Оригинал взят у
grid_ua в
CLXXIII. Смена гегемона и моя бутылка "Львовского" "... И, возведя Его на высокую гору,
диавол показал Ему все царства вселенной
во мгновение времени, и сказал Ему диавол:
Тебе дам власть над всеми сими царствами
и славу их, ибо она предана мне, и я,
кому хочу, даю её; итак, если Ты
поклонишься мне, то всё будет Твоё..."
Евангелие от Луки, IV: 5 - 7
Лет восемь тому назад разговорились мы с приятелем, сидя за бокальчиком "Львовского", о судьбах мира. А надо сказать, мы с ним всегда переходили на обсуждение глобальных вопросов за бокалом пива.
Так вот, в тот раз спорили мы о том, как долго ещё продлится гегемония США. Приятель мой, будучи в некоторой степени консерватором, изрёк что-то в духе того, что-де Штаты есьм мировой жандарм, данный нам на веки вечные. Я засомневался и, будучи человеком достаточно азартным, предложил пари: останутся ли САСШ через полвека мировым гегемоном? Ставка - бутылка "Львовского".
Как не сложно догадаться, я поставил на Китай. Мой же приятель, то ли из скупости, то ли будучи большим реалистом, нежели я, и понимая, что ещё полвека ему (да и мне) вряд ли протянуть, заартачился. Ну, что делать? Пришлось срезать горизонт планирования вдвое - до 25 лет.
Как бы то ни было, а вспомнил я сейчас эту историю давно минувших дней вот по какому поводу.
Нынче модно кричать на всех углах, что век американской гегемонии подходит к концу: не сегодня - завтра Китай стукнет кулаком по столу, и тогда "Yankee, go home!" (с). Стоит только взять и всем миром потребовать от Вашингтона обменять ровно нарезанные бумажки приятного зелёного цвета на золото и прочие ликвидные товары, как мощь САСШ сдуется, аки шарик Пятачка, предназначенный оным в подарок ослику Иа. В общем, перспектива рисуется апокалипсическая. По сравнению с ней откровение Иоанна Богослова - это, так, фантазии школяра о взрослой жизни.
Масла в огонь подливают известия о выходе китайской экономики на первую строчку в мировой табели о рангах, а также о всё возрастающем отрыве китайского же промышленного производства от американского сотоварищи.
Я недавно
уже касался этого вопроса, но сегодня хотел бы предложить вам, дорогие читатели, взглянуть на проблему под иным углом. Без сомнения, США не вечны, да и сидеть на вершине мира до посинения невозможно, как бы того нам или ещё кому не хотелось: обязательно найдётся молодой, полный сил волк, который изорвёт тебя, стареющего хищника, в клочья. Поэтому обсуждать вопрос потери САСШ статуса гегемона особого смысла нет. Гораздо интереснее иное: когда это может произойти? И, вот, для построения корректного прогноза стоит оглянуться назад, в не такое уж и отдалённое прошлое.
Начать, пожалуй, стоит с повторения пройденного - простой старой истины по поводу того, что "ни что не вечно под Луною" (с). Оно и верно: за истекшие пять столетий одежды политического гегемона в Западном мире последовательно примеряли на себя Испания, Нидерланды, Франция, Британия и, наконец, США.
Если же мы несколько усложним себе задачу и, памятуя, что политика - это функция от экономики, попытаемся поставить во главу угла не политическое превосходство, но преобладание экономическое, как фактор, позволяющий переформатировать мир по своему образу и подобию, даже более - конструировать желаемый мир, т.е. то, что собственно и является взаправдашней гегемонией, мировым господством, то список таких гегемонов получится у нас несколько иным: итальянские города-государства, Нидерланды, Британия и США.
В своей замечательной работе "Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени" Дж. Арриги весьма тщательно прошёлся по каждому из гегемонов, но я не буду сейчас останавливаться на этом: желающие смогут сами прочитать труд итальянского экономиста, а не выслушивать мой путанный пересказ. В контексте поднятой в данной заметки темы нам гораздо важнее иное: то, что Дж. Арриги сумел вычленить в истории Европы XV - ХХ ст. периоды господства каждого из перечисленных государств, привязав их к т.н. долгим столетиям Ф. Броделя:
Беглый взгляд на представленный выше рисунок показывает, что эпоха господства каждого гегемона укладывается приблизительно в интервал одной протяжённости: 150 - 180 лет. В условиях научно-технического прогресса и интенсификации многих социальных, экономических и политических процессов можно предположить, что для США этот интервал несколько сократится. Но существуют ли объективные предпосылки того, что Штаты потеряют свой статус сверхдержавы много раньше - уже через 20 - 30 лет?
