Dec 18, 2015 10:16
Меня часто спрашивают о том как я занимаюсь с детьми, учу ли я их, как мы развиваем детей. Скажу сразу что у меня нету какой то выверенной позиции, проверенной и подтвержденной, больше того я не знаю практически никаких авторитетов которые бы мне дали рекомендации и взяли тем самым отвественность на себя за результат. Так же я никак не могу никому ничего советовать, и пропагандировать ни свой образ жизни ни подход к жизни. Путем долгих проб и ошибок я постепенно выхожу на какую то топку. Мои ориентиры в движении это внутренняя честность, искренность, ощущение мира с собой и с вселенной. Не более. Когда я говорю что у меня 9 детей. для людей это представляеться каким то монолитным единым блоком - 9 детей! КАК их учить, как растить, как все успеть и т.д. Но для меня это не стена, не лес - для меня это отдельный камушек, отдельное деревце - каждый ребенок это отдельная личность и отношения с каждым развиваються совершенно уникальные. Потому и я как мама знаю что именно в какое время нужно для каждого. И это знание никак нельзя усреднить и обобщить. я стараюсь давать именно то что нужно сейчас, и именно целенаправленно по запросу отвечать на потребности ребенка каждый день. Такой подход увы, не приемлет никакой системы. Потому что система это как раз та самая унификация, та самая попытка многообразие и вариативность уложить в рамки и сроки. Мне не так просто было прийти к пониманию этого глобально. Долго я все пыталась все же вплетать в жизнь то самое любимое системой "надо". Но видимо чем больше детей тем больше отступает это напряженное "надо", потому что жизнь многодетной семьи постоянно ломает это внешнее надо своими внутренними потребностями. Впервые очень сильно я столкнулась с этим дисонансом , когда мои дети пошли в школу. До этого наша семья эила в режиме питания удобном нам, исходящим из наших пониманий и потребностей. Утром все просыпались кто когда хочет, хотя обычно к 7 утра уже все были на ногах. До 10 утра дети таскали яблоки и пили воду, если с вечера оставались бананы то и они шли в еду. К 10 дети начинали спрашивать про завтрак и потому в районе 11 мы только завтракать начинали - это была еда по опять же обстоятельствам - если хотелось гречку с салатом то ели гречку и салат, если я сбегала на рынок и принесла лаваш и зелень и творог, то могли сделать заворотники с пастой зеленой, это все было целым действом, и каждый раз варианты разные были - дети могли сами забросить кашу в мультиварку, или вдруг у мужа появлялось желание приготовить что то этакое. И вот мы пошли в школу, и ВСЕ, система поставила крест на нашем образе питания и по сути жизни - потому что в 8 утра дети сытые, готовые, проснутые и бодрые должны были стоять на остановке и ехать в школу. Началось все грустно, они смотрели на тарелки с едой в 7 утра и не понимали как это есть - маам, я не голодный. маам а можено яблоко, маам я спать еще хочу. И я с тарелками с плотной сытной едой - дети ж уходят до 3х - 4х дня, и кушать в столовке не будут как минимум потому что мы вегетарианцы и как максимум потому что я не понимаю почему дети должны кушать столовскую еду вместо маминой еды. А ведь прием еды связан и с походами в туалет! И тут опять затык - ранее дети в удобном для себя режиме спокойно ходили в туалет, теперь они должны были опорожница до 7 утра. В школе ходить в туалет по большому сложно. например Никита привык мыть попу всегда после туалета. Вите надо напоминать, он может спешить и забыть про все. Наташа стесняеться ей дискомфортно, Карина есть маленькими частями и так же ходит в туалет. Вообщем такая казалось бы мелочь как уход детей в школу в корне ломает всю нашу внутреннею систему жизни, подчиненную потребностям, реальным потребностям человека - поесть и попить в удобное для него время, сходить в туалет тогда когда хочеться а не когда нужно, проснуться спокойно а не по будильнику. И это только часть нашего внутреннего уклада который стал разрушаться из-за попытки вписать жизнь во внешнюю систему. Дальше больше. Из-за плотной занятости детей - их пол дня нету дома, а еще у нас была музыка, кунфу, прогулка - у нас стало пропадать время просто для неспешного разговора, просто для того что бы быть вместе. И это незамедлительно привело к накоплению стресса. нерешенных проблем, и усилению напряжения всех детей. И если одни могли выражать стресс через какие то срывы, крики или драки, то некоторые склонные гасить в себе, начинали проявлять это психосомотическими проявлениями - у Карины срочно стало загнивать ухо на ровном месте. Наташа сгрызала ногти до крови и дергала лицом. К чему я веду. к тому что моя семья - наша семья, это уже сложная внутренняя система, отбалансированная, где я как мама и мой муж как папа трудимся ежедневно что бы этот баланс никак не терялся. Удерживаем в своем поле всех детей, постоянно вникая и залечивая, чиня все "поломки" в самом зачатке, не допуская развития. Попытка вписать нашу малую систему во внешнюю систему сразу стала вести к разрушению нашей личной внутренней системы, к тому что она вынуждена была начать перестраиваться в угоду большому механизму. И я спустя год, увидев сколько сил, сколько времени было потраченно на все эти вредящие детям и нам изменения, а главное поняв насколько это неправда для меня, как сильно это противоречет моему внутреннему, моей душе. И потому мы ушли со школы. Дальше мы год пробовали учиться дистанционно, мне показалось что это вариант меньшего вторжения в наш уклад. Но как справедливо заметил Алексей Битнер, переход с школы на домашнее обучение, это переход с барщины на оброк. Я столкнулась с необходимостью теперь насилия не над телом, но над духом и все равно грубое вмешательство в бытие семьи. Первая же попытка пройти тему с Наташей и ее здравый вопрос - мама, а зачем мне учить про это? Первая попытка что бы она выучила стих по программе - и ее замечание - мама, можно я лучше выучу вторую часть сказки про царя Салтана? Первая попытка обманывать Наташу объясняя что ей очень важно имено сейчас выучить 20 английских слов или вот это правило...Потом первая попытка сказать правду что это нужно не ей, а системе Государства...первая попытка мотивировать ребенка на то что ему не интересно и главное даже мне не интересно...Первое столкновение с тем что ребенок имеет свои занятия, свои интересы и осознает что нечто пытается нарушить это воперки его желанию. Слезы, обиды, опять стресс для всех, потеря времени и сил, оттток энергии потому что надо принуждать всех включая себя. Вообщем, я опять пробовала варианты - наемная учительница которая просто тупо готовила детей к сдаче, попытки заниматься в своем темпе и ритме и учить то что интересно, и т.д. И все это в итоге сошло на нет - не прижилось как неестественное для нашей семьи. Вернулись к тому с чего начинали - с обычного неспешного течения жизни где каждому есть место с его потреюностями, где есть на это время и силы, где никто никому ничего не должен, но при этом все заботяться друг о друге и тем самым созраняют баланс и подвижность семьи.
анскулинг,
думосбор