Шотландская кампания Ричарда III - 4

Jul 26, 2022 13:13

Но вернемся в Англию. Весной 1481 года потерявший терпение папа Сикстус разослал по дворам, куда так и не ступила нога его племянника, целую ораву нунциев, целью которой было призвать королей к порядку, и пресечь в Европе войны, дабы направить разрушительные силы на более богоугодное дело - войну с турками. Известно, что с королем Эдвардом некий "Геликаний" имел беседу как раз перед отплытием кораблей Говарда. От предложения папы Эдвард вежливо отмахнулся, свалив всю вину на короля Джеймса.

А сам он в это время вел переговоры с графом Россом, Лордом Островов Джоном II Макдональдом. В общем-то, их уже связывал старый Вестминстерско-Ардторнишский договор, в котором Эдвард и Джон в 1462 году заранее поделили между собой Шотландию, но с тех пор утекло много воды, и Джеймс III оказался более искуссным политическим стратегом, чем они ожидали, а Шотландия оставалась возмутительно независимым королевством. Более того, собственный бастард Джона Макдональда восстал в 1481 году против отца, а хитрый Кэмпбелл, воспользовавшийся этой семейной смутой, прикарманил владения лорда Островов на западном побережье. В общем, альянс Англии с Островами закончился пшиком. Сначала для Эдварда, а потом для Островов, которые просто присоединили к Шотландии.



Ардторниш Кастл, где был подписан договор (реконструкция)

А пока высокопоставленные особы водили друг друга за нос и строили замки на песке, эскадра Говарда наводила шороха в заливе Ферт-оф-Форт на восточном побережье Шотландии. Говард сжег флот на рейде Лита, гавани Эдинбурга, и заодно сжег Блэкнесс, находящийся в глубине залива.

Папский нунций, тем не менее, оказался человеком более чем упорным, и, не встретив понимания у Эдварда IV, отправился донимать Джеймса III, и в июле добрался-таки до шотландского двора. С учетом развития событий, король Шотландии был рад сложить оружие перед приказом Рима, потому что это автоматически заставляло короля Англии тоже прекратить военные действия, чтобы не оказаться в роли агрессора против христианского миролюбивого государства, и, таким образом, врагом всего христианского мира.

Король Эдвард скрипнул зубами, и 6 июля отправил тайную депешу Говарду сжечь Лит "и другие поселения на побережье", не зная, что дело уже сделано, и оставаться в тех краях до конца августа. Одновременно он отменил сбор войск, но приказал оставаться в состоянии готовности - и отправился охотиться. А что он мог сделать перед объявлением нунция, что король Джеймс "по требованию и увещеванию святого отца нашего, распустил свою великую армию в надежде и чаянии, что его враги сделают то же самое". На этом и закончилась военная кампания 1481 года. Глостер, к слову, возник из таинственного "ниоткуда" в Миддлхэме 18 июля.

Ну как закончилась военная кампания... То ли Говард, получивший инструкции короля, действительно ничего не знал о прекращении военных действий, то ли понял волю короля между строк, но, немного поболтавшись на рейде после нападения на Лит, развернулся, и продолжил свое славное дело до самого конца июля. Потом англичане ушли под громкие сетования шотландского короля, который счел себя в праве собрать, в отместку, в сентябре некоторые силы на границе с Нортумберлендом, но границу пересечь они не решелись из-за энергичных действий военного контингента Ричарда Глостера, базировавшегося в полной готовности в Дареме. Также Глостер и Нортумберленд отправили депеши в Йорк, что означало ещё больше войска на границе. В общем, в середине октября Ричард приехал в Ноттингем к более чем довольному развитием событий брату: финт короля Джеймса был обращен против него самого. Ведь Говард, находящийся в море, МОГ ничего не знать о прекращении военных действий, но вот король Джеймс доказал свою подлую натуру, начав собирать войска, объявив, что сложил оружие.

