Ярмарка у кафедрала св. Маттеуса

Sep 22, 2024 18:00

Он же евангелист Левий Матфей, ну а по-местному просто Матти. И в этом году было не протолкнуться)) Наверное, за два дня SyysMatti (СуусМатти) весь Эспоо там будет, от младенцев до старцев. В этом году и погода была ещё почти летняя, солнечная. Первый аттракцион - для самых маленьких, их возили в тележках резвые сенбернары (по-моему) зенненхунды (?).



Запрягли, демоны...

А рядом - специально воспитанная для оглаживания собачка. Вообще, это только кажется, что погладить животинку - простое дело. На самом деле, под это подходят и не все породы, и не все особи. Надо быть и терпеливой собакой, и в то же время дружелюбно заинтересованной.



Эти собаки работают среди людей, которые привыкли иметь домашних животных, но больше не в состоянии, ну и на всех ярмарках. Гладят и взрослые, и дети. Как и пони, собственно, и альпак, но тех я даже фотографировать не стала, так они были со всех сторон облеплены народом. Но погладить пробилась, конечно.

А вообще - масса палаток со всякой всячиной за дикие деньги. Как всегда на ярмарках. Поэтому и народ обычно только глазеет, хотя кто-то покупает там рождественские подарки уже, кто-то сувениры, а кто-то и просто так редко может попасть туда, где можно купить самому, что покупают шерстяные носки, скажем, или мед. Торговаться тут не принято, на каждом изделии ценники. Кажется, это вообще национальная черта - не торговаться. Смотрят на цену и решают, готовы ее заплатить или нет.





Вот где народ толпился покупать, так это у палаток со всякой снедью. Обычное - колбаса (ну или сардельками можно назвать, небольшие такие колбаски, без них вообще ни одно публичное мероприятие не обходится), обжаренная до хруста мелкая ряпушка, жареный картофель к ним, блины, густой гороховый суп.



Были очень большие группы, которые водили по кладбищу и по церкви. Но это всё мы в позапрошлом году прошли https://mirrinminttu.livejournal.com/504953.html (кстати, девушка в робингудовском прикиде снова была, только прошло два года и пришло некоторое количество веса, так что в этот раз она была в классике - штанцы и капюшон), так что лично моей целью была выставка икон с небольшим получасовым рассказом о ней. Супруг слонялся в народе, ему это было не интересно. Скорее всего потому, что выставленные произведения иконами, строго говоря, не были.

Как понимаю, при церкви существует что-то типа клуба/кружка по изображениям духовного содержания, и выставлены были их работы. Это интерпретация понятий, или, в нескольких случаях, интерпретация существующих икон. Например, вот эта - с очень старой коптской иконы, которой не менее 500 лет. Огромные глаза на изображении - символ "видеть-прозреть", большие уши - слышать Бога, непропорционально большие головы - спиритуальные отношения с Богом.



Крещение Господне

Ну а остальное - дань культуре. Копты - это египетские христиане, принадлежащие к Коптской православной церкви из числа Древневосточных православных церквей, но там такая масса оттенков в учениях и тонкостей в том, какие церкви между собой общаются, что неподготовленный человек мозги сломать может. Вообще, прототипа этой работы я так и не нашла, самое близкое - здесь https://diomedes2.livejournal.com/1456464.html (полезный блог, много по различным иконам, святым и пр, чрезвычайно образовательный блог).

Об иконописи нам рессказывал, видимо, ведущий этот класс мастерства, по имени, представьте себе, Аларик (среди шведов ещё встречается, хоть и чрезвычайно редко). Его работа тоже есть, но он о ее символике не рассказал, и я ее совсем не поняла.



Христос в пустыне (искушения)

Этот Аларик сказал, что икона в истории всё время меняется. Единственно русская православная икона остается ровно такой, какой была сотни лет назад, и стоит в стороне. Остальные ищут новые способы выражения старых сюжетов, и новые сюжеты для иллюстрации того, о чем не было рассказано. Например, тема ангелов. Поскольку ангелы нематериальны и бесполы, их форму видет только человек согласно своему воображению. И кто может решить, какие бывают ангелы, и как они должны выглядеть?



Ангел моря



Ариэль



Разумеется, святых тоже изобразили. Особенно Франциска, который любил всех зверей и птиц.





Лично мне очень понравилось изображение св. Петра:



Очень много Богородиц. Узнала, что если Мария прижимается к Иисусу щекой, то это отдельный вид ее иконы, Богородица-нежная утешительница.





Не плачь...

А вот Богородица оберегающая, вороны символизируют всяческие напасти:



По глупости не сфотографировала Спасителя на кресте, потому что мне показалось, что никакой особинки там нет, и только дома вспомнила, что особинка-то была в изображении черепа с костями ниже основания креста. Это отсыл к легенде о том, что распятие стояло на горе, где похоронен Адам. То есть, вся сцена читалась как "искупление первородного греха". Ну да ладно, Адам у меня всё-таки нашелся:



Адам дает имена животным

И Святой Дух нашел свое изображение:



Иисус на своем ослике:



Св. Пантелемон, покровитель медиков и защитник от всяческих хворей:



А вот Иисус успокаивает волны. Картина читается снизу по часовой стрелке: Иисус вступает на корабль и попадает в шторм. Ученики в ужасе и панике, и тогда он идет на нос корабля, и движением руки утихомиривает бушующую стихию. Помимо прочего, изображение Иисуса на одной картине в двух стадиях происшествия символизирует относительность понятия времени:



Тут стандартный сюжет - Иисус, омывающий ноги бродяге. Необычно то, что это пастель. Оказывается, в современном иконописании сейчас получили внимание именно пастельные изображения:



Ну и, наконец, Иисус Неспящий. Тут заключена некоторая игра слов. По-фински valvoa значит и не спать, и контролировать/присматривать. То есть будучи существом божественным, Иисус не спит, потому что и не нуждается во сне, но это также значит, что "Бог всё видит". Очень интересно!



А ещё немного послушали репетицию вечернего концерта грегорианских песнопений. Боже мой, какие голоса! Так вот и прошла суббота. Сегодня ленимся, впереди удивительно заполненная всякими делами неделя.

финляндия

Previous post Next post
Up