Шумы в JPEGах
Для сравнения уровня шумов на снимках в реальных съемочных условиях я сделал фотографию данной сцены (См. фото справа) камерами Fujifilm X-E1 и Canon EOS M с минимально возможным интервалом. Файлы на обеих камерах записывались в формате JPEG с максимальным качеством при всех возможных значениях ISO.
Fujifilm X-E1 я оснастил китовым зумом 18-55 мм f/2.8-4, а Canon EOS M - блином с фиксированным фокусным расстоянием 22 мм f/2. Для того, чтобы получить примерно одинаковое поле зрения, на объективе Fujinon я выставил фокусное расстояние 23 мм.
Система стабилизации изображения была отключена, тестовые снимки делались со штатива. Все остальные настройки оставлены по умолчанию.
Снимок, размещенный выше, был снят на камеру Fujifilm X-E1 c объективом 18-55 мм f/2.8-4. Расширенный диапазон чувствительности ISO камеры X-E1 - ISO 100-25 600, так что для данного снимка, первого из последовательности снимков, сделанных при все возрастающих ISO, я выставил чувствительность на базовое значение из расширенного диапазона - ISO 100, апертуру - на f/4 в режиме А - приоритета Апертуры. При этом камера Х-Е1 замерила необходимую выдержку 0.7 сек, а камера EOS M также при установках f/5.6 и базовом значении ISO 100 после замера экспозиции установила выдержку на значении 0.6 сек.
Фрагмент снимка, сделанного камерой Fujifilm X-E1 при ISO 100 настолько минимально отличается чуть меньшее выраженной текстурностью от того, что сделан при ISO 200, что к такой установке чувствительности имеет смысл прибегать только тогда, когда необходим абсолютный минимум шумов или когда вы хотите использовать очень долгую выдержку. Только имейте в виду, что при выборе значения ISO из расширенного диапазона вы не сможете снимать в RAW и у вас будет чуть более низкий уровень контрастности и уменьшенный динамический диапазон.
При ISO 200 мы все еще имеем весьма хорошие результаты. Как я уже сказал, на этом фрагменте заметна легкая текстурность, но она не бросается в глаза, заметить ее можно только при пристальном изучении фрагмента с увеличением до 100%. Это же касается фрагментов из снимков, сделанных при ISO 400 и ISO 800: при каждом последующем увеличении чувствительности появляется небольшое увеличение шумов, но для выявления различий нужно очень въедливо изучать кропы. При установке ISO 1600 усиление шумов более заметное: это первый фрагмент, где разница очевидна и нет необходимости тщательнейшим образом анализировать этот и предыдущий кропы.
ISO 3200 наносит очередной мощный удар по качеству, но постепенное увеличение шумов до этого момента было настолько малым, что совокупное ухудшение не такое уж и катастрофическое: при чувствительности ISO 3200 камера X-E1 выдает настолько неплохие результаты, что это значение вполне можно принять в качестве верхней границы диапазона Auto ISO для съемки в повседневной жизни. Тогда как на многих камерах к ISO 6400 вы бы прибегли только в самом экстренном случае, здесь текст остается вполне читаемым. При значениях из расширенного диапазона ISO 12800 и ISO 25600 детали уже «плывут», но в целом матрица X-Trans камеры X-E1 показала превосходные результаты на всем диапазоне чувствительности ISO, особенно до значения ISO 1600.
При том, что фокусное расстояние объективов на обеих камерах соответствовало полю зрения, которое дает на полнокадровых фотоаппаратах объектив с фокусным расстоянием 35 мм, 18-мегапиксельный сенсор камеры EOS M обеспечивает чуть меньшую площадь кропа и чуть более крупные детали. Не забывайте, что установка ISO 100 в первом ряду фрагментов - это базовое значение чувствительности для EOS M, тогда как для X-E1 базовое ISO - ISO 200, а ISO 100 - значение из расширенного диапазона, и его выбор возможен только при съемке JPEGов.
