Рождество всех времен: средневековое Рождество

Jan 02, 2024 09:22

Остаемся в Англии, где года эдак до 1000-го Рождество, конечно, праздником в рамках церковных было, но далеко не на первом месте. Главным праздником года должна была стать разумеется, Пасха с её центральной идеей для христианства как философии. Но не сложилось. Охотно верящие в чудеса и неограниченные возможности богов принимать любой облик прихожане просто не смогли понять, как мёртвый человек мог ожить, да ещё и вознестись в таком виде на небеса. Пасхальная мистерия, в которую церковь с энтузиазмом затолкала слишком много слишком сложного, осталась понятой лишь частично и упрощенно. Охватить её полностью мог только хорошо подкованный где-набудь в Парижском университете теолог, но не рядовые Джон и Мэри из пограничной деревушки на десяток дворов. Вот рождение младенца Иисуса в хлеву они понимали хорошо, и загоревшуюся в небе звезду, и мудрецов, принесших дары, и, разумеется, то, что земная дева родила сына Богу.



Возможно, вы обратите внимание и на то, что хлев у нормальных хозяев никогда не был грязным дощатым сарайчиком. Хлев зачастую мог быть чище и основательнее, чем дом, в котором жили люди

Церковь среагировала на реалии очень быстро, и с 1000-го года Рождество стало доминантой средневекового календаря. Ожидать его начинали сразу после 11 ноября, когда был день святого Мартина, и период получил название "40 дней святого Мартина". Личностью он был легендарной, и в народе очень популярной - это он был тем офицером, который разрезал свой плащ, чтобы спасти от холода нищего. На 11 ноября как раз приходился день его похорон.



Вообще, если бы св. Мартин не был личностью исторической, его стоило бы придумать. Офицер и сын офицера, он знал жизнь. И он был не просто верующим человеком, он был пронизан верой, и действительно видел своей задачей донести её до понимания простого народа, язык и менталитет которого он знал.

Ну а непосредственно после Рождества начинался период, называемый Святки, или Двенадцать дней рождества, на который приходились многие важные праздники - день св. Стефана, покровителя лошадей и лошадников на 26 декабря, когда устраивались не вполне одобряемые церковью скачки. Строго до церковного двора, разумеется, и в стремлении припасть к святыням, а вовсе не для того, чтобы узнать, чья лошадь лучше. Лошадей в тот день благословляли, как же без этого.

На следующий день благославляли вино, это был день Иоанна Богослова. А где благословляли, там и потребляли.

Потом, в качестве паузы в безудержном веселье, шел День избиения младенцев 28 декабря - день памяти детей, убитых по приказу царя Ирода Великого, который всполошился после того, как мудрецы объявили о рождении царя царей. Чтобы не рисковать короной, Ирод приказал просто истребить всех младенцев в Вифлееме, причем называются числа совершенно невозможные, десятки тысяч. При том, что въедливые ученые подсчитали максимально возможное число младенцев в небольшом городе, и пришли к выводу, что их не могло быть больше 20. В таком деле и один слишком много, но скорее всего никакого Избиения всё-таки не было, а царю Ироду просто аукнулось убийство его собственных сыновей: Антипатра, Александра и Аристобула, которые, правда, на день смерти были уже далеко не младенцами. В любом случае, в этот день скорбят обо всех слабых, притесняемых сильными.

В канун Нового года, на 31.12, тоже существует традиция всенощной, но, признаться, эта традиция не взлетела. Народ хотел провожать старый год светскими песнями, танцами, винными возлияниями и сытной едой - в память о всем том хорошем, что было, и в надежде, что Новый год окажется не хуже. А если окажется хуже, то хотя бы будет чего вспомнить о том, как славно погуляли. Впрочем, как видно по этой открытки, подразумевалось, что гуляли не просто так, а во имя христианских ценностей и любви к ближнему.



Обрезание Господне праздновали 1 января. В наше время, породившее совершенно серьезные требования активистов и общественности запретить проведение обрезаний в больничных условиях, так как это можно приравлять к изувечиванию тела, все уже забыли, что этот древний иудейский обычай и христианская церковь праздновала в честь важнейшей особенности Иисуса - того, что он был человеком, рожденным человеческой женщиной, плоть от плоти людской. И был рожден в еврейский род с его традициями, хотя в философском смысле Сын Бога национальности и не имел и принадлежал всему человечеству. Даже тем, кто о нем и не слышал.



В этот же день отмечалось Торжество Пресвятой Богородицы - земной женщины, через которую людям был дан путь к Спасению.

В какой-то момент нелепые споры о возможности девственной беременности полностью забили смысл вопроса, и о Марии стали говорить вообще как можно меньше, но когда-то она рассматривалась практически центральной фигурой в коммуникации между людьми и её сыном, который хоть и был человеком, был при этом Богом, то есть существом не вполне своим, к которому можно обратиться не только в храме и не только по торжественному поводу. То ли дело Царица Небесная или Госпожа наша (Our Lady), которая уж точно человек, и людей понимает не только с их парадной стороны. Народ девственные беременности не волновали. В их мифах и сказках девы беременели от божеств и через туман, и через съеденный плод, а то и просто выкупавшись в каком-нибудь чудесном источнике. Божества потому и всемогущи, что могут всё.

