http://www.cameralabs.com/reviews/Panasonic_Lumix_DMC_GH3/index.shtml Февраль 2013 г.
Автор: Кэн МакМэйон
Перевод: Анна Седова
Камера Lumix GH3 - флагманская модель Panasonic для компактных системных камер формата Micro 4/3. Вышедшая в сентябре 2012 года, она пришла на смену Lumix GH2, и Panasonic рассчитывают закрепить репутацию совмещения функций DSLR-камеры с возможностью съемки профессионального видео, сложившуюся у предыдущей модели. И действительно, у Lumix GH2 именно такая репутация среди видео-профессионалов: она одинаково, если не больше, известна как камера для съемки видео, а не фото.
В модели GH3 Panasonic усовершенствовали сенсор, но сохранили разрешение предшественницы в 16 Мп. Но, тогда как у матрицы GH2 реальное разрешение составляло 18.3 Мп и позволяло менять соотношение сторон без кропирования, сенсор GH3 работает более традиционно, и при изменении соотношения сторон с родного 4:3 на другое разрешение уменьшается. Процессор камеры также обновлен: теперь он предлагает новый формат съемки видео - AVCHD full HD 1080p 50/60 с кодированием MPEG-4 ALL-I MOV со скоростью до 72 Мбит/сек. К другим усовершенствованиям видео-съемки относятся увеличение режимов качества съемки по количеству фреймов в секунду и увеличенный бит-рейт. Любителям видео будет приятно узнать, что Panasonic заменили 2.5-миллиметровый порт для внешнего микрофона, который был у GH2, на 3.5-миллиметровый и добавили разъем для наушников.
На камере GH3 теперь новый 3-х дюймовый (с соотношением сторон 3:2) OLED-дисплей с функцией touch-screen, разрешение которого поднято до 614 тыс.точек, и бóльший по размеру и более яркий OLED-видоискатель с соотношением сторон 16:9 и разрешением 1.7 млн. точек. Усовершенствования "железа" на этом не заканчиваются. Корпус Lumix GH3, выполненный из магниевого сплава, теперь пыле- и влагоустойчивый; эту характеристику очень ожидали, особенно в свете предшествовавшего анонсирования двух погодо-защищенных объективов, один из которых, зум 12-35 мм c постоянной апертурой f/2.8, предлагается как опция в качестве китового объектива. Несмотря на наличие дисплея touch-screen, GH3 управляется, главным образом, посредством физических инструментов, что подкрепляется увеличением числа программируемых кнопок с трех до пяти и появлением второго поворотного колеса настроек. Также на камере имеется разъем для синхронизации с ПК и как опция - дополнительная батарейная ручка.
Режим непрерывной съемки позволяет делать снимки со скоростью до 6 фреймов в секунду в самом быстром режиме, тогда как на GH2 можно было снимать только до 5 фреймов в секунду. Новый режим HDR и возможность интервальной съемки для создания таймлапсов (замедленной съемки) вроде завершают полный список усовершенствований и нововведений, но нельзя не оставить без внимания еще одну новую крайне важную особенность GH3 - функция Wi-Fi, позволяющая управлять камерой дистанционно посредством смартфона, а также мгновенно пересылать снимки на другие электронные устройства.
Прошла всего пара лет с тех пор, как Panasonic обновили свою флагманскую модель для формата Micro 4/3, и вот следующее поколение: благодаря огромному количеству новшеств и усовершенствований, GH3 соответствует всем последним требованиям и тенденциям. Хотя, конечно, это не единственная камера, способная выдерживать неблагоприятные погодные условия, равно как не единственная камера с функцией Wi-Fi. С момента ее выхода в феврале 2012 года, все большую популярность набирает Olympus OM-D E-M5, который так же, как Lumix GH3, может похвастаться корпусом из магниевого сплава, пыле- и влаго-непроницаемостью и схожестью с DSLR-камерами по внешнему виду, конструкции и функциям, но отличается ярким дизайном в ретро-стиле, свойственным камерам серии OM. Несколько иное предложение - NEX-6, обладающая практически тем же набором функций, но заключенных в более компактный корпус. Хотя NEX-6 и не защищена от плохих погодных условий, она стала первой из компактных системных камер, предлагающей встроенный Wi-Fi, благодаря чему появилась возможность расширять функционал камеры посредством загрузки приложений. В данном ревью я собираюсь сравнить Lumix GH3 с каждой из этих моделей.