При значениях ISO 100 и ISO 200 сильной разницы между результатами, полученными с двумя разными сенсорами, нет, а вот при ISO 400 оказывается, что матрица камеры EOS M уже начинает выдавать чуть более «шумную» картинку, чем X-E1. К ISO 800 различие становится совсем очевидным: на фрагмете снимка, сделанного EOS M, видна текстурность и цветовые шумы как на табличке с текстом, так и на однородной по цвету стене. Кроме того, оказывается, что с каждым шагом увеличения ISO на снимках, полученных камерой EOS M, увеличение шумов намного значительнее, чем мы видим на снимках Х-Е1, так что к значению ISO 1600 разница между фрагментами достигает целого стопа. Фрагмент, полученный X-E1, при ISO 3200 по шумам гораздо ближе тому, что получилось с EOS M при ISO 1600.
Чтобы выяснить, какова в роль в получении такого уровня шумов обработки микропроцессором камеры, предлагаю изучить снимки, сделанные при всех возможных значениях чувствительности в RAW, и сравнить результаты двух камер.
Fujifilm X-E1
Canon EOS M
100 ISO
100 ISO
200 ISO
200 ISO
400 ISO
400 ISO
800 ISO
800 ISO
1600 ISO
1600 ISO
3200 ISO
3200 ISO
6400 ISO
6400 ISO
12800 ISO
12800 ISO
25600 ISO
25600 ISO
Шумы в RAWах
Для сравнения уровня шумов на снимках в реальных съемочных условиях я сделал фотографию данной сцены (См. фото справа) камерами Fujifilm X-E1 и Canon EOS M с минимально возможным интервалом. Файлы на обеих камерах записывались в формате RAW при всех возможных значениях ISO.
Fujifilm X-E1 я оснастил китовым зумом 18-55 мм f/2.8-4, а Canon EOS M - блином с фиксированным фокусным расстоянием 22 мм f/2. Для того, чтобы получить примерно одинаковое поле зрения, на объективе Fujinon я выставил фокусное расстояние 23 мм.
Система стабилизации изображения была отключена, тестовые снимки делались со штатива. Все остальные настройки оставлены по умолчанию.
Снимок, размещенный выше, был снят на камеру Fujifilm X-E1 c объективом 18-55 мм f/2.8-4. Расширенный диапазон чувствительности ISO камеры X-E1 - ISO 100-25 600, так что для данного снимка, первого из последовательности снимков, сделанных при все возрастающих ISO, я выставил чувствительность на базовое значение из расширенного диапазона - ISO 100, апертуру - на f/4 в режиме А - приоритета Апертуры. При этом камера Х-Е1 замерила необходимую выдержку 0.7 сек, а камера EOS M также при установках f/5.6 и базовом значении ISO 100 после замера экспозиции установила выдержку на значении 0.6 сек.
Обе группы снимков я обработал в Adobe Camera RAW, используя одинаковые параметры: Sharpening - на 70/0.5/36/10, Luminance и Colour Noise Reduction - обе на 0, Process - на 2012, профиль - Adobe Standard. Чтобы свести к минимуму различия в фрагментах по балансу белого, я также уменьшил тон в образцах Fujifilm X-E1. Такой выбор настроек был обусловлен желанием выявить свойства сенсора и максимольно отделить их от обработки микро-процессором камеры. Высокая степень шарпирования при малом радиусе утрирует мелкие детали и при этом не приводит к появлению нежелательных артефактов. В то же время нулевое устранение шумов призвано показать, что же в действительности происходит в камере. Таким образом, уровень шумов при высоких значениях ISO будет заметно более высоким, чем вы привыкли видеть в моих сравнительных статьях, но повторюсь: такой подход выбран намеренно, чтобы показать истинную степень детализации, которую воспроизводит матрица, до того, как в действие вступает программная обработка и вы подчищаете снимки.