Что касается средневековых рождественско-новогодных традиций, то подарки были, пожалуй, наиболее животрепещущей - как и сейчас. Для начала, церковь дарения подарков на Рождество изначально не одобряла, и понятно, почему. Из желания как-то дистанционировать благолепное Рождество от языческого Йоля. Не получилось. И в хижинах, и во дворцах все 12 дней рождественских праздников были связаны с дарением. Причем, как дарители, так и одариваемые весьма внимательно оценивали ценность подарка, который должен был соответствовать как минимум "среднему по раёну", но желательно превышать. Другое дело, что одаривали люди друг друга по разным дням. Кто-то на Рождество, кто-то в канун Нового года, а кто-то и только на Двенадцатую ночь. Существовал даже обычай дарить что-то на каждый день Святок!

image Click to view



Вообще день после Рождества, 26.12, когда в современной Англии распаковывают подарки, в Средние века рассматривался как день инверсии удачи - именно так в те времена многие рассматривали то, что сейчас называется благотворительностью. Потому что христианская помощь больным и обделенным - это долг повседневный, но вот собственное благосостояние - это совсем другое. Ничто не дается просто так, все это знали. Значит, часть данного тебе удачей надо отдать другим, поделиться этой удачей с ними. Эдакий налог на сохранение средней концентрации счастья. В общем, в этот день богатые соседи и начальство одаривали бедных соседей и подчиненных маленькими глиняными горшочками с монетами, которые туда бросали через маленькое отверстие. Чтобы достать подарок, горшочек приходилось разбивать. Называли такие горшочки piggies, чушечки - традиция, из которой выросли свиньи-копилки.



А ещё традиционным подарком считались mince pies - пирожки, которые тогда имели прямоугольную форму, символизирующую колыбель младенца Иисуса. Начиняли пироги тринадцатью ингредиентами (12 апостолов и Иисус) - измельченным мясом, сухофруктами, орехами, залитыми медом для консервации, и сдобренными жиром. Вообще, начинка обычно готовилась по ходу подготовок к праздникам, сохранялась в такой заливке в глиняных горшочках не хуже современной тушенки, но наши с вами современники, хранящие в холодильниках всё, начиная с помидоров и заканчивая гуталином, почему-то вообразили, что начинка заправлялась корицей, мускатным орехом и гвоздикой для того, чтобы забить душок портящегося мяса. На самом же деле, пряности символизировали подарки трех мудрецов, пришедших поклониться младенцу Иисусу.



В викторианскую эпоху пирожки сильно уменьшились в размерах, стали круглыми, очень сладкими, и их стали делать в чисто фруктовой версии. Сейчас настоящие mince pies снова вошли в моду у кулинаров. Считается, что если съедать один такой пирожок в каждый из Двенадцати дней - это у счастью на весь год.

В целом, посылать друг другу подарки съедобные было хорошим тоном. Лорд мог послать арендаторам, жене, невесте, или просто пригожей соседке дичь или часть туши оленя, человек победнее - гуся. Вино и эль принимались с радостью. Бедняки радовали друг друга хотя бы корзинкой яблок и орехов. По мере достатка, в дом покупались ткани для пошива новых одежд, во дворцах дарили украшения. И никому в здравом уме не приходило в голову подарить ближнему какую-нибудь завалявшуюся в чулане дрянь - зачем сердить своей скаредностью леди Удачу?



Продолжалась традиция Wassailing - слово слишком сложного понятия, чтобы перевести его однозначно. В общем смысле это проявление доброй воли, благословение, слегка даже самая что ни на есть языческая магия, рождественский бонус, пиар... Всё зависело от обстоятельств. На деревне народ шел в первый день Святок в поместье местного лорда шумной толпой, он выходил к ним с большой чашей горячего пряного эля или сидра (зависело от региона) со словами "waes hael" (что-то вроде "будьте здравы!"), на что ему отвечали "drink hael" ("чтоб пилось хорошо"), и начиналось веселье.



В городе группки молодежи ходили от дома к дому с чашей горячего пунша, распевая хозяевам:
"Love and joy come to you,
and to you your wassail to;
and God bless you and send you
a happy New Year",
после чего продолжали: "now give us some figgy pudding, and we won’t go until we’ve got some". В общем, колядовали. Говорят, что так получила начало традиция каролинга. Изначально энтузиасты попытались исполнять религиозные рождественские гимны на старый лад - с хороводами и весело, что отвлекало прихожан в церкви и сильно сбивало пафос момента торжественной службы. Так что в церквях такие обычаи забанили, и жаждущая веселья молодежь стала просто ходить по городу, от дома к дому.

Там, где благосостояние людей зависело от садов, они ходили от одного сада к другому с превеликим шумом и звоном, чтобы разбудить дух дерева и разогнать всякую недобрую нечисть, и совершали возливания сидра к самой красивой яблоне, или вешали ей на ветвь небольшой пудинг, смоченный в сидре, напевая при этом:

"Apple tree, apple tree we all come to wassail thee,
Bear this year and next year to bloom and blow,
Hat fulls, cap fulls, three cornered sacks fills…"



И, наконец, непременным атрибутом Двенадцати дней были небольшие спектакли-мистерии на рождественскую тему. Их ставили и гильдии, и городские управы, и труппы странствующих актеров, но существовали и литургические мистерии, которые представляли прямо в церкви. Говорят, первую такую поставил сам св. Франциск в Греччо, в канун Рождества 1223 года, когда отслужил мессу прямо перед построенной у алтаря сценой стойла, где были настоящие животные, живые люди в образе библейских персонажей, и даже младенец был настоящим (хотя чаще всего используют в наши дни куклу, всё-таки, ибо младенцы имеют привычку громогласно в происходящем участвовать). Не было диковинкой и то, что в стойло помещали не только персонажей канона, но и других, никакого отношения к истории не имеющих, но смотрящихся живописно.


праздники, истории о средневековье

Previous post Next post
Up