Конструкция и система управления
Lumix GH3 значительно больше и тяжелее, нежели GH2, на смену которой она пришла. А GH2 и так постоянно связывали с камерами DSLR на основании размеров. Размеры GH3 - 133 х 93 х 82 мм, тогда как у GH2 они были 124 х 90 х 76 мм, таким образом, GH3 несколько больше по всем параметрам, но, главным образом, по ширине и толщине; ее вес, составляющий 550 г вместе с батареей, превосходит вес GH2 чуть более, чем на 100 г, или 4 унции. Чтобы лучше представить, о каких размерах идет речь, скажу, что размеры тушки Canon EOS T4i\650D составляют 133 х 100 х 79 г, а ее вес - 575 г вместе с картой памяти и батареей.
У меня не особенно крупные руки, но я нахожу, что GH3 очень удобно ложится в руку, а на массивном грипе имеется достаточное углубление для пальцев. Грип и другие части корпуса камеры, которые постоянно контактирут с ладонями, имеют покрытие из мягкого текстурированного пластика, обеспечивающее очень комфортный и надежный захват; при этом покрытие производит впечатление очень износоустойчивого. В целом, материалы и конструкция GH3 очень высокого качества и способствуют созданию впечатления полу-профессиональной модели.
Хотя несколько увеличившийся в размерах корпус в целом сохраняет ту же форму, что и у более ранней модели GH2, здесь он стал более скругленным, но в то же время выглядит мощнее. Несмотря на то, что дисплей Lumix GH3 cенсорный, это одна из наиболее нагруженных кнопками компактных системных камер. Общее количество физических рычагов управления и их расположение на корпусе немного изменились, но в то же время владельцам GH2 все покажется очень знакомым. Передние панели двух камер мало чем отличаются, разве что косметически. Кнопка спуска затвора на GH3 стала более заметной на скошенной верхней поверхности грипа, а LED подсветка автофокуса переехала с левой части корпуса на правую. Круглая серебристая кнопка снятия объектива превратилась в черную D-образную по форме. Исчезла серебристая полоска, проходящая вертикально по передней стороне грипа. И наконец, в верхнем правом углу передней панели теперь можно увидеть РС-разъем для подключения внешней вспышки. В целом, эти небольшие изменения работают на то, что камера GH3 выглядит намного более похожей на профессиональный инструмент, нежели ее предшественница.
На верхней панели рычаг переключения режимов фокусировки, совмещенный с поворотным диском выбора режима работы автофокуса, заменен на новый диск drive mode. Встроенные стерео-микрофоны переехали с передней части подъемной вспышки и теперь располагаются с задней стороны верхней панели по обе стороны от «горячего башмака». На правой части верхней панели расположение рычагов управления претерпело радикальные изменения. В рычаге Drive Mode на поворотном диске выбора режимов необходимость, разумеется, отпала, да и сам диск несколько изменился, приобретя более простую конфигурацию: ранее доступные режимы Portrait («Портретная съемка»), Scenery («Пейзаж») и Close-up («Съемка вблизи») решено убрать, чтобы не загромождать колесо.