Здесь целесообразно оглянуться на историю утраты Британией своей роли империи, над которой никогда не заходит солнце.
Как известно, ещё во второй половине XIX ст. британцы, являясь безусловными лидерами Западного мира, начали испытывать проблемы с конкурентами. Пока ещё экономическими. Тогда в газетах метрополии поднялась шумиха по поводу того, что товары островитян на всех рынках теснятся менее качественными, но и более дешёвыми германскими товарами (и, поди, расскажи кому сегодня о менее качественных немецких товарах - засмеют!). Практически одновременно начало ощущаться давление и с другой стороны - из-за Атлантики.
Уже в середине 70-х гг. XIX в. американское хозяйство по своему размеру сравнялось с британским и стало уходить в отрыв, с каждым последующим годом всё больше и больше его наращивая.
В 1898-ом году безымянный председатель Ассоциации американских банкиров на заседании в Денвере (штат Колорадо, США) констатировал: "Мы держим теперь в своих руках три главных козыря коммерческой игры, а именно - железо, сталь и уголь. Мы долгое время были житницей мира, теперь мы претендуем на звание его мастерской, а в дальнейшем желаем быть его расчётной палатой." [1]. При этом американская экономика уже в 1,6 раза превосходила по своему размеру британскую.
К 1913-му году янки взяли новую высоту: стали индустриальной державой № 1. Американский ВВП был крупнее британского уже в 2,3 раза. Дальше - больше: как известно, Первая Мировая война завершилась не только крахом блока Центральных держав, но и превращением Великобритании из нетто-кредитора в нетто-дебитора. Мировой финансовый центр собрал чемоданы, сел на пароход и переехал за океан.
К периоду Первой Мировой войны, кстати говоря, относится и завоевание американцами статуса главного экспортёра планеты:
Причём, раз добившись успеха - главным образом, за счёт своего нейтрального статуса и активного снабжения стран Антанты военными материалами в годы мировой бойни, - янки уже не собирались сдавать свои позиции. В "ревущие двадцатые" Штаты наращивают объём своего экспорта, оторвавшись к началу Великой Депрессии от Британии почти на треть!
Впрочем, я отвлёкся. Вернёмся к размерам соперничавших экономик. В 1926-ом году перевес американского хозяйства над британским составил уже 3,5 раза! После была Великая Депрессия, более мягкий кризис для островитян и, как следствие, сокращение разрыва. Впрочем, даже в последний мирный год накануне новой большой войны (1938-ой) экономика США превышала экономику Великобритании в 2,7 раза. А затем вспыхнула Вторая Мировая война, которая и поставила большую и жирную точку на британских амбициях: силы, спасшие Империю, её же и похоронили - начался процесс деколонизации. США, наконец-то, стали гегемоном.
Очевидно, что размер экономики страны - штука важная, но не ключевая, ибо определяется как качественными (производительность труда), так и количественными (численность населения) факторами. В этом отношении интересно сравнивать динамику не ВВП Великобритании, США и Германии на рубеже XIX - XX ст., а их удельные значения - ВВП на душу населения:
И картинка сразу меняется. Оказывается, что при всех успехах в экономическом развитии США вышли по душевому показателю на уровень Великобритании лишь в начале ХХ-го века, а Германия так и вообще не вышла, застряв к началу Великой войны на уровне в 3/4 от британского!
Таким образом, подытоживая историческую часть данной заметки, можно с достаточной уверенностью утверждать, что для смены гегемона простого уравнивания в размере национального хозяйства явно недостаточно - необходимо обойти его во всех сегментах: производстве, внешней торговле и финансовой сфере. У США на это ушло до трёх десятков лет, и всё равно замена одного лидера другим потребовала большой войны.
Ну, а теперь, друзья мои, когда мы достаточно глубоко окунулись в реку времени, давайте вернёмся в сегодняшний день.
