С Никитой очень интересно творить, он согласен на все что я предложу, получает явное удовольствие, сосредоточен и заинтересован.
Среди того чем мы занимаемся каждый день обязательно:
1. Рисование
Фломастером, ручкой, мелом на стене, карандашиком, красками в ванной или на стене, пальчиком по окну если надышать и т.д.
Рисует Никита исключительно различные машины: тракторы, мигалки на машинах, микоапоизды, адодики и т.д.
Рисует очень четкими, выверенными формами, линия прекрасна - живая, дышит и выписывается на одном движении.
Ника не делает лишних движений, деталей и форм. Все его машинки предельно минималистичны и скупы. При этом очень выразительны.
Именно это и есть умение рисовать линиями, когда при минимуме движений и форм получается очень характерный, легкий и воздушный рисунок.
Я например так не умею.
Хочу сказать, что сейчас есть много разных мнений о том как учить ребенка рисовать и вообще как его "развивать" в творческом плане.
В частности есть мнение, что нельзя давать ребенку фломастеры, ручки и прочие инструменты ограниченные заданым цветом, или толщиной линии или кроющей способностью.
Я так не считаю.
Я думаю, что давать надо все.
Все чем можно изображать, чем больше выбор тем больше возможностей.
Например фломастер.
Я считаю что он вообще оптимален для того что бы ребенок тренировался в рисовании линии. Ручка не так скользит по бумаге и тем более другим поверхностям, карандашик не такой насыщенный и ломается, затупляется. Уголь, сангина или мелки крошатся и обычно толстые, восковые мелки грубоваты и слишком сложны для того то бы играть линией. А вот фломастер самое оно. Он влажный, скользящий, достаточно кроющий и яркий, и при этом ним можно и толстую линию проводить и тонкую и утоншение сделать и чиркнуть и точки ставить и штриховать.
Еще хорошее свойство фломастера в том что он рисует по разным поверхностям. И не размазывается по бумаге.
Потому мне в корне не понятна опала на этот инструмент.
Просто часто его не правильно используют - например покупают ребенку раскраску и предлагают раскрашивать фломастером, или просто дают фломастер для закрашивания больших площадей, то есть для создания пятна, а не линии, к чему он конечно плохо пригоден, поскольку не обладает достаточной кроющей способностью и сложен для ребенка в таком техническом применении.
Для того что бы ребенок рисовал родителю надо просто понимать основы теории художественного изображенния: композиция, формат, пятно, линия.
Дальше хорошо будет понимать что такое законы композиции и правила. Что такое пропорция, ритм и типы композиции. Знать не которые приемы: смешение красок, штрихование и техники например сухого письма и сухого и жирного.
Зная этот минимум, совершенно не сложный для понимания, любой родитель сможет проводить ребенка по всем этапам развития художественного вкуса и навыка и умения изобразить на плоскости или в пространстве свою мысль, идею, образ родившийся в голове. А как следствие этого взрастить в ребенке развитое воображение, фантазию, ассоциативность и уверенность в своих творческих потенциалах и возможностях.
2. лепка
лепим мы много, и я и дети.
Никита лепит машины, колбаски, апликации из пластилина, целые дороги и сложные констукции из пластилина и других материалов - кубики, лего, бумага и т.д.
В лепке, как в любом пространственном виде изображения так же действуют принципы композиции, но если в рисовании ребенок их постигает сам прямо по ходу рисования даже простых как маляк, то в лепке они так явноне проступают, тут на первом месте другое.
Важно что бы ребенок получил удовольствие от материала, от возможностей и его специфики.
Например сейчас популярен пластилин из теста. Есть разные виды пластилина обычного, например наш псевдосоветский, кохиноровский, китайский, пластик и т.д.
Я считаю, что все виды пластилина должны быть в доме. Потому что ребенку интересно попробовать все, и то что липкое и то что сухое и то что сцепливается и то что засыхает и т.д.
Но при этом я отдаю предпочтение пластилину максимально напоминающему своими свойствами глину.
