Если подумать всерьез, что стояло за всеми теми красивыми картинками, которыми лично я с удовольствием любуюсь, то надо понять, чем были 1950-е, и какие факторы влияли на создание идеализированных имиджей жизни тех времен.
Тот же временной отрезок в СССР я здесь даже не рассматриваю, потому что там была вообще другая идеология и другие проблемы, тоже сильно опирающиеся на экономические реалии, но, главное, СССР пострадал от войны намного сильнее европейских государств, не говоря о США.
Надо было отстраиваться и работать, а не сидеть дома и создавать семейное гнездышко, дорожа статусом хозяйки дома. А мода сама по себе была той же, что и в американских журналах - воздушной и женственной.
Закончившаяся война означала возвращение мужчин с фронта, то есть женщины, делавшие мужскую работу в тылу, должны были вернуться домой. Не в последнюю очередь потому, что теперь им пришлось восполнять человеческие потери последнего десятилетия, и обеспечивать общество будущими налогоплательщиками и строителями будущего в целом. Так появилось целое поколение "бумеров", которые на очень высоком уровне и по сей день во многом определяют судьбы мира. А поскольку демографический бум на развалинах - это преддверье апокалипсиса, то нужно было энергично поднимать экономику, которая растет за счет потребления. Ну а потребляют люди лучше всего ради мечты о достижении идеала. И это идеал надо было доступно визуализировать.
Свой дом - это по сей день самая крупная собственность простого смертного. И это - по сей день мечта, хотя несколько абсурдная в интерпретации современности: люди, похоже, хотят жить в собственном коттедже, окруженном садом, посреди леса, на берегу озера... в центре города. Что ж, пришлось несколько приближать мечту к возможностям. Так родились районы таунхаусов, собственных апартаментов в разрастающихся городах (и покупаемых в кредит), и начался автомобильный бум (машины тоже покупали в кредит), потому что из этих районов и в этих больших городах надо было как-то попадать на работу, расположенную, чаще всего, на значительном расстоянии от дома.
Поскольку ни служащий, ни рабочий не имел возможности выкупить свою мечту сейчас и немедленно, была создана целая система потребительских кредитов, налоговых послаблений и ипотек, которые эффективно привязали мужчину к рабочему месту и сделали его чрезвычайно покладистым для работодателей. Лишившийся работы быстро терял всё, потому что это "всё" держалось на кредитных выплатах. На кону, к тому же, было не просто крушение мечты одного человека, а трагедия всей семьи, которая тоже теряла всё настоящее и перспективы на будущее. Вам всё ещё кажется, что мужчины не заслуживали того обслуживания, которое ожидали получить дома?
Мечта, реальная мечта о будущем, эффективнее всего "продается" через позолоченные временем воспоминания о прошлом, в которых память смешала лично пережитое, увиденное самими, и увиденное в кино или прочитанное. Образ же ответственного, заботливого, галантного мужа, надежды и опоры, и отважной, неутомимой жены-хлопотуньи, приветливой красавицы, обустраивающей быт мужчины и растящей хороших, благонравных детей в уютном гнездышке, вообще присутствовал в воспоминаниях несчетного количества поколений.
Более того, он жив до сих пор, потому что люди не стали счастливее в равноправном, но разовом мире многогендерных эгоцентриков, которые "достойны". Они стали несчастнее, потому что ясный и четкий паттерн поведения у них отобрали, а нового, такого же ясного и понятного, не дали. При всем уважении, Прайд-фестивали, радикальный феминизм и мужеженщины в министерских креслах конкуренции с приведенными здесь картинками просто не выдерживают. И поэтому, пока политики тянут нас своими решениями в странное новое будущее странных новых людей, мы инстинктивно тянемся к ретро. Тем более, что многие из нас уже пережили один социальный эксперимент, и в другой не хотят.
Но роль женщины 50-х не ограничивалась, впрочем, только стенами своего дома. Испокон веков роль "социализатора" принадлежала женщинам. Женщины писали письма родным и знакомым, активно участвовали в многочисленных комитетах и обществах, и, таким образом, работали на имидж и социальные связи всей семьи. Помимо очевидной полезности этой деятельности, вскоре некоторые фирмы почуяли возможность более эффективно сбывать свою продукцию через сеть активных и заинтересованных агентов, которые им практически ничего не стоили - через домохозяек, охотно устраивающие у себя презентации новинок. Помимо до сих пор всем известной "Tupperware" через эту сеть расходились многочисленные образцы новых смесей, обеспечивающих семьи даже полностью лишенных кулинарных талантов хозяек дома вполне сносными обедами.