Эти фрагменты снимков, записанных в RAW, по большей части подтверждают то, что мы наблюдали при сравнении JPEGов. Обратите внимание, что здесь не представлены фрагменты, снятые при значениях чувствительности из расширенного диапазона: ISO 100, ISO 12800 и ISO 25600, так как при записи файлов в RAW эти значения ISO использовать нельзя. На всем диапазоне чувствительности сенсор камеры X-E1 выдает очень мало шумов, причем увеличение уровня «шумности» при каждом шаге экспозиции (1EV) на шкале чувствительности также происходит с минимальными шагами.
На фрагментах снимков, сделанных камерой Canon EOS M, шумов с самого начала больше, и увеличение происходит интенсивнее. Однако, глядя на эти фрагменты в RAW, я прихожу к заключению, что на ранних стадиях различие в шумах гораздо очевиднее, чем мы видели при анализе JPEGов. Получается, что у Canon функция устранения шумов работает эффективнее на всем диапазоне чувствительности; при самых малых значениях разницы в результатах, полученных двумя моделями камер, практически нет, а вот далее с увеличением значения ISO различие все нарастает. В результате - впечатляющая победа X-E1 над EOS M.
Fujifilm X-E1
Canon EOS M
100 ISO Not available in RAW
100 ISO
200 ISO
200 ISO
400 ISO
400 ISO
800 ISO
800 ISO
1600 ISO
1600 ISO
3200 ISO
3200 ISO
6400 ISO
6400 ISO
12800 ISO Not available in RAW
12800 ISO
25600 ISO Not available in RAW
25600 ISO
Примеры снимков
Размещенные ниже фотографии были сняты на камеру Fujifilm X-E1с различными объективами. Все снимки делались в режиме Р - Program auto mode (Автоматический), если не указано иное. На камере было X-E1 выставлено максимальное разрешение снимков (16 Мп) и Авто-баланс белого. Фотографии делались с рук, без штатива, при активированной системе стабилизации изображения.
Все снимки, представленные здесь, можно загрузить для рассмотрения в оригинальном формате: кликните на нужное изображение и вы получите доступ к файлу на Flickr.
Landscape: 4.47MB, Program auto, 1/140, f5, 100 ISO, 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Landscape: 4.17MB, Program auto, 1/340, f5.6, 200 ISO, 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Landscape: 3.92MB, Program auto, 1/320, f5.6, 200 ISO, 18-55mm at 55mm (83mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Portrait: 4.81MB, Manual, 1/250, f4, 200 ISO, 35mm (53mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Macro: 3.66MB, Program auto, 1/42, f4, 200 ISO, 18-55mm at 55mm (83mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Interior: 5.3MB, Program auto, 1/18, f2.8, 200 ISO, 18-55mm at 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Landscape: 5.96MB, Program auto, 1/400, f8, 200 ISO, 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Interior: 4.73MB, Program auto, 1/150, f4.5, 400 ISO, 18-55mm at 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Interior: 5.26MB, Program auto, 1/125, f5, 800 ISO, 18-55mm at 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Interior: 4.94MB, Program auto, 1/18, f2.8, 1600 ISO, 18-55mm at 18mm (27mm equivalent)
Click image to access original at Flickr
Мое заключение о камере Fujifilm X-E1
Камера Fujifilm X-E1 стала второй беззеркальной компактной системной камерой от Fujifilm, в которой используется байонет типа X и 16-мегапиксельная матрица X-Trans CMOS, впервые появившиеся на революционной модели X-Pro 1. Новая камера меньше по размерам и весу, а также более дешевая по сравнению с X-Pro 1, но у нее уже нет главной фишки, приманивавшей потенциальных покупателей гибридного - оптического/электронного - видоискателя. Тем не менее по остальным параметрам X-E1 не уступает, а порой даже и превосходит флагманскую модель. Это превосходная покупка для тех, кому нравилась камера X-Pro 1, но кто не мог ее себе позволить.
Несмотря на то, что у этой модели нет гибридного видоискателя, который мы видели на X-Pro 1, у электронного видоискателя камеры X-E1 довольно высокое разрешение, не уступающее видоискателям на ведущих моделях беззеркальных компактных системных камер, включая Sony NEX-6. Отказ от гибридного видоискателя в свою очередь означает более легкий вес и бόльшую компактность, равно как и экономию в стоимости.
