Я крайне не люблю терять время попусту. В случае с фильмом, о котором речь пойдет ниже, мне очень повезло - я опоздала на целых 10 минут экранного времени и потеряла в пустую всего 2 часа 50 минут, вместо 3-х.
Итак, по существу. Во-первых, этот фильм «Жизнь Адель» жестоко убил мою наивную веру в то, что француженки - это такие воздушные феи, которые с рождения обладают безупречным вкусом и грацией.
Всю дорогу я была вынуждена лицезреть толстопопопых, неряшливых, одетых в мешковатый ширпотреб особ, с лоснящимися лицами и сальными волосами. Особенно отличалась всем вышеперечисленным главная героиня - Адель, чей постоянно приоткрытый рот, с непросыхающими капельками слюны с уголках губ, с грязными прядями, лезущими ей в глаза, в тарелку, в слюнявый же рот, в вагину ее подруги, наводили на мысль, как минимум, о задержке развития. Добавлял впечатления потерянный взгляд и ежесекундная готовность барышни разразиться слезами.
В рецензии, которою я заблаговременно прочла, не без некоторой брезгливости, обещали, что я успею в течение фильма в подробностях изучить клитор актрисы Адель Экзаркопулос, возможно, именно это и удерживало меня все три часа в кресле. Но нет! Означенная часть тела мелькнула в кадре ровно полтора раза, все остальное время на экране были: рыхлая попа в разных ракурсах и степени обнажения, сосульки прядей, крупные, нечистые поры, прыщи (один из которых, судя по хронометражу фильма, жил на подбородке героини лет пять), кривые зубы всех фасонов, неровные ногти, с ободранным лаком и заусенцами, запекшиеся губы, непонятной природы волдыри, несколько подмышек, очень много слез и очень-Очень-ОЧЕНЬ много соплей! Причем, не гламурно-розовых, положенных барышням-подросткам по статусу, а самых настоящих, из носа.
В последний раз я такое наблюдала лет 25 назад, ежедневно отбывая вынужденное, но, по счастью, непродолжительное заключение в детском саду. Я вообще не представляю откуда в организме человека может взяться СТОЛЬКО соплей! Адель разводит их по любому поводу и без оного, обильно, мощной струей, с пузырями, втягивая и выпуская обратно, заглатывая вместе со слезами, слюнями и хрен еще знает чем. Она запивает их вином, размазывает руками, вытирает об чужую рубашку... Соплей в фильме столько, что начинает казаться, будто именно они, телесные выделения, а не сама девушка со своими чувствами, являются центром картины.
И все было бы еще ничего, если бы дело происходило в нормальной, привычной глазу, перспективе. Но по режиссерской задумке весь фильм снят с максимальным приближением, только крупные планы, только неухоженные лица, только откляченные губы измазанные то упомянутыми соплями, то соусом болоньезе. Все три часа мне неудержимо хотелось отодвинуться от экрана, желательно настолько, чтобы вообще не видеть происходящего, но я терпеливо давила подступающую тошноту и смотрела дальше, в особенно мерзкие моменты прикрывая глаза ладонью. В результате этой пытки я выяснила, например, следующее:
- в отличие от американок, проводящих в макияже всю жизнь, без перерыва на сон, еду, купание, рождение спиногрызов, болезни, концы света, нашествия зомби, пришельцев и прочие катаклизмы, француженки косметикой не пользуются вообще, за редкими, неаккуратными и неумелыми исключениями. Но даже в этих случаях натурально-несовершенная кожа, наводит на мысль о том, что пудра во Франции находится под официальным запретом.
- Разнообразие Французской кухни - миф, выдуманный Джулией Чайлд. На ужин там едят только устриц, на обед - исключительно болоньезе. Впрочем, в кадре один раз все-таки мелькала колбаса, в качестве еды «на вынос».
- Лесбиянок во Франции вычисляют по цвету волос, ибо одеты все барышни одинаково мешковато. Толерантность у них имеет обратный социальный оттенок, геев не трогают, а вот при подозрении в «вылизывании кисок» начинают от души гнобить.
- Во французском кафе ты можешь засунуть руку собеседницы себе под платье и активно ей там елозить - никто и не взглянет, зато если начнешь там же плакать, будут смотреть очень осуждающе [хотя, это, как раз, понятно, с таким-то количеством соплей!].
- Когда весь зрительный зал [человек 30] на одном выдохе дружно говорит «фу!», поднимается такой ветер, что слегка колышется экран.
- Секс между двумя барышнями может выглядеть настолько отвратительным, что на некоторое время мне может напрочь расхотеться им заниматься с любыми углеродными формами жизни вообще.
Про секс отдельно. Тут у меня возник стойкий когнитивный диссонанс: кинолента нарочито снята крайне физиологично [меня удивило, что за весь фильм никто ни разу не испражнился на публику!], вероятно, чтобы подчеркнуть «настоящесть» всего происходящего. При этом позы, в которых девушки неистово и утомительно долго друг друга трахают, более всего напоминали дешевое русское лесбийское порно середины 90-х [да, в шкафу моих родителей и такое водилось].
Смею заверить [и ко мне присоединяются моя бывшая жена и ее нынешняя любовница], так никто не делает! Это неудобно и неэффективно! Scissor sisters в реальности используется в двух случаях: на съемках в того самого порно и в названии одной поп-группы. На мой, весьма искушенный в данном вопросе, взгляд, даже эстетски вылизанная [ах, простите!))] родственным тандемом Вачовски сцена между Джиной Гершон и Дженифер Тилли из «Связи» вышла правдоподобнее и, бесспорно, красивее.
При всем вышеизложенном, сюжет фильма банален до крайности и предсказуем до безобразия. Едва совершеннолетняя барышня Адель, гуманитарной направленности мозга, очень хочет влюбиться, но местные самцы до ее уровня начитанности не дотягивают. Тут, откуда ни возьмись, в кадре появляется лесбиянка Эмма, синим хайром и художественной натурой выгодно выделяясь на фоне убогого месива недавних пубертатников.
Наступает любовь. Потом секс, знакомство с родителями, секс, проходит лет пять, секса нет, гуманитарная Адель учительствует в младших классах, строго в соответствии со своим жизненным планом, художественная Эмма творит, в соответствии со своим внутренним миром. На фоне друзей Эммы становится понятно, что теперь уже Адель не вписывается. И, как водится, на этом месте начинается начало конца.
Глупая и непродуманная измена со стороны рефлексирующей училки, неоправданно резкая реакция на эту измену художницы, заметно тяготящейся исчерпавшими себя отношениями - все, как всегда. Проходит еще три года, художница нашла себе новую Музу, а училка продолжает рефлексировать в одиночестве, в дурацком синем платье уходя «в закат». Титры.
Говорят, в оригинальном комиксе Адель, померла. Очень жаль, что фильме конец иной, так бы хоть моральное удовлетворение какое-никакое осталось.
Впрочем, положительный момент тоже есть, один: если отвлечься от мерзотного содержания, очень понравилось необычное решение постановки кадра с макросъемкой, подчеркивающее несущественность мира за пределами личного пространства героинь. Это все.
Подытожу: фильм непристойно и неоправданно затянут, отвратительно натуралистичен, уныл и скучен. Если у вас есть свободные три часа, лучше понаблюдайте, как сохнет краска, потрахайтесь или пересмотрите Тор-2.