Вчера я оказался на встрече Русского Географического общества. Тема встречи - рассказ о попытке зимнего восхождения на Нанга-Парбат.
В какой-то мере это гора легендарная, пусть и не самая высокая, поскольку в далеком 1978 году не менее легендарный Райнхольд Месснер смог взойти на неё соло, то есть один. Это в голове не укладывается, но за всё заплачена своя цена.
В случае Месснера - это потеря брата на этой же вершине при спуске с неё в 1970 году, а заодно и ампутация семи пальцев на ногах, но самую большую цену он заплатил, когда его обвинили в смерти брата и лишь в 2005 году это обвинение было снято.
Возможно именно эта гора сделала его одержимым. Ведь из-за чего-то он стал первым альпинистом, взошедшим на все четырнадцать восьмитысячников мира.
Но моё повествование не совсем об этом, оно о попытке зимнего восхождения на Нанга-Парбат российской группы зимой 2014 - 2015 годов. К слову, эта гора является одним из двух восьмитысячников, на которые ни одной экспедиции не удалось взойти зимой. Первая - К2 (Чогори).
Одним словом, встреча предполагала быть интересной. Формат её был представлен в форме рассказа лидера группы Николая Тотмянина и дальнейшими вопросами от собравшихся.
На просторах интернета можно найти очень много информации о Николае: более двухсот восхождений на различные вершины мира, семикратный снежный барс, лауреат золотого ледоруба.
Опытнейший спортсмен. Об этом отдельно я скажу позже.
Когда этот альпинист начал говорить, то чувствовалось смущение, но он продолжал спокойно и размерено рассказывать о своём восхождении без каких-либо ярких всплесков. Своим повествованием Николай показывал, что на горе они работали точно также, как и в этом зале, то есть не торопясь, постепенно шаг за шагом. Пусть они не дошли наверх, но они никого не считали виноватыми. И не воспринимали, эту попытку, как поражение. Слушая, участников, складывалось впечатление, что это вовсе не персонажи из фильмов, они не рассуждают о смерти, не совершают сумасбродных поступков - они желают всякий раз вернуться домой.
Со слов руководителя группы пакистанцы очень сильно удивлялись, узнав, что группа из Петербурга: помимо высотной акклиматизации им предстояло привыкнуть и к сильному морозу.
Также, альпинисты рассказали, что к зимней экспедиции добавляются вопросы летних восхождений. Один из самых простых - тебе надо мазать лицо солнцезащитным кремом, но в нём содержится вода, которая при температуре в районе -40°C тут же замерзает на твоей коже, заставляя её ещё больше трескаться. И эти вопросы тоже необходимо решать в процессе пути наверх.
И что ещё понравилось, когда Николай говорил, то я специально вслушивался, проскочит или нет хоть раз словосочетание - "покорить вершину". Нет, ни разу. Это уже в голове. О горах надо помнить следующее - мы уйдём, а они останутся, поэтому никто и никогда не покорит горы. Вершина либо пускает, либо нет. Всё, как в песне у Арбениной: "Южный нас не пустил", только тут вместо полюса - гора. Величественная.
Особо настырных, которые не понимают знаков в виде мороза -46°C и ветра скоростью - 100 км/ч, сбрасывает или накрывает одеялом лавины. Это для нас страшно, а для неё - холодной, высокой и непоколебимой, это лишь лёгкий вздох во время вечного сна. Ветры воют, убаюкивая её.
Может, именно поэтому ещё ни одна экспедиция зимой не увенчалась успехом.
Я обещал добавить касательно спортсменов. Помню одно интервью с Высоцким, он сказал, что не считает восхождения - спортом, поскольку после определённого этапа это борьба за жизнь и спортом там даже не пахнет.
После своего повествования восходители отвечали на вопросы. Забавно было слышать, когда из зала кто-то задал вопрос:
- А вы не пользовались грелкой на батарейках, это модно?
- Мода заканчивается выше второго лагеря на Эвересте, выше 6500 метров, - парировал Николай.
А после всего этого я подошёл поближе, чтобы рассмотреть этих людей. К Николаю подходили люди и просили сфотографироваться. По лицу было видно, что он сразу же замкнулся. Нет, он не отказывал людям в просьбе, но чувствовал себя, будто диковинный зверь в зоопарке, когда все хотят потрогать и на память щёлкнуть неведому зверушку.
Зачем? Зачем люди берут автографы? Фотографируются с ним?
Не чувствует он себя звездой. Там на склоне он будто дома, а здесь он как в цирке - все аплодируют, но если увидите этого зверя на воле, то по-настоящему восхититесь.
Они мне напоминают героев рассказов Джека Лондона. В частности, коротенького рассказа "Конец сказки". Нет, они не дёргают смерть за усы, как герой Стрэнга, но они как доктор - знают, что им нужно от жизни.
Знают и идут за этим.
И да прибудет с ними сила.