Партии разные - жёлтые синие,
Совсем заигрались со словом "Россия",
Народ не обманешь - народ выбирает,
Красных - которые с ним не играют!
(из аудиоролика КПРФ времён Госдумы-2007)
То что Кремль радикально либерализует процедуру создания и регистрации политических партий на самом деле не есть однозначное "благо великое". Полагаю, что даже отцы основатели и региональные активы того же РОТ-Фронта (к созданию регионального отделения которого в Курганской области наш рабочий профсоюз имел самое непосредственное отношение) понимают, что угроз от такой свободы становится больше чем от прежней несвободы. Ведь "РОТ-Фронт" этот режим не будет регистрировать ни при каких условиях и ни под какой вывеской. В существующем виде трудовой фронт - вне игры абсолютно, и спорить с арбитрами бесполезно. Таковы правила игры.
Объясню тезисно:
1. Политическая партия в существующий момент - единственная общественная организация граждан цель которой взять власть. Вплоть до всей полноты власти в государстве. Взятие власти не через межпартийную борьбу (выборы) подразумевается как антиконституционный переворот. Все неудавшиеся перевороты (революции) - есть бунт, который жесточайше подавляется. Всегда и везде.
2. Создание (воссоздание) нескольких десятков политических партий по предложенному Медведом плану размывает альтернативу только кремлёвским сидельцам и не способствует консолидации общества вокруг какой бы то ни было альтернативной идеологии (лозунгов, целей, задач). Самоорганизации же граждан способствует совсем не либерализация партийного строительства, а повышение статуса общественных организаций и снятие с них административной узды (профессиональные союзы, союзы, коалиции, ассоциации и т.п. в защиту иных интересов и иных прав граждан). То что власть заявляет и даже демонстрирует возникновение некоей отрицательной обратной связи (диалога, дискуссии) между Кремлём и всеми зарегистрированными на сегодняшний день политическими партиями (в т.ч. и непарламентскими) - на деле есть имитация этой обратной связи. Фактически к диалогу, в дополнение к прежним дебатёрам, допущены те кто либо утратил свою электоральную базу ("Правое дело", "Патриоты России") и региональные выборы 2009-2011 года это подтвердили, либо превратились в партию без кадрового резерва, но партию резервирующую за собой некую политическую нишу ("Яблоко"). С учётом того, что первые по итогам Госдумы 2011 влетели на нешуточные бабки (необходимо оплатить все бесплатные эфиры и площади), а вторые популярны в обеих столицах (и Кремль не может в нынешней ситуации это игнорировать) начавшийся диалог не является дискуссией оппонентов. Фактически, это расширенный консультативный совет при совете директоров ЗАО "Российская Федерация". Причём половина из этих "консалтеров" допущена за круглый стол из неких "гуманитарных" соображений Кремля.
3. Что же мы имеем на поле становления и развития форм общественной самодеятельности граждан? Ноль. Профсоюзы (реальные профсоюзы, а не шмаковская ФНПР) не получат ни чего. Даже попыток освободить от удавки рабского Трудового Кодекса власть не планирует. Усугубляющееся бесправие наёмных работников игнорируется и подменяется иными ориентирами. Здесь цель у власти прежняя - не допустить объединения наёмных работников ни под какой вывеской. Не допустить политизации этой самоорганизации. То есть априори никакие РОТ-Фронты и т.п. политические партии, которые создаются для поддержки или (в существующей терминологии) крышевания классовых профсоюзов наёмных работников легальный статус не получат. По крайней мере в ныне предлагаемом к регистрации виде.
4. "Эксперты" уже сейчас жалуются, что затраты на депутатский мандат не "отбиваются". Вкладывать в кампанию приходится больше чем реальный её "выхлоп". Центр тяжести в депутатском статусе переместился больше к самому сатусу чем к реальным бенефициям выражаемых в денежном эквиваленте. Полезнее для бизнеса становится сама "неприкосновенность" депутатской персоны, чем собственно ресурсы депутата (партии). Существующие исключения из данного правила - лишь подтверждение данного факта. Суть предлагаемой кремлинами либерализации партийного законодательства - создать конкуренцию не реально политическую, а сделать конкуренцию окончательно рыночной - привычной для бизнеса. Данный тезис уже подтверждают первые сводки с минюстовских полей: пошёл вал заявок на регистрацию не столько партий, сколько партийных брендов. По аналогии с доменными именами. Занять сегодня именную нишу, потратив копейки, чтобы завтра продать подороже (здесь маржа владельца бренда зарегистрированнной в Минюсте квазипартии может быть и не связана с фактом реальной купли-продажи этого бренда). Выражаясь, опять же языком общеприянтым для спекулянтов - на рынке партстроительства закладываются факторы его будущей волатильности. То есть любой политический кризис (нынешний и все программируемые будущие) становится неким его биржевым аналогом. С той разницей, что партбилет - не является аналогом пакета акций. Партия, как ООО ни каких общественных интересов! Причины же кризисов становятся и там и там одни и теже - кризис, как некий итог "недобросовестной" спекуляции на рынке. Врождённый порок такого партийного "рынка" - его ориентированность именно на спекуляции (в биржевом смысле).
