Говорят, все значительные события в истории неизбежно обрастают слухами и легендами, как днище старого корабля, который давно не ставили в док на чистку. Тем не менее, чаще всего эти истории слишком хороши, чтобы просто от них отмахнуться, и особенно хороша история о том, как Фрэнсис Дрейк победил Испанскую Армаду. Но начнем всё-таки не со сказки, а с присказки.
На самом деле сэр Фрэнсис английской флотилией не командовал, титул Лорда Верховного Адмирала принадлежал барону Говарду (он же 1-й граф Ноттингем) из Эффингема, кузену королевы Элизабет по линии матери. Герцог Норфолк, 3-й по счету, был его родным дядей, а военное воспитание он проходил в качестве пажа наследника титула Норфолков, своего кузена Томаса. Как известно, сэр Томас закончил свои дни на плахе как один из участников заговора Ридольфи, и именно это стало хорошим карьерным стартом для будущего Лорда Адмирала - он занял место кузена в Ордене Подвязки. Судя по всему, он был одним из людей Уолсингема, но кто из сэров и пэров не был?
Опять же, Испанская Армада была испанской весьма условно - корабли в ней были со всего Средиземноморья, Португалии, и даже Северной Германии, и только часть их была галеонами. Команда на этих кораблях тоже была, собственно, сбродом со всего света.
Поговаривают также, что истинным победителем Армады была знаменитая английская погода (вернее, НЕпогода), разбившая корабли о скалы Англии и Ирландии. Собственно, не все они разбились, и потом, приведенные в порядок, продолжали службу в английском флоте. Как и их команды, кстати, по мере сил влившие новую кровь в британские вены. И в гены.
Такая вот фактическая присказка, а теперь перейдем к сказкам. И первая из них гласит, что на разбившихся кораблях были испанские жеребцы, которым удалось выплыть и добраться до берега. От соблазненных заморскими красавцами местных кобыл и пошли, говорят, коннемарские пони, а также галлоуэйские и эрискейские пони.
Увы и ах, на кораблях Армады никаких жеребцов не было. Кавалерия испанцев спокойно ждала сообщения о победе в Нижних Землях, чтобы после этого без риска переправиться через Канал для торжественного вступления в Лондон. Это было доказано Робертом Беком ещё в 1990-х, причем информация вовсе не являлась какой-то страшной тайной, которую надо было раскапывать, отбиваясь лопатой от нетопырей. Нет, было вполне достаточно просто запросить у испанского консула копии счетов по погрузкам на корабли Армады за тот период. Слава испанской бюрократии! Тем не менее, правда благополучно осталась на страницах научных книг, а лошадники и по сей день говорят про родословные от испанских жеребцов. И будут говорить, кстати. Наука всегда проигрывает сказкам.
Собственно, единственным кораблем Армады, прибившимся к берегам Шотландии 23 сентября 1588 года, был так называемый Tobermory Galleon, по названию залива Тобермори, с которым связана вторая сказка. Изначально этот каррак (не галеон!) звался Brod Martolosi из Дубровника, и командовал им Лука Кинкович. По приказу короля Сицилии он был передан испанцам, и получил гордое название Santa Maria de Gracia y san Juan Bautista. Поскольку кораблей под таким названием в Армаде оказалось многовато, этот стали называть San Juan de Sicilia. Корабль был потрепан штормом, но совершенно цел. Поскольку у экипажа закончилась пресная вода, они договорились с кланом Маклейнов из Дуарта о поставках воды и продовольствия, расплачиваясь участием в нападениях на острова Ром и Эйгг, которые принадлежали клану Макдональдов из Кланранальда, и на острова Канна и Мук, принадлежавшие клану Макианов из Арднамурхана.