то есть достаточно плотному, хорошо мнущимуся, пластичному, который обязательно прилипает - то есть детальки можно слепить и они будут держаться.
При таких свойствах можно удовлетворить важные потребности - разработать руки, когда разминаешь твердый пластилин, научиться лепить разные форма и тонкие колбаски и шарики и блинчики. Очень важно что бы ребенок мог слепить несколько деталей и они не разваливались и что бы конечный результат мог затвердеть и ним можно было немного поиграть, а потом опять смять.
Когда я леплю с Никитой, то мне важно что бы он научился принимать сиюминутность процесса, что это не навсегда, учился легко относиться к тому что результат работы может быть промежуточным, что можно творить просто из удовольствия процесса не ради конечного результата. Во вторых важна разработка руки и глаза.
Он учиться пропорции, композиционным законам и законам физики исподволь:)
С цветом работать в лепке то же очень интересно.
Я покупала кохиноровский пластилин - 12 цветов. Он у нас был именно для работы с цветом. Он прекрасно смешивается и дает очень красивые оттенки, большое многообразие.
Мы отщипляли небольшие кусочки слепливали их и мяли, смотря, как в начале, на разводы и неоднородность, потом на новый однородный цвет, отом лепили градации, например зеленную - мешаем желтый и голубой пластилин, вначале большой желтый и маленький голубой, потом приблизительно по половине, потом наоборот большой голубой и маленький желтый - получается чудный травянистый, салатовый и морской зеленоватый...
Для формальной лепки я покупаю наш советский пластилин в 6 цветах. Он жесткий, но если размять то очень пластичный и хорошо держит форму и острую и круглую и тончайшую колбаску можно из него раскатать. Хорошо слепляется,но при этом не липнет к рукам.
Первым делом я научила Никиту разминать кусочки пластилина, потом показала, как лепить шарик и кубик и колбаску и блинчик, а дальше после минимума технических навыков,я просто стала лепить сама (что я очень люблю) и он то же что-то там лепил свое, оказалось машинку:) и дальше он просто перенимал мои движения и мои действия - например дырку сделать спичкой, об стол выровнять края, сдавить кубик в центре и получить выемку и так далее.
Пластилин очень хороший тем что можно учить мастерству действия руками. А действия рук, точные и активные всегда разрабатывают мозг. Кохиноровский пластилин дает представление о смешении цвета, дает многообразие и сиюминутность оттенков, игру с ними. Советский пластилин дает возможность работать с формой, и монохромностью.
там большие брикеты и тусклые цвета, но это и хорошо. ребенок мыслит формой, а не цветом. Развивает пространственное воображение и ощущение объема. Цвет тут не нужен. А вот с кохинора оптимально лепить апликации и цветовые абстракции.
Самое отвратное что я видела это китайский пластилин кислотного цвета, липкий, мягкий и ужасно мажущй руки.
Не давайте такое детям..это издевательство:)
Пластик и другие виды полимеров не для таких маленьких деток, как Ника, это уже работа с конечной формой, с другими целями.
Вообще что касается красок и пластилина, я выбираю всегда то что пластично и вариативно: акварель, гуаш и темперу но в ванной что бы с водой в постоянном контакте и не засыхала. Пластилин хорошо мнущийся и не застывающий окончательно, лепящийся.
Конечно я бы очень охотно дала работать детям с глиной. Это замечательный материал, но нам пока не доступен в силу разных обстоятельств. В будущем я до него доберусь.
3. Бумага
Сейчас мы стали очень много заниматься работой с бумагой.
Рвать ее, резать, клеить на плоскость и в объем, вырезать в ней и т.д.
Пока то технические приемы очень простые - разорвать, согнуть, смять, налепить на смазанную клеем поверхность, пробуем резать ножничками и резаком.
работа с бумагой это уже второй круг понятий.
Например работа с цветом.
