Незаменимая диалектика
В нашу эпоху торжества постнеклассической философии учёные с пренебрежением относятся к диалектическому материализму - единственной философии, которая позволит естествознанию выкарабкаться из перманентного кризиса, начавшегося больше века назад. Известны самые вопиющие последствия активного неприятия диалектики, например, доказывание бытия бога с помощью
господствующей ныне космологической теории «большого взрыва» или непрекращающиеся усилия по созданию искусственного интеллекта в отдельно взятом кибернетическом мозгу. Математика так же страдает от метафизического способа мышления, что выражается в затянувшемся кризисе в её основаниях. В оправдание учёных можно сказать, что в сложившемся положении виноваты, в конечном счете, не они. Ведь господствующий способ мышления определяется степенью развития общественных отношений. Те отношения, в которых человек превращается в «часть частичной машины», будь то автоматизированная линия по разливу ликёроводочной продукции, агитпроп или «фабрика мысли», никак не вынуждают этого человека мыслить диалектически. Наоборот, мышление в этом положении необходимо остаётся метафизическим, поскольку оно соответствует способу действия. Сознательными диалектиками становятся единицы, и начало этого становления всегда случайно по форме. Разумеется, вышесказанное не отменяет личной ответственности каждого учёного. В качестве образца применения материалистической диалектики как логики развития науки можно указать «Капитал». Конечно, есть трудности, связанные с тем, что основоположники марксизма не оставили руководства по материалистической диалектике, но не следует забывать о существовании классических трудов Гегеля и о возможности их материалистического прочтения. Эталон такого прочтения задан Лениным в «Философских тетрадях». Кроме того, двадцатый век обогатил марксистскую литературу работами Э. В. Ильенкова и В. А. Босенко, знакомство с которыми полезно для всякого марксиста, а особенно для начинающего. Было бы чистейшим паникёрством утверждать, что наше, «материалистических друзей гегелевской диалектики», положение безнадёжно. Та случайность, которая приводит людей к изучению марксизма, есть лишь форма необходимости, проявление необходимых законов общественного развития. В последние годы наблюдается устойчивый рост количества молодёжи, стремящейся научиться мыслить диалектически. Это даёт повод для исторического оптимизма. Многих современных учёных отпугивает сама идея того, что «всё существующее достойно гибели», ведь она порождает вопрос о закономерной гибели науки. Здесь тоже сказывается метафизический способ мышления, в частности, непонимание того, что такое диалектическое снятие. Ведь прогресс общества означает, в частности, не уничтожение, отмену науки (а именно так многие понимают выражение «отмирание науки»), а снятие науки (а равно и других форм общественного сознания) в единстве высшего типа. Положительное содержание науки при этом упраздниться не может, а, следовательно, нет и речи о «новом варварстве». На этом этапе общественного развития уже не метафизический, а диалектический способ мышления становится всеобщим. К сожалению, антагонистические противоречия, присущие капитализму, всё время создают риск катастрофы - полного уничтожения человечества. Как же избежать этого «зряшного» отрицания всех достижений человечества, в том числе и науки? Очевидно, только перейдя к такой фазе развития общества, где общественные процессы будут идти не во вред нашему обществу и нашей планете. Успех не гарантирован ничем, и перед глазами множество ошибок уже в начале перехода. Но эти ошибки не прошли даром. Теперь мы знаем то чего не могли наверное знать наши предшественники. В частности, мы знаем, насколько важным для строителей нового общества является овладение материалистической диалектикой, несмотря на неблагоприятные условия. Сегодня мы можем сказать, что овладение материалистической диалектикой, в первую очередь через изучение трудов основоположников, есть традиция, не заменимая ничем для революционеров.