Расположение поворотного колеса выставления режимов съемки, к которому примыкает тумблер включения/выключения, осталось приблизительно на прежнем месте, как и положение программируемой кнопки Fn1. За ним, в левом заднем углу верхней панели находится малюсенький индикатор работы Wi-Fi с LED-подсветкой. Спереди от кнопки Fn1 на чуть приподнятой части - ряд из трех кнопок для непосредственного доступа к выставлению баланса белого, чувствительности ISO и компенсации экспозиции, а еще вперед - новое фронтально расположенное поворотное колесо, которое, оказывается, повторяет функции поворотного колеса, находящегося на задней панели камеры, во всем, кроме режима мануального выставления экспозиции. И наконец, на самом конце выступающей части батарейной ручки с мягко скошенным к передним краем, вы найдете большую черную кнопку спуска затвора. Несмотря на появление двух дополнительных кнопок и поворотного колеса, бóльшая по сравнению с GH2 правая часть верхней панели GH3 выглядит менее загруженной, чем у GH2, и новое расположение рычагов рычагов управления кажется более интуитивным.
Как и ранее, бóльшую часть задней поверхности камеры занимает 3-х дюймовый артикулируемый дисплей OLED, пришедший на замену LCD-дисплея GH2. Над ним, слева от видоискателя находится кнопка переключения изображения с видоискателя на экран и наоборот, обозначенная теперь как LVF; кроме того, она может функционировать как пятая программируемая кнопка, Fn5. Рядом с ней - кнопка просмотра (playback), ранее, на GH2, располагавшаяся по другую сторону от видоискателя.
Справа от видоискателя, где на предыдущей модели была кнопка AF/AE lock, сейчас располагается кнопка AF/AE lock, опоясываемая 3-позиционным тумблерным переключателем для выбора режима фокусировки. Непосредственно под ней справа - специальная кнопка записи видео, которая на GH2 располагалась за кнопкой спуска затвора. По правую сторону от дисплея находятся кнопки Q Menu (быстрого доступа к меню) и AF (выбора режима автофокусировки), дублирующие обозначения которых - Fn2 и Fn3 соответственно, кнопка delete/back (удаление снимков/назад) в самом низу имеет второе обозначение Fn4. На смену четырех-стрелочному джойстику предшествующей модели пришел большой поворотный диск, служащий исключительно для доступа и навигации по меню. Все функции, ранее приписанные к стрелкам джойстика, теперь вынесены на отдельные кнопки. Отформованная часть батарейной ручки, опоясывая заднюю панель камеры, образует на ней выступ, и правая половина поворотного диска оказывается утопленной в этот выступ грипа, что несколько осложняет поворачивание колеса: по большому счету доступ остался только к его левой половине (из-за выступающего рельефа большим пальцем невозможно добраться до части, соответствующей положению цифр от 12 до 6 на циферблате часов). Это раздражает, но, к счастью, таких «огорчений» система управления камерой приносит очень и очень мало.
Н
а левой панели корпуса камеры Lumix GH3 три крышечки из мягкой резины скрывают всевозможные порты. Самый верхний - это разъем для микрофона, который теперь стал 3.5 мм. Ниже - новый разъем для подключения наушников, а за самой нижней крышечкой из трех прячутся мини-HDMI и совмещенный USB и A/V порт. Как и у предшественницы, у Lumix GH3 отсек для карт памяти расположен отдельно от батарейного на правой панели корпуса. GH3 читает карты SD, SDHC и SDXC, включая высокоскоростные карты VHS-1.
На нижней стороне Lumix GH3 имеется букса для крепления камеры на штатив; она расположена на одной оси с объективом, что дает возможность быстро открывать батарейный отсек при помощи специальной пластинки. Между резьбой для крепления штатива и батарейным отсеком находятся разъемы для подсоединения дополнительной батарейной ручки, защищаемые, когда в них нет необходимости, пластиковой крышкой.
