Разумеется, если бы можно было подобрать себе род сумасшествия, как галстук к рубашке, - гипоманиакальную эйфорию с присущим ей радостным мировосприятием, Робинзон охотно привил бы охотно ее себе, но кто поручится, что его не занесет в депрессию, ведущую к попыткам свести счеты с жизнью?
*
Глюмма в самом деле нет, - но есть пустота, оставшаяся после него!
*
...что акт творения ассиметричен, поскольку мысленно можно создать все, но уничтожить потом удается не все (почти ничего). Этого не позволяет память творившего, неподвластная его воле.
*
Благодаря этому он мог бы жить и мечтать о ней, поскольку существует глубокое различие между ситуацией, когда кто-то реальный тоскует о своем сне и когда его манит тоже реальное - именно собственной недостижимостью. Ведь только во втором случае можно без конца питать надежду...
*
...фрейдизм, то есть учение о психоанализе, есть обмирщенная версия христианства. Состояние до невроза - Рай, детская душевная травма - это Грехопадение, невротик - грешник, психоаналитик - Спаситель, а фрейдовское лечение - Спасение через благодать.
*
Он (Ролан Барт) не понял, стало быть, что литература всегда паразитирует на разуме читателя. Любовь, дерево, парк, вздохи, боль в ухе - читатель понимает это, потому что испытывал сам. С помощью книги можно в голове читателя переставить всю мебель, при условии, что хоть какая-то мебель до начала чтения в ней находилась.
*
Историческая правда для него не то, что произошло, а то, что, как мы полагаем, произошло.
*
Духовная мастурбация - это удовлетворение обещаниями вместо их исполнения.
*
Через компьютер можно выбрать супруга - но не его поведение после свадьбы.
*
Очень сомнительно, что Прометей так уж вовсе не ожидал коршуна у своей печени. В свете новейшей психологии более вероятно, что для того он и похитил с небес огонь, чтобы после его клевали в печень.
*
Культура - это орудие адаптации нового типа, ибо она не столько сама возникает из случайностей, сколько служит тому, чтобы все, что в наших условиях является случайным, засияло в ореоле высшей и совершенной необходимости.
*
Сознание - всего лишь проект ... полного примирения жестоких противоречий мозга. Это как бы зеркало, задача которого - отражать другие зеркала, а те, в свою очередь, отражают другие, и так до бесконечности.
*
Значит, либо Бог справедлив абсолютно, и тогда он не вправе наказывать небожистов за неверие, либо он всё-таки будет карать неверующих, а следовательно, абсолютная справедливость ему не присуща.
*
Бог, если он существует и если он сотворил мир, позволил миру устраиваться, как тот сумеет и пожелает. Бог не может рассчитывать на благодарность за то лишь, что он существует: такая постановка вопроса предполагает, что он мог бы и не существовать и что это было бы плохо, а подобное допущение ведет к дальнейшим противоречиям. Или, может быть, речь идет о благодарности за творение? И на нее он не может рассчитывать, иначе нам пришлось бы уверовать, что быть в любом случае лучше, чем не быть; не вижу, как это можно доказать.
С. Лем