями зла. Они, возможно, были испорчены непоправимо (во всяком случае, ни эльфы, ни люди, видимо, не могли уже спасти их), но не стояли вне закона, то есть, хотя с ними, как с пальцами руки Морготовой, надлежало бороться с предельной суровостью, с ними всё же не следовало обращаться на их собственный лад, с жестокостью и предательством. Пленных не следовало подвергать мучениям, даже для того, чтобы выведать сведения, необходимые для защиты эльфов и людей от их нападений. Если какие-то орки сдавались и просили о пощаде, их следовало отпускать. Так учили мудрые, хотя среди ужасов войны к их словам не всегда прислушивались (ПМ).
Несмотря на то, что орки - не являлись изначально носителями зла, они всё же становятся именно таковыми, как «пальцы Морготовой руки». К тому же спасти их не могли ни эльфы, ни люди. А поскольку вели они своё происхождение от эрухини, то их души отправлялись в Мандос, но должны были там пребывать до конца Арды. То есть - их «исправление» было только во власти Эру. Таким образом, спасение от власти Моргота предполагало для орков один единственный путь спасения - через Мандос, а на уровне «непримиримой и суровой борьбы» с ними - смерть.
К оркам неприменимы христианские принципы по определению условий мира. Орки злы по природе и недоговороспособны, мотивация их действий продиктована либо страхом и подчинением силе, либо потребностью в разрушении. К этому народу нельзя прийти с проповедью добра и ненасилия, к нему невозможно относиться как к потенциальным адептам, «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» - этот христианский принцип невозможно к ним применить. Для обращения неверующего христианин может использовать кроме молитвы проповедование Благой Вести и личный пример в повседневной жизни. Но никак не насилие.
Любой проповедник, попади он к оркам, смог бы только произнести «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят», и то, если бы успел/
Однако мир Арды, его исходные условия и этика превосходно сочетаются с этикой зороастризма, предполагающего не только выбор Добра, но и непримиримую борьбу со Злом. Причём, борьба эта подразумевает не столько внутреннюю духовную работу над своей личностью, сколько борьбу с внешними проявлениями и носителями зла. Поскольку в зороастрийской концепции существуют физические носители зла: вредные растения, вредные животные, еретики (поклоняющиеся дэвам, либо те, кто не исповедует Благой Религии).
«Выбирая Ахурамазду, верующий выбирает добро в противовес злу, истинную религию в противовес религии дэвов. Таким образом, каждый маздеит обязан сражаться против зла. Никакого попустительства демоническим силам, воплощённым в дэвах. Эта напряжённость вскоре перерастёт в дуализм.
Добро будет противостоять злу в мире, который на всех космических и человеческих уровнях станет олицетворением противостояния между добродетелями и их противоположностями.
Заратустра объявил «священную войну» силам зла, и каждый верующий, в силу избрания для себя Благой Религии, оказывался призванным бороться с дэвами, «очищать» мир от демонов; иными словами, человек участвовал во вселенской «очистительной» работе, исполняемой Ахура-Маздой и его архангелами» (М.Элиаде).
В христианстве же - личное духовное падение человека не несёт в себе вселенской катастрофы, не умаляет сил бога и не способствует победе сатаны.
В зороастризме - напротив - личный выбор человека той или иной стороны (Добра или Зла) - может оказать воздействие на борьбу двух Начал и способствовать победе того или иного Духа (Ормазда или Ахримана). Т.е. - выбор человека, в буквальном смысле - может определить судьбу мира. Что, конечно, накладывает на человека куда более серьёзную ответственность.
В христианстве личное падение - это личное падение, а в зороастризме - падение (как и возвышение) мыслится как участие в борьбе Добра и Зла.
Именно этот зороастрийский вариант мы и наблюдаем во всей истории Арды. Поскольку борьба Света и Тьмы идёт там на физическом уровне, а не на духовном. Там не существует "нейтральных" участников Действа, только "светлые" и "тёмные", и оцениваются их поступки именно в ключе служения/неслужения Тьме/Свету, независимо от их личных качеств.
Оригинал
здесь (и имеет много большие размеры)
Размещено без разрешения и предупрежнения автора, увы, но это же перепост, а о первом разе автор таки был уведомлен