Этот неожиданный цикл про англосаксов я закончу темой, с которой он начался. А именно, тем, что происходило в духовной жизни Кентербери во время всех вышеописанных пертурбаций.
Как ни странно, напряжённая политическая жизнь королевства, кризис с викингами, проблемы с Данелагом, отражались на жизни церкви только в том случае, если существовала прямая угроза непосредственно церкви. Возможно, так и должно быть в более или менее хорошо управляемом государстве. Так что архиепископы Кентербери продвигали себе церковную реформу, целью которой было избавиться от мирян в церковной иерархии, интриговали, расширяли влияние церкви.
После такой экзотической личности, как св. Дунстан, любой архиепископ выглядел бы скучно. Но только не Эльфрик Абингдонский. Часто пишут, что его отцом был «граф Кента», что, конечно, нонсенс. Во времена юных лет Эльфрика графства Кентского просто не существовало. Первым графом Кента, в 1020-м году, стал Годвин, которого король Кнут сделал также и первым графом Уэссекса. Но, несомненно, Эльфрик был выходцем из семьи, имеющей влияние, потому что карьеру он делал быстро, да и состояние у него было серьёзное.
Вообще, отличаться он начал ещё будучи аббатом Абингдона. Дело в том, что его предшественник, ещё в 980-х, объявил, что любой, обидевший монахов, будет проклят. Король Этельред, тем не менее, посчитал, что откупаться от викингов надо за счёт тех, у кого денег было много, а не за счёт повышения налогов. Поэтому он отщипнул от земель Абингдонского аббатства довольно сладкий кусочек.
К сожалению, к 993-му году положение с викингами не то, чтобы не улучшилось, а стало ещё хуже, поэтому на ассамблее 993-го года в Винчестере, Этельреда смогли убедить, что все текущие неприятности являются результатом того, что он обидел монахов, забрав избыток земель у монастыря, и попал под проклятие. Король выразил раскаяние, и земли вернул, в обмен на что монахи провели 1500 месс и спели 1000 псалмов за спасение души короля.
Ведущую роль в этих переговорах играл именно Эльфрик. Что самое интересное, одно из владений, о которых шла речь, король вернул не аббатству, а лично Эльфрику. И в 995-м году, выдвинул Эльфрика на пост архиепископа Кентерберийского. Хотя ни мессы, ни псалмы от викингов не защитили.
Витан выбор короля одобрил, но вот монахи Кентербери - нет. И двое из них отправились в Рим, чтобы там папа назначил одного из них архиепископом. Папа Григорий V ничего подобного, конечно, не сделал - в тот момент Англия оттягивала от остальной Европы агрессию викингов, и расстраивать английского короля Риму совсем не хотелось.
Эльфрик был благополучно утверждён.
В рамках своей деятельности, он зарегистрировал несколько чудес на могиле св. Эдварда, посвятил трёх епископов в Уэльсе, и благословил брак короля Этельреда с Эммой Нормандской. А в своём завещании отписал королю «свой самый лучший корабль» с оборудованием для 60 воинов, чтобы королю не пришлось поднимать налоги для строительства новых кораблей. Менее лучшие корабли Эльфрик завещал другим важным вельможам. И землю Абингдонского аббатства, которую король ему подарил, он в завещании аббатству вернул.
Любопытно, что на гробнице Эльфрика в Абингдонском аббатстве было вырезано: «Guardian of the homeland of the English» и «Defender of the Kingdom». Очевидно, это самое первое упоминание о титуле Защитника Королевства, но почему так назвали Эльфрика - записей не осталось.
О св. Альфадже я писала. Это тот самый архиепископ, который запретил собирать для себя выкуп, и погиб от рук людей Торкелла Длинного, в результате чего тот перешёл на службу к королю Этельреду. Как мы убедились, с не вполне предсказуемыми последствиями. Правда, в те времена и позже, ходили упорные слухи, что в смерти архиепископа виноват вездесущий Эдрик Стреона. То ли деньги всё-таки были собраны, и Эдрик их прикарманил, то ли он спровоцировал смерть архиепископа, чтобы укрепить своё влияние на короля. Впрочем, Стреона был и остаётся настолько ненавидимой личностью, что, как выразилась Элеанор Паркер, если бы его можно было обвинить в нашествии норманнов, это было бы сделано.
Интересно, что архиепископ, на время которого пришлись самые турбулентные годы истории англосаксонской Англии, оставил по себе чрезвычайно мало замечательного. Эльфстан, или Лифинг, был назначен королём Этельредом на должность архиепископа Кентерберийского в 1014-м году. Но назначение архиепископа королём - это одно, а без подтверждения этого назначения Римом, архиепископ оставался не вполне легитимным, даже если возражений не предвиделось. А в те годы было не до поездок. Поэтому, епископов до самого 1018-го года посвящал архиепископ Йоркский. Но формальности не помешали Лифингу короновать Эдмунда Железнобокого, а потом - короля Кнута. В конце концов, короли меняются, а церковь вечна