Питание Lumix GH3 осуществляется новым литий-ионным аккумулятором DMW-BLF 19E, заряд которого - 1860 мА х час, что обеспечивает порядка 540 снимков с объективом Lumix G X Vario 12-35 мм f/2.8. Это мощный прорыв по сравнению с возможностью GH2 делать всего 330 снимков, во многом компенсирующий бóльшие вес и размеры GH3. Также она превосходит по этому показателю камеры Olympus OM-D E-M5 с ее 330 снимками и Sony NEX-6 с 360 (при условии, что снимаешь посредством дисплея сзади, а не видоискателя) .
Как и в случае с OM-D E-M5, для Lumix GH3 можно купить дополнительный комплект батареи. DMW-BGGH3E подсоединяется к нижней части корпуса через буксу для штатива, и, также как сама GH3, дополнительная батарейная ручка обладает пыле- и влагозащитой. При наличии двух аккумуляторов зарада камеры хватает на более, чем 1000 снимков. На дополнительной батарейной ручке имеются собственные рычаги управления, в частности, еще одна кнопка спуска затвора для удобства съемки с портретной ориентацией, три кнопки, дублирующие основные настройки на главном грипе GH3: баланс белого, чувствительность ISO и компенсация экспозиции, а также два поворотных диска, опять-таки дублирующих основные: фронтальный и диск на задней панели камеры. Стоит обратить внимание на то, что грип OM-D E-M5 дает несколько больше возможностей, чем грип Lumix GH3: он состоит из двух компонентов, так что вы можете пользоваться отдельно только батарейным отсеком, а можете увеличить ручку и получить дополнительные кнопки и диски для управления.
У Lumix GH3 есть встроенная вспышка, активирующаяся посредством нажатия маленькой кнопки слева от «горба» видоискателя. Вспышка не открывается автоматически: имеется механическая связка, которая «выбрасывает» вспышку, а, когда вы ей воспользовались, ее нужно просто задвинуть назад механически, нажатием пальца. Согласно спецификации, диапазон вспышки составляет 17.1 м, предположительно, при чувствительности ISO 1600, что является верхней границей в Aвто-режиме при съемке со вспышкой. У Sony NEX-6 также имеется встроенная вспышка, а к Olympus OM-D E-M5 идет дополнительный аксессуар, который подключается к «горячему башмаку» и питается через аксессуарный порт. При отсутствии данных о ведущих числах трудно их сравнивать, но при чувствительности ISO 200 встроенная вспышка GH3 дает вполне яркое и равномерное освещение предметов, находящихся в нескольких метрах от камеры, в небольших пространствах. Если вам нужен более мощный прибор, есть возможность подключить внешнюю вспышку через аксессуарный порт. Камера GH3 совместима с моделями FL220, FL360 и FL500 с авто-замером света TTL (through the lens - через объектив), а также с FL360LE с беспроводным управлением. У камеры GH3 появился разъем синхронизации с ПК для проводного подсоединения внешней вспышки, которая не может быть подключена через «горячий башмак».
Видоискатель и дисплей
В Lumix GH3 по сравнению с предшественницей усовершенствован и электронный видоискатель, и дисплей на задней панели. Видоискатель теперь новый, OLED с разрешением 1.744 млн.точек и соотношением сторон 16:9. Это изменение достаточно интересно, поскольку еще больше подтверждает репутацию GH3 как камеры скорее для съемки видео, нежели фото. В режимах фото-съемки при родном соотношении 4:3 на снимках будут толстые черные поля с обеих сторон. Однако при 100%-ом покрытии и увеличении 0.67 х (эквивалент 35 мм), даже если вы не используете всю площадь, это не будет таким уж большим компромиссом.
Электронный видоискатель камеры Olympus OM-D E-M5 с разрешением 1.4 млн. точек выглядит по сравнению с ним больше, даже при том, что его увеличение до эквивалента 35 мм составляет 0.58 х. Возможно, это объясняется только разным соотношением сторон: у E-M5 в режимах фото-съемки используется вся площадь при соотношении сторон 4:3, а видоискатель GH3 предлагает более детальную картинку, которая выглядит менее «электронной». Но что касается яркости изображения, то большой разницы между ними нет.
