Средневековые еда, продуктовые магазины и рынок

Nov 27, 2016 21:28

Кому-то обещала, уже давно))



Продукты в средневековом английском городке продавали многие, и, пожалуй, для очень многих продавцов это не было основным занятием. Например, фрукты и овощи зачастую покупались не на рынках, а у соседей, которые имели огород и сад достаточной величины, чтобы продавать избыток выращиваемого с небольшим прибытком. Некоторые магазины имели постоянный ассортимент, как то сельдь, свечи, горчицу. Некоторые лавки действовали по образцу базаров, то есть, на одной крытой территории торговали до пятидесяти торговцев, все - сходными товарами: мясом, сыром, рыбой хлебом. Специализация рынков (мясной, молочный, рыбный) была возможна только в крупных городах, с большим количеством покупателей.



Были, конечно, и торговцы, который выращивали овощи и фрукты исключительно для продажи на рынках - у них были крупные сады и огороды за чертой города. Продавали яблоки и груши, вишни и орехи, бобы, капусту, репу, редис, лук, морковь и лук-порей. Из приправ были популярны шалфей, мята, укроп, петрушка базилика, майоран - для неизбежных густых мясных супов.



С хлебом было интересно. Естественно, хлеб был важнейшей составляющей питания бедной части населения, и правительство заботилось о том, чтобы цена хлеба не зашкаливала. Закон устанавливал стоимость каравая хлеба в 1 пенни, но вот размер этого каравая варьировал, в зависимости от цен на зерно. На практике это означало, что каравай лучшего хлеба весил половину каравая хлеба второй категории, а каравай третьей категории был вдвое больше каравая второй категории. Но, поскольку каравай третьей категории, который стоил пенни, был очень большим, городская беднота предпочитала более мелкие буханки третьей категории, которые были размером где-то в буханку первой категории. Тогда как пекари терпеть не могли тратить усилия на выпечку фартинговых (1 фартинг=1/4 пенса)хлебцев низкой категории качества, им это было невыгодно.

Размеры караваев и соответствие размеров ценам на зерно, строго регулировались городскими властями. Делом это было непростым, нужно было и народ обеспечить, и пекарей не обидеть. Потому что и тогда случались забастовки, а забастовка цеха пекарей была для города практически катастрофой.

Разносчикам было разрешено продавать товар с лотков, при условии, что они не будут останавливаться на месте. Тем не менее, была возможность установить на улице и стационарный лоток, если за это заплатить. Разносчиками были обычно женщины, продающие хлеб прямо хозяйкам, заходя к ним домой. Цены, кстати, не были ниже установленных законов, и профит разносчицы делали, получая тринадцать караваев при закупке двенадцати (12 караваев назывались "пекарской дюжиной", то есть пекари продавали разносчикам партии товара).

Пищу средневековые горожане покупали не только в виде ингредиентов, но и готовой. Магазинам, торгующим готовыми продуктами, было, впрочем, запрещено торговать элем. Самым продающимся продуктам было жареное мясо всех видов, и жареная на вертеле птица, от мелких дроздов до гусей и уток.

Мясо было дорогим. Для того, чтобы купить запеченого в тесте каплуна, квалифицированному рабочему понадобилась бы его заработок более чем за два дня, а если купить просто каплуна - то хватило бы двухдневного. Но вот если бы он принёс своего каплуна, то огонь, жир, жарка и работа обошлись бы ему "всего" в половину дневного заработка. Поэтому можно сказать совершенно точно, что дорогую птицу рабочие видели на своём столе по праздникам, не чаще. Жареные кролик и баранина были дешевле, но всё же не в той цене, чтобы ежедневно присутствовать на столе простолюдинов.

Поэтому народ обходился густыми мясными супами, густыми мясными подливками, где мяса было мало, а вот соуса- много, и хлебом. Кто победнее, тот ел овощные рагу и хлеб, а обычной трапезой разнорабочего был хлеб с сыром. Сильно выручала сельдь - и свежая, и солёная.

Что заставляло людей, не отягощенных тяжёлым кошельком, покупать дорогую готовую пищу? Квартирный вопрос, естественно. Квадратные метры в городах были дороги, строились ввысь, и большинство жилищ просто не были оборудованы не только очагами и печами, но и кухнями вообще.

Тем не менее, лучший профит магазины готовой пищи делали на заказах на полное обслуживание, с доставкой блюд на дом - очень удобно, если вечером нагрянут нежданные гости, или если приходится приглашать жданных, а кухни нет.

