Я опять о выборе занятий...
Хочу сравнить например эвритмию и балет относительно моих трех детей...
Вначале википедия:
"Эвритмия (греч. ; красивый, благотворный ритм, созвучие в поэзии и в музыке) - искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.
Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире[1]. Она используется и в вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых. Различают педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную эвритмию.
У истоков этого искусства движения стояли известные личности, такие как Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова, Ася Тургенева. Одной из первых русских, получивших указания об исполнении русской эвритмии от Рудольфа Штейнера, была удивительная эвритмистка Татьяна Киселёва, автор замечательной биографической книги.
Эвритмическое образование длится 4-5 лет, как в России, так и в других странах. Отдельно изучается педагогическая, гигиеническая и лечебная эвритмия. Преподавать эвритмию имеет право только дипломированный специалист."
"Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.
Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им."
Когда я была ребенком, я очень хорошо помню что я все время танцевала.
Например я помню, что по телевизору транслировали концерт Высоцкого, а я в одних пижамных штанах танцевала все полтора часа перед телевизором. Что я танцевала? Ну можно сказать что я танцевала импровизацию, я подпрыгивала и помню во мне было ощущение правильности этих прыжков, я выкидывала руки в резких жестах и ощущала что именно так эти песни должны выражаться в моем танце..Я очень любила танцевать под классику, у меня было любимое рондо Моцарта, да и вообще любая музыка провоцировала меня на танец..
Позже я всегда любила дискотеки, и танцевала всегда лучше всех:) по своему личному убеждению..потому, что всегда просто передавала свое ощущение от музыки..Мой папа, точно такой же, он танцует очень раскованно, очень по настоящему,нестандартно, а то же полностью выражая музыку через свои специфические движения.
Я всегда думала что я хорошо танцую потому что я гибкая, у меня чувство ритма развито и т.д. И только позже я поняла, что это происходит в первую очередь от моей личности, от моей внутренней свободы, которая выражается через мое тело. А потом все остальное.
Когда я занималась балетом, то я преследовала одну цель - заполучить пуанты..мне казалось что как только у меня будут пуанты и я смогу "танцевать на пальчиках" никакая школа мне уже не нужна будет..я всегда стремилась к самовыражению, к тому то бы самой придумать и воплотить..
Так же этому в первую очередь способствовали мои родители и мои бабушка с дедом.
Моя мама непревзойденный фантазер реализатор. Все мое детство она придумывала нечто совершенно оригинальное и интересное и виртуозно это воплощала в жизнь: голова куклы на сумке в виде ребенка в комбинезоне, картонные куклы в виде меня и моей подруги с всем набором нарядов, куклы дергунчики нарисованные мамой, клоун из папье маше, голова буратино из пластилина, наколдованные подарки и платье Золушки на новый год..всегда мама из ничего делала чудо. Мой папа то же человек очень творческий оп своей сути, он очень свободный в своих проявлениях и очень уверенный в результате, в том то он непременно сделает хорошо, и добьется того что хочет в лучшем виде. Аналогично и моя бабушка, она всегда искала способы что бы реализовать свои желания. и училась всему то ей надо было для этого - шить халаты для врачей в 90х, продавать сковороды, шить костюмчики для детей,писать стихи, издать книгу стихов своих и т.д. Дед же мой прекрасный инженер конструктор, всю жизнь создавал приспособления для улучшения жизни людей - насос для поддержания эрекции, насос для массажа, детские стульчики, прессы для порезки кожи, что бы делать сумки и т.д..сейчас он уже написал несколько книг..он всегда был человеком созидателем, реализатором идей и генератором этих идей..
А теперь скажите, могла в такой семье я вырасти другой? По-моему я обречена была впитать такой подход к жизни. Я всегда заряжена на победу, я ищу пути реализаций своих идей, я генерирую идеи и я получаю удовольствие от всего этого.
Теперь я беру своего Никиту.
По своей сути, он растет таким же. Он с рождения видит этот путь - идея, путь к реализации, удовлетворение от реализации, и все это на фоне без оценочной любви.