У Sony NEX-6, как и у GH3 и E-M5, OLED-видоискатель, с самым высоким разрешением из трех моделей - 2.3 млн.точек при увеличении 0.73 х (эквивалент 35 мм), так что теоретически он должен давать самую крупную и детальную картинку. При сопоставлении трех камер в одной и той же съемочной ситуации так оно и выходит: ЭВИ камеры NEX-6 значительно больше видоискателя Lumix GH3 по обоим измерениям, и с соотношением сторон 3:2 он шире видоискателя E-M5 и такой же в высоту. Несмотря на то, что разрешение его намного выше других, мне показалось, что видоискатель NEX-6 наименее стабилизированный из трех, особенно при панорамировании, но, возможно, это чисто субъективная оценка, и, если вы хотите выбрать одну из этих моделей для себя, настоятельно советую сравнить их самостоятельно. Другим неожиданным результатом сравнения видоискателей оказалось то, что из трех NEX’овский дает наименее яркую картинку.
Однако, как только вы переключаете диск выбора режимов на съемку видео, видоискатель GH3 с соотношением сторон 16:9 будто попадает в свою стихию. Теперь расклады меняются, и картинка, которую вы видите через ЭВИ камеры GH3, становится намного крупнее той, что дает ЭВИ фотоаппарата Olympus OM-D E-M5. На поворотном диске выбора режимов у NEX-6 нет специальной позиции «видео», а при нажатии кнопки записи видео картинка видоискателя переключается в формат 16:9, что незначительно меньше, чем у GH3.
При всем вышесказанном, электронный видоискатель Lumix GH3 дает хорошее изображение и при фото-, и при видео-съемке, но перевешивает явно последняя. При съемке фото задействована только центральная часть экрана, а справа и слева остаются черные поля, из-за чего изображение в окуляре GH3 оказывается меньше, чем у Olympus OM-D E-M5 и у Sony NEX-6. При съемке же видео ситуация противоположная, и GH3 показывает наилучшие результаты из трех камер: картинка больше по размеру, чем у E-M5, и такая же по размеру, но более яркая, чем у NEX-6.
Конечно, с Lumix GH3 вы не ограничены использованием одного только ЭВИ. У камеры имеется новый 3-хдюймовый артикулируемый OLED-дисплей с функцией touch-screen. Как и на предшествующей модели, дисплей откидывается в сторону, что означает, что его можно направлять в любом направлении, включая положения «в обратную сторону» для самострелов и «сложенный внутрь» для защиты.
По размерам и форме дисплей камеры GH3 остался таким же, как у предшественницы: диагональ 3” с соотношением сторон 3:2, а разрешение увеличилось с 460 тыс.точек до 614 тыс.точек. Экран камеры Olympus OM-D E-M5 с разрешением 610 тыс.точек имеет много общего с дисплеем GH3: и в том, и в другом используется технология OLED; диагональ обоих - 3 дюйма при пропорциях 3:2; и тот, и другой - с функцией touch-screen. Очень веским аргументом в пользу камеры GH3 является то, что функцию touch-screen можно использовать для установления точки фокуса при записи видео. А на E-M5 вы можете фокусироваться касанием пальца на экран только в фото-режимах; при съемке видео эта функция дезактивируется.
У камеры Sony NEX-6 тоже 3-хдюймовый дисплей, но это LCD, а не OLED; по пропорциям сторон 16:9 он больше вытянут в ширину; разрешение его больше - 920 тыс.точек. При съемке материала в формате 16:9, на дисплее GH3 будут оставаться черные поля сверху и снизу, так что эффективная диагональ составит 2.8 дюйма. На камере же NEX-6 при съемке материала в формате 16:9 картинка полностью займет 3”-дисплей. Как и у камеры OM-D E-M5, дисплей NEX-6 может не только откидываться, но и наклоняться, т.е. направляться вверх и вниз, но он не сенсорный, что не только лишает вас возможности устанавливать фокус касанием пальца, как на GH3, но и осложняет введение пароля и прочей информации для передачи файлов по Wi-Fi (на самом деле, дисплей NEX-6 - сенсорный - прим.переводчика).
