Шотландская кампания Ричарда III - 5

Aug 02, 2022 16:44

В конце мая 1482 года Эдвард IV отправился вместе с герцогом Олбани в Фозерингей, вести переговоры. Поскольку вдвоем переговариваться они могли и в Лондоне, логично предположить, что на севере переговоры проводились из-за занятого там Глостера. Предложенный договор был довольно прост: Эдвард помогает герцогу выпнуть братца Джеймса с трона, а герцог, став королем, признает Эдварда своим оверлордом, и может даже жениться на принцессе Сесилии, если сможет расторгнуть свой не пригодившийся французский брак, отвергнет союз с Францией, и вернет Англии Бервик. А пока отдаст Англии Лиддесдейл, Эксдейл, Эвесдейл и Аннандейл - то, что завоевал Ричард Глостер во время прошлогодней "прогулки" в Шотландию. После завершения переговоров, 12 июня король Эдвард объявил, что передумал руководить кампанией персонально, и передает все бразды Ричарду Глостерскому.



Edinburgh Castle

Как обычно, когда дело казалось походов Ричарда, англичане снялись с места немедленно, и отправились в сторону границы с уже полностью готовым войском, обозом, герольдмейстером ордена Подвязки, военным казначеем, и личным королевским физиатром и медицинским обозом. Город Йорк спешно готовился к прибытию армии герцога Глостерского 18 июня, готовя стрелы, тягловый транспорт, лагерь для размещения. Джентльмены делали завещания и спешили к месту рандеву.

В этот раз английская армия была разделена на пять частей вместо традиционных трех. Глостер и Олбани вели центр, Нортумберленд - авангард, Джон лорд Невил - арьергард, левое крыло - лорд Стэнли и правое крыло - лорд Фиц-Хью. Ричард вел своих людей через Дарем и Ньюкастл, что означало благославление от Даремского приората в виде штандарта св. Катберта, который нес представитель приората. Артиллерия ждала армию в Ньюкастле. Естественно, лучники участвовали в деле тоже, один только город Йорк послал сотню лучников.

О том, как проходила сама кампания, есть подробнейший отчет историка Эдварда Холла, который имеет, тем не менее, один существенный недостаток: он написан через 60 лет после события. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и в расставлении нюансов из-за сменившейся династии. Причем, сменившейся насильственно, по праву завоевания. Но и без этого проблем в "Хрониках" Холла хватает. Он утверждает, что армия тут же взяла сходу Бервик, и потом отправилась на Эдинбург, сжигая крепости и поселения на своем пути. В Бервике остался только Стэнли и его 4000 человек, потому что хоть город и впустил англичан, цитадель под командованием графа Босуэлла не сдалась. Мария Барнфилд сверила лист из 60 разоренных Глостером, Олбани и Нортумберлендом крепостей и поселений, и обнаружила, что они вовсе не лежит на пути от Бервика к Эдинбургу, а разбросаны намного западнее Бервика, что заставило её предположить, что продвижение английской армии было не поступательным, а одновременным - Стэнли у Бервика, а Олбани, Нортумберденд и Глостер на западе от него.

В любом случае, награждение воинов достоинствами рыцарей и баннеретов совершенно точно имело место 24 июля 1482 года. Нортумберленд отметил таким образом всего троих, лорд Стэнли - 15 человек, Олбани - четырех, зато Ричард Глостер не поскупился: 34 баннерета и 14 рыцарей, включая сэра "Сэнди" Джардина! А за два дня до этого славного события шотландские лорды арестовали своего короля, который вел свою армию на юг, чтобы сразиться с англичанами. Никто не знает по сей день, был ли этот маневр согласован между герцогом Олбани и его сторонниками в Шотландии, и насколько Ричард Глостер был в курсе дела. Считается, что под стенами Эдинбурга англичане просто обнаружили, к своему глубочайшему изумлению, что король Шотландии с самыми важнейшими своими сторонниками заперт в Эдинбургской крепости, и никто сражаться с ними вовсе не собирается.

Описание выглядит, конечно, очень милым, но совершенно не учитывает существование шотландской армии, собранной Джеймсом. Ведь не могла же она раствориться в воздухе или просто разбежаться при приближении англичан. Поэтому за исследование вопроса взялись Сандра Пенлингтон и Мхейрай МакЛод. По их версии, английская армия шла к Эдинбургу через Ламмермур-Хилс, тогда как шотландская армия стояла лагерем в 18 милях к востоку, в Хаддингтоне, на северном берегу Шотландской Тайн. Так что все ждали, когда прибудет высокое начальство, которое и прибыло в Эдинбург 1 августа. Хэппи энд? Как бы не так! Герцог Олбанский внезапно расхотел быть королем.

