Отношение к аниме у меня весьма неоднозначное, поэтому смотреть мультфильм "Унесённые призраками" я очень долгое время не хотел, несмотря на то, что советовали мне его многие. Дело в том, что мне кажутся странными непропорциональные герои и возникает вопрос: "Почему именно так сделал автор?"
Но так было ровно до сегодняшнего дня.
В последние пару лет я заметил тенденцию к тому, что кинотеатры организуют показ классики и это пользуется спросом. И всё же, я решил, что нет смысла, не попробовав, отрицать этот вид искусства. Так я и попал в кинотеатр Родина на утренний сеанс.
Для каждого из нас ассоциации с Японией разные, для меня она ассоциируется с двумя людьми. Это геймдизайнеры
Хидэо Кодзима и
Кадзунори Ямаути. Люди, влюблённые в свое дело, и сделавшие революцию каждый в своём жанре за счёт обращения внимания на детали, тогда как в других играх этот момент игнорируется.
Почему я начал именно с этого? В мультфильме куча мелочей, каждая сцена представляет собой кинематографически выстроенный кадр. Я запомнил момент, где герои сидели за столом, но тут в кадре появился нос главной злодейки, хотя, как зритель я точно знал, что она сидит справа. И вот об этом уже нельзя спросить: "Почему так сделал автор?" - здесь начинает просматриваться стиль Хаяо Миядзаки.
В чём разница между почерком и вопросом, которым я задавался в начале? Всё просто - тебе либо нравится, либо нет. В первом случае ты стараешься разглядеть каждую деталь, ты впитываешь картину каждой клеткой, каждой порой; во втором же случае я обычно отпускаю неуместные комментарии и много отвлекаюсь.
Меня впечатляло буквально всё: шестирукий дед-кочегар, увлечённо размалывававший какие-то травы и его помощники. Кажется, что трудно передать эмоцию, но только не для этого творца - маленькие существа, таскавшие уголь, состоявшие из маленького тельца, ножек и глаз, удивительным образом демонстрировали полный спектр эмоций: страх, радость, усталость, интерес. Благодаря Миядзаки становится понятно, что иногда достаточно только глаз, чтобы показать красоту и эмоции.
Мультфильм тронул меня до глубины души, именно поэтому я просидел, уткнувшись в соседнее кресло последнюю треть картины, не сдерживая слёз. Сцены, где герои вместе пряли пряжу, а затем, Тихиро, сидя на драконе, летела в замок, окончательно вернули меня в детство - я сидел ошарашенный с открытым ртом. Это тот редкий случай, когда я был поглощён картиной и после сеанса не мог вымолвить не слова. Может, потому он так меня впечатлил, что перед чистой любовью нельзя устоять.
До чего же высокую ноту берёт автор: музыка, сюжет, герои и обстановка захватывают и погружают в этот волшебный мир, в него веришь. Веришь и любишь, как добрые книги про Макса Фрая.
Очень архитипична эта картина своим сюжетом: оставить всех и вернуться, обновив себя в темноте и в тишине, вдали от людских глаз, наедине с Безликим.
Где Безликий в нашей жизни? - Везде.
Надо самому выбрать помогает он или поглощает тебя за алчность.
Это роскошная картина, которую несмотря на свой небольшой возраст - 18 лет, уже смело можно считать классикой.
Я более чем уверен, что, пересматривая "Унесённых призраками" в другой раз, я увижу новые смыслы и буду влюбляться в эту работу заново, снова и снова. Но здесь и сейчас я благодарен автору за возвращение в детство. Это шикарное ощущение.