Бабий Яр...

Oct 22, 2011 21:41

Сегодня довелось помочь записать рассказ старенькой еврейской женщины о том, что она испытала в войну.

Ее зовут Дора. Когда началась война, ей исполнилось семнадцать. Она родилась 1 мая.  Была комсомолкой. Жила в Киеве. Вся ее семья была родом из киевских предместий. Мироновка. Белая Церковь и так далее.

Через неделю после начала войны в их дом пришел дядя. "Вы понимаете, что евреев будут уничтожать?", задал дядя вопрос. "Вы можете оставаться, если хотите, но девочек вы обязаны отправить отсюда", сказал дядя Леня. Родители согласились. Спустя сутки Доре и Лиде удалось сесть на поезд. Родители не смогли. А дедушка с бабушкой вообще решили остаться, "Кто будет трогать стариков..."

Сестрам удалось добраться до Харькова. Но фронт приближался быстро. Их - уже  в результате организованной эвакуации -отправили в Сибирь.

Через несколько дней после бегства девочек их родители сумели переправиться на последнем пароме. "Первый паром переплыл реку. Второй потопили немцы. А родители сели на третий... Он добрался до противоположного берега". Но сестры этого не знали. Они не знали, живы ли еще кто-то, кроме них, до зимы 1943 года. Тогда они нашли родителей среди эвакуированных в Ташкент.

А в это время сестры работали медсестрами в военном госпитале в Омской области... "Столько раненых было... Бедненькие..." Обе стали врачами. Но это было после войны.

И только спустя годы они узнали о судьбе бабушки и слепого дедушки. Их расстреляли спустя месяц после захвата Киева немцами.
В Бабьем Яру. "Стреляли и сгоняли свои же, украинцы...", с болью говорит Дора.

Она стала очень хорошим детским врачом. Я встречала людей, которые до сих пор помнят ее, врача своего детства...

Несколько лет назад мне в руки попала книга Анатолия Кузнецова "Бабий Яр". Это было уже полное издание, без купюр, с которыми этот роман-воспоминание появился в 1965 году в Юности.




Я понимаю, что такие книги читать не удобно. Не уютно читать такие книги... Без купюр... И о том, какой лагерь нацисты устроили в районе Бабьего Яра, в том числе для военнопленных. И о том, как советские агенты взорвали Крещатик и о том, кто собирал евреев Киева на расстрел...

Кузнецов сначала прятал полный вариант рукописи в саду. Потом не выдержал и сбежал. из СССР. Полный текст романа впервые был опубликован в Лондоне.

Латвия, историческая память

Previous post Next post
Up