Нет, никакого логического объяснения его поведению не существует. Считается, что он убедился, насколько в Шотландии непопулярна его готовность признать своим оверлордом в принципе кого бы то ни было, не говоря уже об английском короле. Но что было на самом деле? Человек типа герцога Олбанского не мог пуститься в сольное приключение и получить поддержку англичан, знающих Шотландию и её нюансы превосходно, не имея никакой поддержки. Как вариант, мы имеем дело с гораздо более изобретательным планом, но это уже из серии "теорий заговоров", которую я нежно люблю, но которая имеет свой недостаток: каждая из этих теорий слишком сложна и логична, и совершенно не учитывает главный фактор, в жизни реальной запускающий цепь событий: человеческую глупость, гордыню и недальновидность.

Можно предположить, что появление блудного герцога Олбанского стало для хитрого Эдварда IV сущим спасением из ситуации, в которую его бесцеремонно закинул Святейший Престол со своими призывами к миру ради правильной войны. Допустим, что герцог слишком долго отсутствовал, и его было легко ввести в заблуждение утверждениями о широкой поддержке его оппозиции, тогда как истинной целью было просто напугать до икоты слишком предприимчивого короля Джеймса и, заодно, наиболее воинственно настроенное крыло шотландского лордства?

Тем не менее, если не Джеймс, который не сам себя в замке закрыл, и не Олбани, не имеющий поддержки, то кто? Инициатором ареста короля Джеймса практически наверняка был Ангус, но Ангус был идеальным зачинщиком, не более того. У него, извиняюсь, не хватило бы мозгов на приличную придворную интригу, имеющую план и цель. Мог ли Ричард сольно провернуть подобную операцию и приподнести брату Шотландию на золотом блюде? В принципе, с учетом связей в ту и другую сторону, которая, не смотря на постоянные взаимные набеги, была достаточно интенсивной издавна, это не невозможно. Невиллы были в тех краях всегда, можно сказать, и мы даже вообразить себе не можем, что в те времена означало быть там своим.

Всё может быть, но лично меня несколько напрягает то, что у известного своей стремительностью Глостера и не менее стремительного Олбани ушла неделя на то, чтобы дотелепать от Бервика до Эдинбурга. При том, армия уже и дошла, и была готова к сражению. То есть, что-то уважаемые герцоги всё это время делали. Я могу допустить, что в это время Эдвард IV и одернул брата, потому что какой-то эпизод с королевским неудовольствием там точно был, и многие участники последующих переговоров отметили странное поведение герцога Глостера - он словно потерял к ним интерес, оживляясь лишь при обсуждении будущего статуса Бервика. "Он мог получить тогда что угодно, но его почему-то интересовал лишь Бервик", - писал один из участников. Опять же, кто знает.

Так или иначе, герцог Олбанский просто попросил Глостера не разорять Эдинбург, а больше ему ничего не было нужно. Ну ладно, Эдинбург остался в целости и сохранности, короля Джеймса выслушали, причем его и герцога Олбани обязали помириться. Английская армия расположилась напротив шотландской, и начался торг. У англичан лист был коротким, но емким: король Джеймс обязывается придерживаться духа и буквы всех предыдущих договоров, и выплачивает компенсацию за свои дебоши в приграничье, а также принимает своего брата, Александра Олбанского, "back to favor". Шотландцы, в целом, были с договором согласны, но не хотели уступать Бервик. А принцу-наследнику они готовы были по-прежнему дать право жениться на принцессе Сесилии.

Ричард Глостер на этом моменте не слишком вежливо высказался, что о том, состоится данная женитьба или нет, будет решать его брат в Лондоне, но вот относительно Бервика он им ответит здесь и сейчас: Бервик ни при каких условиях не будет возвращен Шотландии. А что касается цитадели, то пусть шотландцы или сдадут её, или пусть хотя бы никто не суется туда сейчас с попыткой ударить по осаждающим, ибо тогда войне быть. На том и порешили. Герцог Олбани оставил Ричарда 3 августа, дав гарантии, что полученное уже приданое за принцессой Сесилией будет возвращено при необходимости (в дальнейшем король Эдвард и отозвал обещание руки своей дочери, но дал отмашку на брак Маргарет Стюарт с графом Риверсом). Ричард вернулся к Бервику, и Бервикская цитадель сдалась 24 августа. После этого Глостер обыл в Ньюкастл с герольдмейстером ордена Подвязки, который и увез отчет о победе в Лондон. Сам Ричард в Лондон даже не поехал.

Парламент, открывшийся 24 января 1483 года, превознес достижения Глостера, Стэнли, Нортумберленда и других капитанов, и пожаловал Ричарда наследственным титулом Хранителя Западной Марки, с правом владеть всем, что он завоевал во время кампании и всем, что ещё завоюет, а также с правом жаловать английское подданство тем шотланцам, которых он сочтет этого достойными.

richard iii

Previous post Next post
Up