Камера X-E1 выдает снимки, не уступающие по качеству тем, что мы видели у X-Pro 1, со столь же низким уровнем шумов; организация системы управления новой камерой, набор режимов съемки, показатели работы серийной съемки и режимы съемки видео - все практически идентично камере X-Pro 1, а вот работа системы автофокусировки стала намного быстрее и эффективнее. Кому-то в новой камере может недоставать разъема для синхронизации с ПК, но, с другой стороны, она, в отличие от X-Pro 1, оснащена встроенной вспышкой и портом для подключения внешнего микрофона, который также может быть использован для беспроводного управления камерой и подключения интервального таймера. И наконец, камеру X-E1 можно купить в комплекте с новым китовым светосильным зумом 18-55 мм с максимальной апертурой f/2.8-4 и встроенной системой стабилизации изображения. Стоимость камеры X-E1 с китовым объективом приблизительно такая же, как стоимость одной только тушки X-Pro 1.
В сравнении с Canon EOS M
Canon EOS M и Fujifilm X-E1 - две принципиально разные беззеркальные компактные системные камеры, разделяющие общий базис. Но даже то, что на первый взгляд может показаться одинаковым, радикально различается, если копнуть глубже. К примеру, в основе обеих камер лежит лежит сенсор APS-C CMOS со сходным разрешением: 18 Мегапикселей у EOS M и 16 Мегапикселей у X-E1. Однако технология X-Trans, примененная в матрице X-E1, кардинальным образом отличается от того, что мы имеем у EOS M и большинства других цифровых камер. Так ли это важно? Мой ответ - ДА, и на это есть ряд причин. Во-первых, как показало мое испытание, камера X-E1 превосходит EOS M по шумам на снимках, сделанных при низких ISO, со значительным отрывом. Но матрица нового типа может стать вызовом для сторонних производителей программного обеспечения, которые должны оперативно добавить поддержку новых файлов. И это тоже не следует упускать из виду.
Кроме того, есть еще одно различие в сенсорах, но здесь инновационность оказывается за Canon. В камере EOS M применяется та же матрица, что и в DSLR-модели EOS T4i/650D: с датчиками определения фазы для фазовой системы автофокусировки на сенсоре наравне с контрастной автофокусировкой для более точной настройки АФ. Как ни пародоксально, это не дает камере EOS M преимущества в качестве автофокусировки, когда речь идет о нормальной АФ в режиме фотосъемки: в действительности, EOS M фокусируется даже медленнее, чем X-E1. А вот при съемке видео эта камера выдает гораздо лучшие результаты по непрерывной автофокусировке.
Раз уж мы коснулись видео, то надо сказать, что EOS M оказывается более подходящим выбором в качестве камеры для общих целей, включая съемку видео-роликов, нежели X-E1, в которой о видео, похоже, не слишком сильно заботились. У Canon уже большой опыт выпуска DSLR-камер с функциями съемки видео самого высокого класса, и этот опыт успешно используется при разработке новых беззеркальных моделей, таких, как EOS M: у этой камеры гораздо более широкий диапазон видео-режимов и возможность полного управления вручную, не говоря уже о наличии специальной кнопки для записи видео и возможности использовать спецэффекты (творческие фильтры) при видео-съемке.
Если оставить в стороне сенсоры, то и Canon, и Fujifilm - относительные новички на рынке беззеркальных компактных системных камер, и при том, что ни та, ни другая не могут похвастаться таким широким предложением по объективам, как система Micro 4/3, у Fujifilm в настоящее время есть пять объективов для байонета типа X, а у Canon - два объектива для байонета EF-M (зум 18-55 мм f/3.5-5.6 и блин с фиксированным фокусным расстоянием 22 мм f/2). Однако здесь очень важно, что с помощью адаптера EF-EOS M вы можете использовать на камере EOS M любые объективы для байонетов EF и EF-S при полном сохранении всех режимов автофокусировки и экспозиции. Ни та, ни другая камеры не оснащены встроенной системой стабилизации, но в арсенале обеих имеется зум 18-55 мм со стабилизацией изображения.