Прежде всего, следует отметить, что китайские достижения в сфере экономического развития в минувшие три десятилетия действительно феноменальны: выход на первое место в мире по размеру хозяйства и по промышленному производству дорогого стоят. Однако восхищаясь достижениями соседей, мы должны помнить, что это всего лишь витрина, за которой от покупателя спрятана масса проблем.
Во-первых, изрядно опередив американскую экономику по абсолютной величине, Китай всё ещё остаётся обладателем достаточно низкого ВВП на душу населения: сказывается высокая численность населения, во многом благодаря которой китайцы и добились огромного роста абсолютных показателей. Если же мы сопоставим размеры душевых ВВП КНР и САСШ, то получим не столь уж и радужную картинку:
При всех тех успехах, которые сегодня демонстрирует Поднебесная, она просто уступает Штатам по величине ВВП на душу населения, но и пропускает вперёд Россию, которая, напомню, занимает в мировой табеле о рангах то ли пятую, то ли шестую строчку по размерам своего хозяйства. Да, Китай демонстрирует неплохую динамику удельного ВВП, но этот показатель сегодня составляет всё ещё менее четверти американского!
Во-вторых, несмотря на то, что китайская промышленность в 2010-ом году обошла на очередном повороте американскую и за последующие четыре года нарастила отрыв до, без малого, 40%, а экспорт китайских товаров опередил американский и того ранее - в 2007-ом году, не будем забывать о том, что Поднебесная всё-таки выполняет функцию не мастерской мира, а сборочной площадки.
Например, из общей стоимости отправленных в 2013 г. на экспорт китайских товаров в $ 2,2 трлн. стоимость продукции машиностроения составила $ 1,0 трлн., или 47,0% всего экспорта. При этом китайское машиностроение в очень высокой степени обеспечивается иностранными корпорациями (достаточно сказать, что 55% всего экспорта КНР обеспечивается совместными предприятиями), что в условиях быстрого роста зарплат в Поднебесной является залогом будущих проблем для страны: транснациональные корпорации оттого и шли в Китай и другие развивающиеся страны, что это были регионы с низкими операционными расходами, а продолжение увеличения доходов населения, в конечном итоге, будет иметь следствием вывод этих производств из Китая. Т.с., концепция "Природа не терпит пустоты" (с) в действии.
Наконец, в-третьих, финансовый вопрос. Мы, благодаря СМИ и фрикам всех мастей и окрасов, уже как-то привыкли к тому, что-де США - это государство-должник, страна, на нашем горбу пытающаяся въехать в рай. Но если взять и сравнить положение Штатов и Китая?
Если верно утверждение аналитиков компании "Bloomberg" о том, что вся мировая экономика построена и продолжает строиться на долгах, то так же верно и то, что Китай не ищет в этом отношении собственных путей, а идёт проторенными предшественниками дорогами. Причём делает это такими же рекордными темпами, какими наращивает всё остальное - промышленное производство, экспорт и т.п. Так, за истекшие 14 лет размер суммарного долга Китая, включающего в себя, кроме государственного, долги финансовых институтов, нефинансовых корпораций и домохозяйств, увеличился в 13,4 раза, достигнув во втором квартале 2014 г. рекордной суммы в $ 28,2 трлн., или 282% от ВВП!
В связи с этим весьма полезно сравнить суммарный долг КНР с соответствующим показателем некоторых экономик мира:
Как видно из представленных данных, и в части закредитованности хозяйства Китай не имеет никаких преимуществ перед САСШ. Даже наоборот: обладая меньшим, нежели у КНР суммарным долгом, Штаты являются эмитентом мировой резервной валюты - доллара, по сути, перекладывая на окружающий мир функцию обеспечения как её устойчивости, так и устойчивости всей существующей финансовой системы.
Подытоживая всё изложенное выше, можно с достаточно высокой степенью уверенности сделать два прогноза:
1) в ближайшие полвека США не грозит потеря своего лидерства;
2) как бы дальше не развивалась ситуация в плане того, кто станет претендентом на роль преемника САСШ (Китай или, например, Индия), смена гегемона произойдёт в результате новой большой войны.
Остаётся надеяться, друзья мои, что эта война приключится не на нашем веку.
П Р И М Е Ч А Н И Е:
[1] Цитируется по: Гобсон Дж. Империализм. - М.: Книжный дом "Либроком", 2010. - с. 79.