То есть я совершенно не представляю Никиту в ситуации, когда перед ним ставиться задача, либо он ставит задачу себе сам и он боится решения, боится или не верит в свои силы, или просто теряет интерес к решению задачи..он оценивает свою возможность, и не боится признать, что что-то для него невозможно сейчас, если что-то не удалось, то он расстраиваясь эмоционально, не впадает в состояние безнадежности. И главное...он знает о много вариативности мира, и незыблемости любви к нему этого мира...и это делает его в конечном итоге неуязвимым.
Больше того, при всех вариантах особенностей характера, при том что все мы разные и индивидуальные..при всем при этом, вот это самоощущение себя в мире, по-моему и есть, то чего мы добиваемся принимая за основу естественные способы взращивания ребенка. Мы стремимся удержать, заложить, взрастить в нем это чувство правильности, естественности своего места в мире. А это влечет всегда умение принимать себя таким, как есть, и умение принимать мир таким какой он есть. Безусловная любовь дает возможность ребенку учиться принимать и оставаться счастливым всегда, в любой момент жизни..
Когда мама чутко ощущает этапы взросления ребенка, вовремя его отпускает, прислушивается к его потребностям и идем им на встречу, то она дает ребенку возможность взрослеть, не беря на себя непосильных задач, без лишнего стресса и в то же время не допускает давления на ребенка, не ставит его в ситуацию, когда ему надо заслужить и подтвердить любовь..
но..
Наташа и Витя совсем в других условиях.
Они другие.
Это факт.
И совсем не факт, что я когда-то смогу полностью изменить их до меня сформированное самоощущение себя в мире.
У них нарушены принципы формирования..Это, как сбой в программе развития. Они не получили в нужное время нужных стимулов, поддержки, любви. Они депревированны - не получили на ожидание ответа. А наоборот получили много того, что никак не ожидали. Вообщем если кратко - все шиворот навыворот и задом наперед..
Эта тема еще меня затронула, когда я писала о том, что шлепаю Витю...
И что ощущаю это до определенного момента правильным..ощущаю это как костыль, как топорный, но метод...И знаю одно, я от этого уйду, ухожу каждый день постепенно..но без костыля не могу, может потому что не хватает любви, не хватает знаний, или еще чего-то...но факт остается фактом, я делаю что могу...и главное стремлюсь к большему, к лучшему, к развитию, к прогрессу..а значит я живу..значит есть развитие отношений, и мы становимся мудрее. количество любви увеличивается..
Так вот мои усыновленные детки попав в мою семью попали в систему нашего отношения к жизни, нашего принятия жизни,и мы даем им как можем и то что можем...но если Никита естественное наше продолжение, и для него естественно быть в нашей струе...то Витя и Натуся привитые веточки, и предполагать в них то же что и в Никите, а именно естественное ощущение правильности себя, безусловной любви и т.д., просто нельзя. Потому что этого нету.
А теперь я хочу вернуться к вопросу творчества.
Творчество подразумевает, на мой взгляд такую последовательность: импульс, интерес, желание создать, воплотить, сотворить, далее потребность придумать, узнать и понять как это сделать - то есть генерирование идеи, и способ воплощения идеи. Так вот этот импульс и желание воплотить идею реализуются с помощью технических умений, опыта других людей, наличия шаблонов и методов - это база, на которой уже каждый может растить свой храм...
У детей растущих в системе естественного подхода, эта последовательность действует идеально, она не збита ничем, и главное она подпитывается чувством принятия себя, полной идентификации себя, как правильной части целого организма.
Я наблюдала сотни раз за Никитой - он например рисует с полным ощущением правильности своего рисунка, верности его некому образу им прочувствованному. И он никогда не ждет моей оценки. Он уверен что это хорошо, потому что это так как он видит, ощущает. При этом он ждет моего мнения, ему важно "обсудить" свою работу, поделиться ней. Так же с пением..он может петь песню - акын..про машинку, про дорогу, своего сочинения..и он поет ее с полной уверенностью что он поет песню, что она красивая...и т.д.
Что происходит в случае с Натусей..она рисует, и самое важное для нее это услышать мою либо чью то оценку - мама, я нарисовала тебя, красиво? Ей надо получить подтверждение того, что она сделала хорошо, надо получить ток любви, который утвердит ее как правильный элемент в этом мире. Это то, что Никита прошел каждый час своего существования еще будучи младенцем..Она этого не прошла, больше того, наоборот все события указывали что она неправильный элемент, не нужная деталь мира. Ее естество сопротивлялось, иначе жить то невозможно, но обстоятельства и окружающий мир утверждали именно это - ненужность, неправильность, невозможность...
