Большой Госпиталь в Нориче - 1

Oct 23, 2014 10:34

Как я его искала... КАК я его ИСКАЛА!!:-D Казалось бы, такая достопримечательность, должны быть стрелочки и указатели, но... Всё, что я знала - это то, что он где-то за кафедралом. А кафедрал до сих пор окружен по периметру нехилой такой стеной. Я полагала, что нужно искать Бишоп Гейт, Епископские ворота, и даже их нашла, но за ними оказалось именно помещение для епископов. Мне и в голову не пришло, что Бишопгейт - это райончик города! Впрочем, не зря я кольца вокруг кафедрала вила. Во-первых, наткнулась на паб, который выглядел нереально сказочным, старинным, и утопающим в цветах:



Там, на улице, уже нежилась на солнышке компания из двух джентльменов и одной дамы, все в возрасте, который принято называть "сеньоральным", все одетые в подобающие воскресенью красивые костюмы. Они очень охотно мне рассказали, куда идти, и порекомендовали осмотреться по сторонам основательно - ведь Бишопгейт и Сент-Жиль очень мало изменились со Средних веков. Старые дома, узенькие улочки.



И я нашла традиционный монастырский садик. По запаху. Лаванда и розмарин благоухают на солнышке и в октябре.





И вот, наконец, я увидела заветную табличку:



Поскольку госпиталь - действующая территория, а не музей, особо фотоаппаратом я там не светила. Поэтому большинство материалов здесь взяты мной с сайта госпиталя.
Почему Сент-Жиль? Потому что госпитали обычно посвящали "профильным" святым. Св. Маргарет заботилась о роженицах, св. Бартоломью облегчал страдания больных кожными заболеваниями, св. Леонард был патроном кормящих матерей. Св. Жиль, помимо того, что помогал больным проказой, кормящим матерям и калекам, был известен тем, что отдал всё своё состояние бедным, и был особенно милосердным не только к раскаявшимся грешникам, но и к тем, кто вообще не успел покаяться перед смертью.

Собственно, устав госпиталя именно на помощь бедным и ориентировался. Там находили прибежище состарившиеся служители церкви, там кормили (и, зачастую, давали кров) студентов, которые выбирались из бедноты для дальнейшей учёбы по причине явной одарённости, там кормили нищих и бездомных, и там был большой госпиталь. Уставом госпиталя был выбран августинский, по причине того, что ритуалы этого устава были сведены до минимума, оставляя время для практической работы - для помощи и лечения. Ну как до минимума... Три мессы в день, включая одну за душу основателя, и воскресная месса в честь св. Жиля.

Основал госпиталь епископ, Вальтер де Саффилд, в 1249 году. Это был год, когда Священная Римская империя воевала с Ломбардской лигой, во Франции правил Луи Девятый, а в Англии - Генри Третий, сын короля Джона. Это был год Седьмого крестового. На фоне этих событий может выглядеть странным, что английский епископ всеми силами и при большой национальной поддержке начал то, чем закончил Генри Восьмой. Конечно, епископ Саффилд не ратовал за отделение английской церкви из-под эгиды Святейшего Престола, но он энергично высказывался за ограничение папской власти в Англии, считая, что английская церковь гораздо менее коррумпирована, чем папская власть сама по себе. Не эти ли радикальные взгляды спасли его детище от тяжёлой руки Реформации в будущем?



Печать епископа де Саффилда

Сент-Жиль, как и обычно госпитали Средневековья, был расположен сразу за городскими воротами тогдашнего Норича, на площади около 3 гектаров. Причиной была не только здравая мысль о том, что больных Бог знает какими болезнями не стоит размещать в городе. Скорее, причина была в том, что, во-первых, госпитали могли быть очень самодостаточными в плане снабжения себя продуктами. А во-вторых, в те дни шёл сильный упор на то, что в современных нам условия не то, что забыто, но не выполняется: терапевтическое воздействие природы.

Средневековая медицина признавала необходимость постельного режима только на моменты явного кризиса, упадка сил или раны. На кратчайший период. Исцеление же происходило не на больничной койке, а в садах. Лёгкая, по силам, практическая работа приветствовалась, и не по жадности до бесплатной рабочей силы, а именно как трудовая терапия, важность которой систематически недооценивают в наше время и сами пациенты, и органы здравоохранения.