Смешение цвета посредством наклеивания разных кусочков разного цвета бумаги друг возле друга, что-то вроде техники рисования Серра - например если клеить мелко синие кусочки с желтыми то прижмурив глаза получиться зеленоватый цвет. Форма то же сложная - надо четко сгинать или сминать заранее представляя что хотим получить в итоге.
Потому я бы переходила к работе с бумагой хотя бы после некоторого занятия с красками и пластилином. Мы с Никой начали работать с бумагой в конце лета - сминали бумагу цветную, сгибали веера, рвали на кусочки..сейчас перешли к следующему этапу - плоскостная и объемная апликация, потом будет оригами и конструкции, вытынанки т.д.
Но конечно важно участие руководителя - мамы в переходе с этапа на этап, понятно, что активным элементом, как всегда выступает ребенок. А мама ведущая, но пассивная. При этом важно что бы мама все время занималась наравне с ребенком творчеством и всегда на пару шагов вперед. Если Никита клеит просто кусочки бумаги, то я выклеиваю например цветок или просто цветовую композицию вырезая ножничками фигурки сердечек или кружки и складывая с заданными условиями - цвет в цвет или смешивая цвета..Никита не участвует и на первый взгляд и не видит разницы в том что делает он и я, но на уровне восприятия и подсознания он уже тянется к более сложным действиям, все приемы закрепляются у него не вербально и со временем когда он дозреет он начнет их применять так буд-то бы он их знал всегда.
И так в любой деятельности.
4. Живопись
по прежнему в ванной, гуашка, акварель, пена, мыло, вата, стала давать разные кисточки - мягкую, жесткую. Уже рисует не набирая в ванну воды, только немного что бы дно покрывала.
Никита стал разбираться в густоте краски и в зависимости насыщенности цвета от этого, в количестве воды, в свойствах акварели и гуашки.
Про рисование в ванной я уже писала, потому не буду подробно сейчас.
перестал рисовать Никита на теле - прошел уже этап тактильного исследования:)
Зато у Вити в разгаре.
5. Деревянные кубики.
Много строим с кубиков, тем более сейчас когда я заказала новые наборы.
Башни, машины, поезда, гаражи, просто композиции из цветных и неокрашенных кубиков.
Прекрасно развивает пространственное воображение, умение координировать действия руки, глазомер и ощущение равновесия, т.д.
Хочу сказать, что на мой взгляд, в творческом развитии не может быть законов, есть только правила. Потому что закон ограничивает, а правила наоборот дают направление и возможность поиска.
Это как аксиома, которую доказывать не надо, она недвижима и теорема, которую постоянно надо доказывать и проверять.
Если вы выдаете ребенку ряд аксиом, то он в лучшем случае научиться применять их и будет бесконечно складывать их в одни и те же конструкции, в худшем случае вообще потеряет интерес.
Пусть лучше он все время пытается опровергнуть и доказать что-то своим творчеством.
Нельзя утверждать, что это можно, а это нельзя.
Можно все.Именно это и дает возможность ребенку учиться познавать и получать удовольствие от процесса.
Роль учителя в первую очередь это роль человека который что-то может сделать сам, и сам же получает от этого наслаждение.
Если мама просто ограничивается раскрасками или лепит зайчика с неуверенностью в результате, сама боится что ничего не получиться и не знает ни приемов работы с материалом, ни простейших законов рисования, составления композиций, то к сожалению она не может передать ребенку самого важного - творческой жажды, потребности в творчестве, в самовыражении и умении воплотить свои замыслы в жизнь.
Потому мамочкам надо учиться быть творцами и подавать в этом пример своим деткам, насыщать их любовью, творческим потенциалом и энергией творчества. результаты не заставят себя ждать - ребенок начинает проявлять ту самую гениальность о которой писал Чуковский, той то есть в каждом ребенке до 12 лет:)Она есть просто не каждому ребенку даны условия при которых он может ее проявить.
И еще одна цитата, которую сказал Сократ в моей любимой книге про его жизнь:
"в каждом человеке есть солнце - только дайте ему светить"