В процессе поиска статистики городского электротранспорта ранее середины 50-х гг. наткнулся на довольно подробный
источник, в котором приведены не только
основные технические характеристики, которые можно сопоставить со сведениями из более поздних статистических сборников, но и основные экономические показатели для каждого существовавшего на тот момент трамвайного хозяйства.
При их анализе стало ясно, почему же всякие бельгийские капиталисты стремились строить в Российской Империии трамвайные системы. В начале 20 века, оказывается, это был довольно прибыльный бизнес. Конечно, такое предположение вполне логично, ибо капиталист не занимается благотворительностью. Но, признаюсь, размер прибыли несколько удивил.
Однако, всё по порядку.
В источнике представлены две величины: доходы и расходы трамвайного предприятия в ценах соответствующих лет.
Доходы. (Примечание: в таблицах нумерация и названия городов даны в соответствии с источником).
Расходы.
Из этих данных можно легко вычислить прибыль. И беглым взглядом видно, что убыточных хозяйств немного.
Для более наглядного сопоставления также вычислена рентабельность самый элементарным методом.
Рентабельность порой зашкаливает за 100%. Что-то, например, для ж.д. транспорта я не припоминаю таких цифр ни в один исторический период.
Ещё раз
ссылка на источник.