У Наташи проблемы на всем пути творческого процесса, во первых она не так часто загорается идеей, то есть импульс у нее затравлен, не окрепший и очень пугливый..не свободный.
Дальше еще сложнее - метод, путь, попытки реализации..тут практически всегда пас..особенно если с первой попытки неудача..Дальше эмоциональная реакция и охладевание к вопросу...
По достижении результата она сама не умеет получить удовольствие от этого, ей надо обязательно подтверждение от меня или другого человека в том то это достойно радости и удовольствие она получает не от того что она чего-то достигла, реализовала свою идею, желание, а от того, что это отметил "мир", что ее оценили хорошо.
То есть четко видно что..на мой взгляд ее потребность в контроле. в рамках, в участии указующего взрослого, в четкой и понятной структуре и правилах. Если же предоставить ей сейчас условно говоря свободу выражения, дать ей на откуп процесс, то это ее сильно дезориентирует, пугает и опять возвращает в ад одиночества, брошенности и непосильной ответственности и груза принятия решений..
А теперь финальное о балете и эвритмии.
Просто на примере этого сравнения, я хочу уточнить вообще общий подход.
Балет ничем не отличается от эвритмии или народных танцев или другого вида танца...по сути я имею ввиду.
Потому что все виды танца, преследуют одну цель выразить эмоцию, сюжет, музыку, движение души через телесные движения, с помощью движения создать образ, донести и передать чувство.
Просто набор средств разный.
Балет предоставляет некий набор готовых, опробованных форм, и их бесконечное сочетание и трактовку.
Эвритмия ориентированна на индивидуальное выражение,это не формальное, а безусловное.
Народный танце например, так же предлагает некий набор устоявшихся форм для выражения определенного набора чувств.
Мне это все напоминает конструктор Лего..недавно говорили с подругой о нем. Я ей хвастаю - мои дети придумывают такие машинки из Лего, такие разные игрушки делают себе..а она мне - а я своему не разрешила придумывать, потому то там есть инструкция, и я направила его на то что бы он разобрался в инструкции и научился сложить по ней...Вот на эту тему мы общались и пришли к выводу такому, и по инструкции хорошо и фантазировать здорово..и вообще хорошо что можно и так и этак..тем более когда ребенок может и так и этак..
Но самое главное, что для каждого есть вариант, кто-то развивается через складывание по инструкции, это его приводит к удовлетворению, к ощущению своей правильности, а кто-то может прийти к удовлетворению только следуя за своей собственной фантазией, и складывание по инструкции будет вредить ему, будет давить на него и будет неинтересно...
Собственно исходя их всех этих размышлений, я и выбрала на этот год такую систему занятий - обязательная фигура учителя, обязательна четкая структура занятий, контроль и оценка результата, но при этом обязателен индивидуальный подход, полное мое вникание и контроль, участие в процессе, отслеживание и коррекция в случае потребности.
Этот год будет такой, дающий ей метод, дающий ей позитивную оценку и дающий ей наборы готовых форм...когда ее мышцы окрепнут, она рано или поздно сломает свою скорлупку и вылупиться из нее для того что бы быть свободной в творчестве, что бы созидать и ощущать импульс и уметь его воплощать в реализации идеи.
Просто для начала ей надо вообще пройти другие пути - пути самоидентификации, ну проще говоря наполниться любовью..Потому то в конечном счете творчество это реализация любви. Без любви никакого творчества не будет.
А она сейчас как сухая губка, впитывает впитывает и просит еще..о какой отдаче может идти речь? Она еще не насытилась сама...
По той же причине, я буду упорно искать в первую очередь учителей,это сейчас очень важно, то какие взрослые и как будут с ней взаимодействовать. У меня нету жестких предпочтений, я начала поиски с балета и вокала, как наиболее в моем понимании удобных и важных занятиях..но если я не найду там учителя удовлетворяющего мои запросы, то значит я буду искать в другом месте.
Но я уверена что кто ищет, тот всегда найдет:)
зы: еще раз спасибо ВСЕМ за содержательные комментарии по теме и вообще я вас всех люблю:) и так рада опять быть тут, в своем женском круге:)