Объективы и система стабилизации изображения
Есть возможность купить одну только тушку Lumix GH3, а можно - камеру с китовым зумом Lumix G X Vario 12-35 мм f/2.8 или Lumix G Vario 14-140 мм f/4-5.8. Я тестировал эту камеру с первым объективом, одним из лучших по качеству объективов из линейки X, с нано-покрытием передней линзы, системой стабилизации изображения Power OIS и быстро и бесшумно работающим приводом автофокусировки, отлично подходящим для съемки видео. Но, возможно, лучшей из характеристик этого объектива является его апертура f/2.8, остающаяся постоянной на всем диапазоне фокусных длин.
У всех объективов при съемке на камеру GH3 (и любую камеру формата Micro 4/3) будет уменьшенное вдвое эффективное поле зрения, так что фокусные расстояния объектива 12-35 мм обеспечивают поле зрения, эквивалентное тому, что на полнокадровых камерах дает объектив с диапазоном 24-70 мм. Как и для других моделей камер из системы Micro 4/3, для фотоаппарата Lumix GH3 можно выбирать объективы из широчайшего спектра, включая не только Panasonic’овские, но и Olympus’овские, а также сторонних производителей. Однако советую быть внимательными при выборе, поскольку не каждый объектив поддерживает все режимы AF и AE. Panasonic даже разместили у себя на сайте таблицу-руководство по совместимости GH3 с различными объективами.
Panasonic Lumix GH3 Lumix G X Vario 12-35mm F2.8 coverage wide
Panasonic Lumix GH3 Lumix G X Vario 12-35mm F2.8 coverage tele
12-35mm at 12mm (24mm equiv)
12-35mm at 35mm (70mm equiv)
Объектив 12-35 мм отличается великолепной конструкцией, хорошо сбалансирован и является отличным дополнением к камере GH3 с точки зрения ее размера и веса. Как и тушка GH3, объектив достаточно большой, по размеру приближающийся скорее к DSLRовским, нежели к объективам для компактных системных камер. В длину он составляет 74 мм, по диаметру - 68 мм, то есть по длине примерно такой же, как Olympus M.Zuiko 12-50 мм, но при этом значительно шире. Китовый зум Sony PZ 16-50 мм - просто малыш на фоне остальной компании: у него угол покрытия ненамного меньше, чем у двух других, но при этом в длину он всего 30 мм в вытянутом состоянии. Разумеется, если вы хотите получить более легкий и компактный комплект, вы можете использовать Panasonic’овский блин Power Zoom и с камерой GH3, и с E-M5.
Но вернемся к объективу 12-35 мм. Хотя он и не дает диапазона супер-зума 14-140 мм, у него достаточно хорошее покрытие: от супер-широкого угла до портретного, и при фокусном расстоянии теле-объектива есть возможность достичь малой ГРИП путем съемки при полностью открытой диафрагме f/2.8. Только обращаю ваше внимание на то, что эффективная ГРИП объектива формата Micro 4/3 также увеличивается вдвое, так что зум 12-35 мм f/2.8 даст приблизительно ту же картинку, что на полнокадровой камере обеспечивает объектив 24-70 мм f/5.6. Кроме того, это не самый доступный по цене китовый зум. Сам по себе объектив стоит более $1000, или немногим менее £1000 в Великобритании. Добавьте эту сумму к стоимости камеры GH3, которая и так без объектива стоит дороже, чем Sony NEX-6 и Olympus OM-D E-M5 с соответствующими китовыми зумами, и это уже достаточно серьезные траты.
продолжение следует...