В середине февраля 1482 года Глостер снова был в Лондоне. Он привез с собой полный рапорт и оценку ситуации в приграничье с Шотландией, а заодно - важного перебежчика, Александра "Сэнди" Джардина из Эпплгарта. Собственно, я не уверена даже, что Джардина можно назвать перебежчиком, его странный клан был из норманнов, воевавших за Завоевателя, и во всех предыдущих войнах, кроме войн Роберта Брюса, Джардины воевали на английской стороне до описываемых событий. Скорее всего, Джардин был всегда больше сам за себя, но в его инсайдерском анализе приграничной ситуации с шотландской стороны была несомненная польза. Как минимум, стало понятно, что надо укреплять особенно внимательно.

Эдвард выписал несколько распоряжений на ассигнование денег на эти цели, а также обязал епископа Экзетера снарядить корабль для патрулирования побережья, полностью взяв расходы на содержание оного на себя. Тогда планировалось, что с открытием сезона, Глостер предпримет короткий поход на шотландцев, а летом Эдвард сам поведет войска. Этот поход был осуществлен в период с 14 по 29 мая 1482 года силами, поставленными городом Йорком. Известно об этом походе чрезвычайно мало, даже Ричард в письмах городскому управлению пишет о "прогулке". Тем не менее, в январе 1483 года английский парламент благодарит и награждает Глостера за завоевание речных пассажей, благодаря которым было обеспечено проникновение кораблей в Кумбрию. Так что можно судить, что "прогулка" Ричарда обычным рейдом не была, а имела четкую цель, известную очень ограниченному числу людей, и проводилась на суше и на воде.

Подтянулся на сцену действий и ещё один игрок - Александр Олбанский, разочарованный в короле Луи, ради поддержки которого он даже женился на 10-летней Анне де Ла Тур-д’Овернь. Луи, тем не менее, был всегда готов использовать шотландские распри в своих интересах, но не участвовать в них. Король Эдвард оказался гостеприимнее своего французского собрата, и не медленно эскортировал с подобающим почетом герцога и его сопровождение в Лондон из Саутгемптона, где Олбани объявил себя вассалом английского короля. Александр Олбанский просто был безденежен, но это не превращало его, с английской точки зрения, в бесполезного попрошайку. Знание приграничья и внутренней кухни шотландской политической жизни делали его весьма уважаемым союзником.

Тут я хочу сделать коротенькое отступление о пользе такой детализированной нудятины, которой является серия статей о шотландской кампании 1480-1484 годов. Повсеместно считалось, что Ричард Глостер был наместником брата на севере, а сам Эдвард севера избегал как чумы. Оказалось, что именно в рассматриваемые годы Эдвард очень много проводил времени на севере, и у Глостера права были разделены с Нортумберлендом. Во-вторых, считается, что Ричард после смерти Джорджа Кларенса, бывал в Лондоне и общался с брата строго по долгу службы и на обязательных родственных сборищах. Здесь мы видим, что Ричард мотался в Лондон постоянно, и в обществе брата проводил очень много времени. "Все знают", что Эдвард с возрастом растолстел и привык к роскоши, и не желал поднимать задницу с трона для славных военных дел. Тут мы видим, что его величество участвует в военных делах, скача чуть ли не впереди брата. Так что если что-то и сорвалось, то не из-за нежелания. В общем, честь и слава Марие Барнфилд, которая всё это собрала в кучу и рассортировала, хотя, как мы видели, некоторых ошибок не избежала и она.

Шотландцы "проснулись" с подготовкой к войне поздно, хотя рейды по обе стороны границы продолжались всю зиму с интенсивностью, приведшей к серьезным последствием: ближнее приграничье по обе стороны превращалось в полосу выжженой земли. Вполне может быть, конечно, что неформальные переговоры о подготовке шли своей чередой, но вот сбор средств и армии шотландский парламент начал только 22 марта.

richard iii

Previous post Next post
Up