Click to view
Читайте, обязательно читайте комментарии под этим сюжетом на ютубе - там люди делятся реальными воспоминаниями, из которых, помимо прочего, становится ясной ещё одна особенность того времени: люди 50-х ценили качество и долговечность. Кстати, для меня стало новостью, что в 50-х были модели холодильников, открывающихся педалью, что облегчало и ускоряло из загрузку
Были ли все счастливы в мире 50-х? Нет, разумеется. Гендерные роли ограничивали выбор карьеры тем женщинам, которые предпочли бы работать и быть самостоятельными. Что ещё хуже, замужество означало для женщины конец её карьеры - вспомним историю любимых нами адвоката Перри Мейсона и его секретарши Деллы, которые не могли пожениться, потому что жена в качестве секретарши была слишком невероятным понятием даже для Деллы, не говоря об окружающих людях, а Делла ценила именно работу вместе со своим обожаемым боссом, с которым она проводила таким образом большую часть суток. Став его женой, она от него неизбежно отдалилась бы.
Но были и более серьезные препятствия для женщин, которые не ограничивали свои амбиции ролью жены и матери. Ими двигала страсть к науке, к познанию чего-то бесконечно далекого от кастрюль. Мария Гёпперт-Майер, одна из немногих женщин-лауреатов Нобелевской премии по физике, несколько лет бесплатно преподавала долгих 15 лет в университете имени Джонса Хопкинса и в университете Колумбии. После этого она лет пять преподавала в университете Чикаго, тоже бесплатно. Получить оплачиваемую работу было невозможно из-за того, что она работала в тех же университетах, где её муж был профессором, и могла быть обвинена в использовании родственных связей. Только после образования Аргонской национальной лаборатории, где она разработала оболочечную модель ядра, ей предложили работу на пол-ставки.
1963, король Густав Адольф Шведский сопровождает только что получившую Нобелевскую премию Гёпперт-Майер на банкет
А физик, биофизик, химик и биолог Розалинд Франклин?! Она исследовала молекулярные структуры DNA, RNA, вирусов. Это на ее работах и материалах, на ее фотографиях Ватсон и Крик заработали Нобелевскую, почти умолчав о том, кому они во многом обязаны. Позже, когда Нобелевская была получена, и Франклин уже мертва (в 37 лет - работа с радиацией), Ватсон приоткрыл миру правду в своей книге о «неопубликованных набросках» Франклин. Лучше позже, чем никогда, конечно, но история мутная. Хотя Франклин и не ждала признания, сексизм в Кингз Колледж, где она работала, цвел махровым цветом. Сделав наработки по DNA, она просто двинулась дальше, изучая вирусы (в частности, полио и мозаичный вирус). К слову, именно в 50-х была получена вакцина против полио.
Широкая публика узнала о Франклин только в 2020, когда Time опубликовала свой обзор "100 женщин года" 1920-2020 (
https://time.com/100-women-of-the-year/)
Как-то я насчитала более 70 женщин, сделавших серьезные научные открытия только в области физики и только за 76 лет XX века. Тем не менее, скажем прямо, научная карьера в таких масштабах всегда была уделом единиц, а большинство женщин всё-таки жили обычной жизнью жен и хозяек, и не тосковали о великих свершениях, а просто хотели быть счастливыми.
Впрочем, 50-е - это ещё поколение бунтарей и колыбель 60-х, когда старый мир с его идеалом ответственности, уюта и безопасности полетел в тартарары более или менее деструктивных поисков себя поколением бумеров. И если Мэрилин Монро ещё колебалась между имиджем секс-бомбы и менталитетом заблудшей глупышки, а Бетти Пэйдж - между откровенной порнографией и евангелизмом "рожденной свыше", то красавица и умница Хеди Ламарр явно не морочила себе голову традиционными ценностями, а ухитрилась побыть и женой фабриканта-миллионера, и кинозвездой, и кинопродюсером, и изобретателем системы секретной связи, гарантировавшей безопасную передачу информации, причем её изобретение используется до сих пор, а описание её приключений обогатили многих акул пера.
Что касается мужчин, то я не уверена, что Элвиса Пресли можно назвать таким уж бунтарем, но он точно не вписывается в образ серьезного и надежного мужчины, со своей аурой сексуальности и своим титулом «короля рок-н-ролла», полученным уже в 1956 году. Но это он однажды сказал, что "жить согласно имиджу очень трудно". И он знал, о чем говорит. А Марлон Брандо в "Дикаре"? А Джеймс Дин с его аурой отчужденности и бунта против приличий? Собственно, уже то, что они стали звездами 50-х, говорит о том, что людям, как бы они ни стремились к предсказуемой жизни и успеху, было тесновато в тех рамках, которые они сами для себя создали. Так всегда было, есть и будет. Всегда, при любом порядке вещей, будет тот, кто начнет желать странного. Даже в Раю.
Наверняка тема 50-х интересна не всем. Но у меня так уж устроена голова, что мне просто нужно разбираться, что стоит за тем или иным явлением. Как то за странной притягательностью случайно попайшейся в нужный момент ретро-картинки. Так что будет ещё один пост по 50-м, о собственно мужчинах того периода. И потом всё.