Но недолги были радости - один из поставщиков, Джон Смоллет из Дамбартона, человек Уолсингема, взорвал корабль вместе со всеми, кто был на борту, включая заложников клана Маклейнов, за что около 50 человек из выживших отслужили ему ещё год, после чего вождь клана отправил их в Испанию, дав корабль. Вообще-то на корабле было 63 моряка, так что большая их часть при взрыве не пострадала. Интереснее, что же случилось с солдатами числом в 275 человек из Испании, Фландрии и Сицилии под командованием дона Диего Теллес Энрикеса? Поскольку Лахлан Мор Маклейн был личностью известной, кое-что о его переговорах с благородным доном известно. В частности то, что переговоры велись именно с ним, как с самым старшим на борту. Он одолжил Маклейну сотню солдат и две пушки, и это была очень щедрая плата за припасы, потому что испанская пехота в те времена считалась первой в Европе.
Тем не менее, возникает вопрос, почему Маклейну в принципе понадобились наемные солдаты? С Макдональдами они воевали долго и всерьез, причем отнюдь не на примитивном уровне - их силы были и на берегах Ирландии, и чтобы напасть на Маклейнов, Макдональдам в недалеком будущем понадобится помощь английского гарнизона. Возможно, как предполагают историки, воины клана были как раз заняты в Ирландии, но у меня есть более простой и циничный, в духе времени, ответ: чужих не жалко, тем более что клану они не стоили практически ничего.
Второй вопрос - почему Лахлан Мор Маклейн не захватил и не разграбил корабль, где находились вожделенные пушки (в том числе и две осадные) и, возможно, другие ценности. Вообще-то ценностей не было ни у кого, кроме одного человека - дона Диего, который в лучших традициях испанской грандиозности каждый день ел с серебра на палубе, на виду у всех. Позже будут говорить, что каррак вез серебряные латы, но поскольку латы из серебра, мягкого металла, в бою бесполезны, то логично предположить, что церемониальные латы, богато инкрустированные серебром, тоже были частью антуража дона Диего, при помощи которого он показывал свой статус. Так что для сдержанности Маклейна остается единственный возможный ответ: отлично организованная доном Диего оборона, которую он сделал хорошо видимой. Английский посол из Эдинбурга и рапортовал в Лондон, что "she is well furnished both with shott and man".
Это была, как вы пониманиете, снова историческая присказка к фантастической сказке.
А сказка говорит о том, что на борту San Juan de Sicilia находилась прекрасная испанская принцесса, отправившаяся в путь на поиски своего суженого, которого увидела во сне. И провидение принесло ее к берегам клана Маклейнов, где вождем был прекрасный сэр Лахлан Мор Маклейн.
Ну... Жизнь - она не сказка, всё-таки, поэтому мужчина мечты испанской принцессы оказался женат. Что, впрочем, ему совершенно не помешало в принцуссу влюбиться и отдать ей свое сердце. Когде это наличие жены мешало герою чьей-то мечты отдать свое сердце прекрасной принцессе? Леди Маргарет, супруге вождя, идиллия мужа с чужеземной принцессой совершенно почему-то не понравилась. Так случилось, что в клане Маклейн было много ведьм, известных своей силой и принципом "проклинаем всё, недорого". К ним леди Маргарет и обратилась.
И ведьмы наслали на корабль демонических кошек. Искра с хвоста одной из них попала в пороховой погреб корабля с предсказуемым результатом.
Вообще-то ведьмы Маклейнов возникли в этой истории ещё раз. Дело в том, что со взрывом корабля было только два варианта, если исключить демонических кошек. Смоллет мог осуществить взрыв при помощи врача Лахлана Маклейна, д-ра Битона, потому что другой причины отдавать испанцам собственного доктора у него просто не было. Доктор мог достаточно свободно передвигаться по кораблю. Он мог подложить данное ему Смоллетом устройство в любое удобное время, и привести его в рабочее состояние. К тому же, в момент взрыва он почему-то оказался именно там, где было больше всего шансов выжить - на носу корабля. И таки выжил, хотя полет этой носовой части был внушительным. Второй вариант - к взрыву приложил руку сам Лахлан Мор Маклейн, который имел свои прямые контакты с королевой Элизабет, и, соответственно, с Уолсингемом.