Помимо описанных выше различий в тенических характеристиках и функциях, две эти модели абсолютно по-разному работают, отличаются в обращении. Это обусловлено, главным образом, разницей в размере и подходам к дизайну и конструкции: X-E1 выполнена в ретро-стиле и отличается большим количеством физических инструментов управления, тогда как EOS M более компактная и управляется по большей части посредством 3-х дюймового экрана с функцией ‘touch-screen’. Кроме того, для EOS M дисплей - единственный способ формирования кадра, так как у нее нет видоискателя какого бы то ни было типа и даже возможности подключить внешний видоискатель.
Есть и другие отличия: у X-E1 имеется встроенная вспышка, а у EOS M есть только возможность подсоединения аксессуарной; в режиме серийной съемки у Х-Е1 чуть более высокая скорость. В свою очередь, к преимуществам EOS M относится более широкий набор режимов съемки, включая функции, которые придутся очень кстати новичкам, такие, как Intelligent Auto exposure (Интеллектуальная Авто-экспозиция) и Face-detection (Распознавание лиц). Но, будем откровенны, эти различия носят второстепенный характер. Эти две модели отличают философии, лежащие в основе конструкции и дизайна, и вы, я думаю, оценив их даже только по внешнему виду, уже сможете сделать вывод, к какому лагерю вы тяготеете.
Moй вердикт Fujifilm X-E1 и оценка в баллах
X-E1 - камера, ставшая достойной продолжательницей всего прекрасного, что мы видели в Fujifilm X-Pro 1, предлагая потребителю большую часть того, за что полюбилась более дорогая флагманская модель, но по значительно более низкой цене. Для любителей пуризма оптический видоискатель на камере, дизайн которй выполнен в стилистике дальномеров, станет must-have, а гибридный видоискатель, как у X-Pro 1, - настоящим технологическим чудом. Но если вы можете жить без оптического видоискателя, ЭВИ камеры X-E1 - один из лучших среди камер такого рода и, на мой взгляд, куда больше подходит для камеры со сменными объективами.
По всем остальным показателям X-E1 практически не уступает, если не превосходит предшественницу. Если вам близка идея сохранения олдскульных физических инструментов для управления экспозицией, дополненных цифровыми инструментами, отлично спроектированными и очень функциональными, X-E1 не разочарует. Равно как Olympus с новой силой разожгли любовь к дизайну в стиле традицтонных SLR-камер своей моделью OM-D E-M5, Fujifilm последней моделью из серии X уравновесили ситуацию, сделав то же самое с дизайном в стилистике классических дальномеров. Эта камера прекрасна по внешнему виду и исполнению, с продуманной конструкцией, пользоваться ей - одно удовольствие, так что она вполне заслуживает оценки Cameralabs.com
«ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ»
Плюсы:
• Превосходное качество изображения
• Невероятные результаты при съемке с высокими значениями чувствительности ISO
• Большой по площади, яркий ЭВИ с высоким разрешением
• Встроенная вспышка
• Разъем для подключения внешнего микрофона/удаленного доступа
• Скорость фотографирования до 6 фреймов в секунду в режиме серийной съемки
Минусы:
• ЭВИ практически не защищен от паразитных лучей
• Нет выделенной кнопки для управления записью видео
• Ограниченный набор режимов видео-съемки
• Авто-фокусировка все еще не на высоте
• Нет дополнительных опций, таких, как встроенный Wi-Fi или GPS
Оценка в баллах (относительно системных камер, доступных на начало 2013 года):
Конструкция, качество исполнения: 18 из 20 возможных
Качество изображения: 18 из 20 возможных
Удобство обращение: 17 из 20 возможных
Набор функций и спектр возможностей: 16 из 20 возможных
Соотношение «цена/качество»: 16 из 20 возможных
ИТОГО: 85%