Строительство госпиталей вокруг Норича началось уже в конце одиннадцатого века. Сначала, разумеется, появился госпиталь св. Марии Магдалины для прокажённых, которые как раз стали прибывать из Святой земли. Потом открыли госпиталь св. Павла для обессилевших путешественников, а также для "слабых, больных и беременных". Потом, в течение столетия, для прокаженных построили ещё четыре госпиталя.



Карта средневекового Норича (1249-1550)
H - госпитали
A - дома призрения
L - больницы для прокаженных

Епископ Саффилд написал для госпиталя и устав. Начальник госпиталя звался Мастером (и до сих пор зовётся), и его задачей были не только оперативные дела, но и присмотр за тем, чтобы о душе епископа заботились так, как он распорядился. Дело не в том, что де Саффилд был каким-то невероятным грешником или свернувшимся на религиозной почве фанатиком. Просто он верил в то, что Чистилище - не самое приятное место для души, а все знают, что сократить время пребывания в этом не самом приятном месте можно только путём молитв за данную душу.

Поскольку Большой Госпиталь специализировался именно на уходе за стариками и калеками, объединяя эту работу с функцией призрения, пациентами госпиталя не могли быть женщины - так перевели на современный английский параграф 32 Устава. Возможно, перевели неточно, потому что в 16-м веке среди пациентов точно были женщины, которым проводились «профильные» для этого госпиталя хирургические операции, требующие ампутаций или ортопедических вмешательств. Во всяком случае, женщины могли в Сент-Жиле работать, с самого основания. Устав предусматривал присутствие 3-4 женщин в качестве сиделок для больных. Они должны были менять постельное бельё (привет поклонникам теории "грязного Средневековья") и осуществлять практический уход. Правда, возрастом они должны были быть старше 50 лет. Думаю, не только потому, чтобы избежать соблазна. Просто пациенты меньше стесняются немолодых женщин. Скорее всего, это были именно приходящие работницы, или живущие на территории госпиталя вольнонаёмные мирянки. Я не поняла из устава, был ли Сент-Жиль смешанным госпиталем и монашеской общиной, потому что у Саффилда в уставе указано, что «сёстры должны спать в отдельном общежитии», а к временам Реформации в Сент-Жиле обитали 40 мужчин и 40 женщин. Непонятно, шла речь о жителях-мирянах, которым Сент-Жиль давал убежище, или о персонале, так сказать.

В больничном отделении должно было быть не менее 30 коек, и кормить ежедневно подлежало не менее 13 человек. Милостыня и денежная помощь выдавались из особого сундучка, в который собирались деньги от паствы и жертвователей именно на эти цели. Впрочем, финансовая основа для госпиталя была обдумана уже при его основании. Епископ Саффилд направил госпиталю доходы от шести из церквей Норича, и вместе они составляли 30-40 фунтов в год (около £33 390 в реальной цене на современные деньги). Надо сказать, эти деньги отнюдь не шли на удобства персонала, а именно на выполнение тех функций, для которых госпиталь и был основан. Более того, эти деньги были каплей в море.

К счастью, более или менее состоятельные люди в те времена считали необходимым и полезным делать пожертвования. Черта, сильно заметная и в современном английском обществе. Каждый делился, чем мог. Кто-то мог пожертвовать пенни, кто-то сотни фунтов, кто-то - постоянный доход от одной или нескольких аренд. Крупнейшей благотворительницей Сент-Жиля была Изабелла де Кресси, вдова и крупная землевладелица. Семья де Кресси имела в этом деле свои традиции. Свёкор леди Изабеллы в своё время оставил деньги не только на молитвы за души своих предков и себя, но и за души короля Генри Второго и его брата. А Уильям Данвич, богатый горожанин, оставил в 1272 году распоряжение, что из оставленного им наследства госпиталю должны ежегодно идти суммы на содержание пяти недееспособных обитателей. Всего где-то за столетие (с середины тринадцатого до середины четырнадцатого веков) госпиталь получил 260 дарственных, и записи о каждой сохранились в Liber Domus Dei. К счастью для Сент-Жиля, там всегда понимали важность открытой финансовой политики.



А потом настали чумные времена, перевернувшие всю экономику Англии, и госпиталь встал перед дилеммой. Помощь обездоленным надо было расширять, но финансовый поток иссяк. Нужно было решать, на чём экономить. Экономия нашлась в решении передать те оборонительные укрепления города, которые поддерживал Сент-Жиль, в ведомство самого города - с землями, на которых они были расположены. С тех времён сохранилась одна крепостная башня, Cow Tower.



Англия

Previous post Next post
Up