Во всяком случае, когда в 1690 (!!!) фрегат королевского флота Dartmouth внезапно появился в заливе, Маклейны решили, что это испанский корабль, явившийся с экспедицией мести за утопленный San Juan de Sicilia. На самом же деле, корабль просто выполнял операцию, направленную против якобитов, и в его задачу входило заставить якобитский клан Маклейн подписать документ о своей преданности Уильяму и Мэри. Прежде чем эта путаница получила свое объяснение, разразился сильнейший шторм, утопивший фрегат. Естественно, повсюду снова заговорили о ведьмах Маклейнлов.
Не менее же предсказуемым результатом взрыва испанского корабля было и то, что через некоторое время, когда исчезли очевидцы событий и те, кому они об этих событиях рассказывали, по поводу затонувшего в заливе корабля родилась новая сказка - сказка о сундуках, полных золота, которое испанцы хотели спрятать где-то на местности, или которые затонули вместе с кораблем.
Но откуда? Дело в том, что уже в 1608 году Арчабайл Кемпбелл, граф Аргайл, запросил единоличные права на место, где утонул San Juan de Sicilia, а в 1645 его сын устроил там экспедицию, в ходе которой было вытащено 6 пушек. В 1665 году следующий Арчибальд Кемпбелл вытащил две бронзовые и одну чугунную пушки. А в 1676 году искатели сокровищ уже опустились прямо к затонувшему остову в подводном колоколе, и оставили очень полное описание увиденного:
"It lies in a very good road land lok’d betwixt a litle iland and a bay in the Ile of
Mull, a place quhair vessels doe ordinarily anchor, free of any violent tyde, hardly
any stream at all, a clean heard channel with a little sand on the top, and little or no
mudd in most places about, upon ten fathom at highe-water, and about eight at
ground-ebb, so calm that the Earle of Argyll caused dive at all tymes of the tyde in
seasonable weather, and even when it was whyt water within lesse than a mile of the
place. The fore part of the ship that was above water is quyt burnt, so that from the mizzen mast to the foreship there is no deck left, but the hull full of sand, which the Earl of Argyll caused search a litle but found nothing but a great deal of cannon-ball about the main-mast, and some kettles, and tankers of copper and such like in other places. Over the hindship, wher the cabin was, ther is a heap of great timber, which will be a great task to remove, but under thes is the main expectation (of treasure), and it is thought the deck under the cabine is still entire. The great timber lay in great confusion, and in the midle there is a voyd place, which the Earl durst not try with the bell and the workmen did not give a perfect accompt of it. Thes great timber lyes so high ebb-water they can be touched, at five and six fathom water. Ther is a harder and softer sand in places neir about the ship. Ther was cannon found on clean sand, quhair a six pence might be known from a shilling. Some cannon wer half covered with sand, and on(e) cannon fullie covered was gotten up, so farr does the art of the bell go. The cannon generally lay at some yards distance from the ship from tuo to twentie and some not recovered lay crosse tuo or three together".
То есть, пока что добыча от экспедиций была ровно никакой, что не помешало Маклейнам установить огневые точки по всему периметру залива, и препятствовать всем попыткам водолазов подобраться к предполагаемым сокровищам (мать Лахлана Мор Маклейна звалась Дженет Кемпбелл, так что некоторое право на предполагаемые сокровища они предъявить могли, к тому же это были их земли). Море по-прежнему ничего не выбрасывало, кроме редких предметов обихода или мелких монет, но оживление вокруг затонувшего корабля дало крылья старой сказке о сокровищах.
В 1685 году корона конфисковала затонувший корабль в свое владение, потому что Аргайлы ухитрились впутаться в восстание против Джеймса II, и есть рапорт губернатора о-ва Мэн от 1688 года, что ему удалось "достать большую часть сокровища", после чего искатели золота вовсе обезумели, хотя речь явно шла всего лишь о сундучке с деньгами для платы экипажу. Самая свежая попытка найти золото была предпринята 13-м графом Аргайлом в 2014 году.
Click to view