Когда начался шабаш вокруг Скрипалей, моей первой мыслью было, что Тереза Мэй спасает своими странными заявлениями себя. Не секрет, что brexit перестал быть предметом гордости британцев сразу, как только стало ясно, что платить то, что они задолжали EU, придется в любом случае, но довеском пойдут потери из-за сворачивающих свою деятельность в Британии международных корпораций, очень серьезные неприятности в ирландском вопросе, потеря рычагов влияния в совете EU, возмущение молодежи и отлучение от кормушки внутренних рынков. Не говоря о том, что в парламенте brexit изначально считался гнилой инициативой.
Дело в том, что Мэй - далеко не дура, поэтому заявление "виновата Россия" до того, как даже началось расследование по поводу инцидента в Солсбери, выглядело не выражением взвешенного мнения политика, а указанием линии ведения расследования, когда оно начнется. И г-жа премьер-министр всё просчитала правильно, 69% англичан посчитали, что она великолепно справилась в деле Скрипалей. Ничто так не объединяет нацию, как указание на внешнего врага, да ещё и подкрепление жеста волшебными словами "химическая атака". Корбин же, заикнувшийся о том, что для осуждения нужны доказательства, получил симпатии только 19% опрошенных. Что говорит о том, что не у всех британцев отключается мозг при слове "Россия", но у большинства таки отключается.
Знаете ли, использовать радиоактивное вещество и нервно-паралитический газ для устранения вышедших в тираж мелкокалиберных, рядовых, ничем не примечательных, спалившихся шпионов - это даже не стрельба из пушек по мухам, а стрельба из пушек по мухам снарядами, украшенными затейливым логотипом, за подписью и печатью стрелка. Так что заявления британцев как в случае с Литвиненко, так и в случае со Скрипалями изначально было ориентировано на "широкие массы" обывателей, представляющих русских где-то так:
В болотце местной финской политики обычно поддерживают мнение Германии, так что блоговысказывание бывшего министра иностранных дел Эркки Туомиоя о том, что сначала нужно провести расследование, найти доказательства, а уже потом указывать на виновного, тоже вызвало раздражение: снова этот тип умничает! (Туомиоя не считает нужным скрывать, что у него есть мозги, и поэтому чертовски непопулярен в политических кругах).
Ну вот, по этому поводу радиоведущий "Радио-рок", Ённе Никула, вчера разразился тирадой: ну конечно, снова этот Туомиоя выпендрился. Знаете ли, если существо выглядит уткой, ходит как утка, крякает как утка, то глупо предполагать, что оно может оказаться морским орлом только потому, что само не сказало, что оно - утка.
"Утка" в смысле выдумки - она и на финском "утка", поэтому выбор Ённе в пользу именно этого слова меня искренне позабавил. Я бы даже заподозрила, что этожжж неспроста, если бы не знала совершенно точно, что Ённе прост как сапог, и в его фразе не содержится тайное послание слушателям, а просто оговорка по Фрейду, когда человек невзначай выдаёт свои мысли вылетевшим словом.
Ничем другим, кроме утки, скандал со Скрипалями быть и не может. Просто уже в силу обвинения, последовавшего практически сразу после, и до того, как расследование началось в принципе. А термин "химическая атака" вызывает в Европе совершенно определённую реакцию ещё со времен Ипра, и действует на обывателя безотказно. Так что рейтинг Терезы Мэй взмыл, и скоро можно будет проследить, как она использует "трагедию в Солсбери" в переговорах о brexit. Потому что только это сейчас имеет значение, а всякие Скрипали будут использоваться во имя блага британской нации.