5. Политическая партия в ближайшее время после завершения этапа законодательного закрепления предложений Кремля из субъекта надстройки откочует в базис существующего в России общественно-политиченского строя. Партстроительство, как и партийная деятельность превращается в род бизнеса, индустрию. Промоушин данного вида бизнеса уже масштабно провела "Единая Россия" на примере своих "партийных проектов". Плевать, что речь идёт о деньгах бюджетных - "Чистая вода", "Детские сады", "Доступное жильё", "Дороги". Пилотные проекты данного партийного бизнеса презентованы во всех регионах. Эра политтехнологов на закате. Партийный девелопер - профессия будущего.
6. Теперь о модификации базиса - точнее о целях и задачах "модернизации" политической системы . Власть депутата - слуги народа окончательно подменяется на власть чиновника. После замены социализма капитализмом основной антогонизм нынешней общественно-политической формации оказался не между общественным характером производства и частным хараткером присвоения. Кремлю удалось создать такой общественно-политический режим, что в конфликт с базисом вошли основные постулаты Конституции (в части народа - носителя всей полноты власти в стране). На лицо общественный характер производства власти (выборы, всё-таки не отменили) и частным характером отправления этой власти. Нынешнее общество, по факту, сословно. Сословие чиновников в силу его цементации круговой порукой, негласными наследными правами и т.н. административным ресурсом (что на все языки переводится как "коррупционные свзяи") не нуждается в политических партиях как общественном институте. Но ликвидировать их чиновнику не целесообразно. Бизнес должен платить налоги и откаты. Классовый подход подменяем на кассовый и если рынок политических партий востребован - пусть будет. Правила игры на этом рынке и обозначены нынешней инициативой Кремля. А что же тогда произойдёт с этой надстройкой? Она, наконец-то, придёт в соответствие с существующим уровнем развития производительных сил и формой собственности (в том числе и на власть). Собравшиеся на Болотной, Сахарова и т.д. довольны? Вот же они - уже в Минюсте, машут папками с регистрационными документами своих ООО "Политическая Партия [брэнд]", А вот они уже начинают мелькать в зомбоящике на фоне этикеток с их фамилиями и наименованиями этих ООО. Бизнес пошёл. И подмену власти депутата от народа на власть чиновника (уже ставшую наследной властью) никто в большинстве своём и не заметил. Или уже приспособился к этой подмене, смирился.
7. А что же делать тем, кто в этот бизнес не будет допущен - кому просто не дадут зарегистрировать ни очередное ООО "Политическая Партия [брэнд]" (в квалификации кремля), ни реальную политическую партию? Не дадут ни при какой погоде. Уточню: в существующем виде "РОТ - Фронт" не будет зарегистрирован Минюстом. Ещё
пять лет назад в интервью сайту ИКД я сказал:
- Современная же российская политическая система превратила все партии поголовно в некие ООО по торговле PRом и депутатскими мандатами всех уровней по сходным ценам. Это аксиома, доказательство не требуется - посмотрите на любые партсписки.
...
- Как, и главное с кем, в такой ситуации должны сотрудничать общественные организации, включая рабочие профсоюзы? На современном этапе мы должны сотрудничать со всеми силами, понимающими этот основной дефект современной российской политической системы.
Создавать свою партию? Очень велика вероятность превращения такой партии в ещё одно вышеупомянутое ООО. Значит, в противовес этому законодательному перекосу, такая партия должна иметь "врождённый" механизм самоочистки на всех уровнях управления - это для неё задача-минимум. Решаемо?
...
Нужен целый комплекс законодательных инициатив на федеральном уровне. Каким образом мы можем это обеспечить? Догонять ситуацию, участвуя в "игре по навязанным правилам"? Участвовать в выборах всех уровней, наращивать протестную работу на улице?
Власть решила свою проблему по своему. Теперь, пора решать наши проблемы. Тоже по своему.
UPD 1 Вот и господин Березовский уже входит в бизнес
http://bberezovsky.livejournal.com/1482.html С его то опытом что в стороне сидеть?
UPD 2 А вот и меморандум о намерениях господина Прохорова
http://www.rbcdaily.ru/2012/04/04/focus/562949983456962Ни каких противоречий с высказанным выше нет. Так и пошёл процесс - бизнес, ни чего личного. Причём уже на лицо конкуренция между БАБом и МДП.
После 20 апреля (очередного учредительного съезда РОТ-фронта) тема, безусловно, получит продолжение.