Интересно, что уже в Средние века городские власти присматривали за тем, чтобы в их городах не сформировались монополии. Например, пирожникам и пекарям было категорически запрещено торговать сырыми продуктами, или держать таверны. Мясом торговали мясники, а таверны держали трактирщики - так никто не мог достичь высот, на котором получил бы возможность заламывать цены по своему разумению. Не говоря уже о том, что было необходимо обеспечить работой максимально большой процент населения. Да и гигиену было проще поддерживать, если сырое мясо не продавалось в одном помещении с пирогами и хлебом.

Молоко и молочные продукты были важной составляющей питания средневекового горожания, но, поскольку продукт это был скоропортящийся, молоко продавали, можно сказать, прямо из-под коровы. Летом, во всяком случае. Вода в средневековых городах была не слишком популярна. Была, конечно, и чистая, и даже из источников, но кондуиты, подающие проточную воду, были не везде, так что воду, по идее, надо бы было кипятить. Но, опять же, где?! Поэтому, народ налегал на эль. Там вода проходила в процессе термическую обработку, и была безопасной. Вообще, городские власти очень следили за тем, чтобы колодцы содержались в чистоте и не монополизировались, потому что расход воды на мойки, чистки, и на приготовление того же эля был гигантским. Опять же, процесс доставки воды в дома, большинство из которых не имело колодцев рядом, добавлял свои риски. Право, эль был гигиеничнее.

Цена на эль прямо зависела от стоимости ячменя, из которого его делали. Округляя, можно сказать, что за пенни можно было купить галлон (приблизительно, 4,5 литра) эля. Торговали элем в "ale houses" - то есть, в магазинчиках, где варили свой эль. Элем торговали также частники, варили его в тех домах, где было для этого оборудование. Эль можно было также перепродавать. Проблема была, правда, в том, что стоимость его была низкой, и продаваемые объёмы маленькими, потому что портился эль довольно быстро. Так что наварить на перепродажах можно было только самый минимальный минимум, но и это спасло не одну вдову от абсолютной нищеты - варка эля и торговля элем были бизнесом женским.

Что касается рынков, то они были важнейшей частью средневековой экономики. И, конечно, объектом для строжайшего контроля со стороны властей. Была целая система, при которой права на рыночную торговлю могли распределяться в зависимости от статуса торговца - гражданам города место на рынке не стоило ничего, а вот приехавшие для торговли из-за черты города за торговое место платили. Рынки обычно торговали вовсю уже в 6 утра, и большинство городов давало возможность горожанам торговать именно с утра, а "понаехавшие" начинали торговлю только днём. Поэтому, надо было бдить, чтобы торговцы следовали прямо на рынок, платили, и торговали там, а не слонялись по улицам и не продавали товар прямо по домам.

Была строго запрещена перекупка товара у частников, потому что оптовики немедленно подняли бы цены.

Контроль качества был жестким, и не только в отношении продуктов питания. Каждая гильдия выделяла двух наблюдающих, имеющих право осматривать не только продаваемые, но и приобретённые продукты, даже в частных владениях - эпидемии были никому не нужны, а промышленные товары низкого качества опозорили бы репутацию всей гильдии. Недомеры, недовесы, низкое качество сырья карались штрафами. А то и из гильдии можно было вылететь.

Были ли контролёры продажными? Нет. Все назначения контролировались мэром. Он мог сотрудничать с гильдиями, или назначать контролёров по собственному разумению, по ситуации. Главным было то, что все назначения регулировались и протоколировались. Разумеется, и тогда, и сейчас возможны ситуации коррумпированности мэра и глав гильдий, и полностью исключить человеческий фактор не удавалось ни при одной системе.

Питер Хэммонд, по книге которого Life in a Medieval Town я даю эту информацию, считает, что в средневековом городе торговали более или менее все. Чаще всего, торговля осуществлялась в границах компетентности каждого, и границы эти определялись гильдиями. Скажем, более вероятно, что пекарь будет торговать зерном, нежели текстилем.

Женщины, кстати, торговали на средневековых рынках там же, где торговали мужчины. Они могли торговать самостоятельно, или помогать в торговле членам семьи или соседям. Они могли входить в долю с соседями, членами семьи и родственниками, или быть сольными продавцами. Никаких легальных ограничений на это не было.

Ярмарки отличались от рынков тем, что имели место несколько раз в году, были значительно более масштабными событиями, и включали массу развлечений. На ярмарки также приезжали зарубежные торговцы.

Истории о Средневековье

Previous post Next post
Up