Среди любителей транспорта частенько ведутся оживленные дискуссии о судьбе городского транпорта. Да и среди определенной части политизированных блогеров иногда поднимается данный вопрос. В различном ключе, в зависимости от политической ориентации автора. Давно хотел более-менее объективно рассмотреть этот вопрос.
Главным критерием для выбора метода должна быть беспристрастность оценки.
Источником данных для обработки послужила вот эта
замечательная публикация уважаемого
estrella-de-sur. Цифры актуальны на тот момент времени. Актуализировать или перепроверять их я не стал.
В чём суть метода? В качестве основных взяты три параметра:
- эксплуатационная протяжённость сети ("по оси улиц/линий"),
- количество единиц подвижного состава,
- годовые пассажироперевозки.
Изменения параметров за два десятилетних отрезка 1995-2005 и 20005-2015 гг. характеризуется отношением значений параметра (коэффициентом) в год начала и в год окончания промежутка.
В зависимости от донного коэффициента начисляются баллы: основные и дополнительные.
Порядок начисления основных баллов в зависимости от коэффициента (для каждого параметра и временного отрезка).
коэффициент
балл
более 1
5
0,75
0,99
4
0,5
0,74
3
0,25
0,49
2
0
0,24
1
Прибавление/уменьшение дополнительных баллов (по 2 балла на параметр) должно характеризовать наличие серьезных изменений в тенденции в так называемые "сытые 2000-е гг." по сравнению с 90-ми годами, Что несколько отражает возможную нелинейность процесса. В случае если значение коэффициента за 2005-2015 гг. превышает значение за 1995-2005 г. более чем на 0,1, то 2 балла прибавляются, если значение меньше на 0,1, 2 балла вычитаются. Во всех остальных случаях дополнительные баллы не начисляются.
В итоге каждый трамвайный город может получить по данной методике от 0 до 36 баллов.
Довольно простая эмпирическая методика.
В рейтинге за недостатком данных не участвовали следующие трамвайные системы:
Евпатория,
Молочное,
Саяногорск / Черёмушки,
Усть-Катав.
Результаты начисления баллов.
Распределение городов по набранным баллам.
Список аутсайдеров, набравших наименьшее количество баллов, совсем не удивил.
Несомненно, данный метод является вариантом ставшего притчей во языцех метода приложения линейки. На практике же решение об уничтожении трамвая могут быть приняты властями в любой момент времени. Например,
текущая ситуация в Новокузнецке уже серьезно поменялась.
Да и груз накопленных проблем объективно может сработать как триггер. Если условно средний возраст подвижного состава в городе N 35 лет, то продлевать тенденцию на 10 лет вперед не имеет практического смысла. По всем городам России возрастная структура известна.
Но для практических целей создания рейтинга нужно знать эти данные в разрезе городов.
Ведь ситуация от города к городу может кардинально различаться в силу различной направленности усилий городских властей.