Длинно и в основном для себя - надо разобраться. ИМХО от начала и до конца.
Моя жизнь затоплена двумя явлениями. Это оперетта и Антон Павлович Чехов.
Предыстория.
Неделю назад я, признаваясь в любви:), запела внезапно (от избытка, наверное, чувств) из "Мистера Икс" - то, которое "манеры, походка, улыбка, цвет глаз...". И накрыло меня, и никак не отпускает. Слушаю все подряд арии, дуэты, терцеты [...] из кальмановских оперетт. Прекрасно. Люблю этот жанр, этот театр, эту музыку - а остальные пусть как хотят. Как сказала (по-моему, абсолютно гениально сказала) недавно в своем журнале
lotta20: "понимаю несогласных, но не хочу их слушать, пусть не лезут, а ищут своё любимое".
Это - первое. Второе. Параллельно наблюдаю следующее - все и везде обсуждают Чехова, точнее - его пьесы. Ну, не все и не везде, конечно, а только те и там, где это теоретически возможно. Но там, где возможно - там уж точно! Речь в основном о комедиях Антона Палыча - о том что же это за комедии и что это за юмор. Вообще, это отдельный крупный философско-филологически-театральный вопрос, я пыталась на него рассуждать и устно, и эпистолярно... Но здесь и сейчас, пожалуй, не буду.
Так вот, дальше, извините, мировоззренческая концепция в контексте искусства.
Сначала об оперетте. Я давно уже думаю о ней думы, иногда горькие, но в последнее время скорее воодушевляющие меня.
Оперетта - это далеко не то, за что мы привыкли принимать ее, а нечто гораздо большее. В яркой и, казалось бы, абсолютно бессмысленной и бездумной оболочке - очень важное, может быть даже самое главное. А именно - верное, я бы даже сказала, здоровое отношение к жизни.
Самое для меня главное в этих сюжетах и героях - это, во-первых, легкое отношение к проблемам, чувствам, жизни и - главное - самим себе. Это оперетта демонстрирует, пропагандирует и этим же заражает. Как иллюстрацию вспоминаю свой любимый терцет из "Фиалки Монмартра", где абсолютно нищие, но счастливые и талантливые люди поют:
"...Музыкант, художник и поэт -
Мы не зря появились на свет.
Нам бы только получить совет:
Как творить, когда завтрака нет?
Но настанет час - мир узнает нас
И мильон афиш увидит весь Париж..." ну и так далее.
Дело в том, что все наши проблемы созданы нами же - сознательно, а чаще абсолютно неосознанно. Страдаем, мучаемся, разочаровываемся и устаем от жизни мы по собственному согласию, более того - желанию. Нас никто ни к чему не принуждает. Но мы привыкли жить "как люди", а люди бывают счастливыми только в сказках и оперетте - это заблуждение глубоко сидит в нас, в сознании, подсознании и генетике. И быть счастливыми мы не хотим или просто не верим, не предпологаем, что можно. Или не решаемся.
Оперетточное отношение к жизни, в том числе к проблемам - самое здоровое, как бы по-дурацки это не звучало. Можно соглашаться, можно - нет. Доказательством могу предъявить одно - это работает.
Это было "во-первых". Во-вторых - тоже очень важный аспект оперетты. Искренность и глубина переживания. Чистота чувств и отношений. Все сказанное до этого не означает, что надо забить на все и вообще ни о чем не думать и не беспокоиться. Это не так. Жить - надо, чувствовать, страдать, переживать, любить - надо, по-настоящему, с головой и по уши. Но - легко. И в удовольствие. Это необходимый, единственно ценный опыт. Ради этого и живем. Но можно получать этот опыт в борьбе и муках, а можно наслаждаться процессом и проживать ярко и в полной мере все, что нам послано. Каждый день, каждую встречу, каждый шаг. А не только Новый Год и День Рождения :)
Вообще, оперетта - очень чистый, неизвращенный, духовный жанр. В ней нет ни капли пошлости, но есть искренность, мораль и светлое начало. Именно поэтому оперетта была так популярна в советское время и использовалась как средство пропаганды и источник морального подъема. И именно поэтому сейчас ее стараются отправить в утиль или уж на крайний случай - извратить и отвести от изначального смысла как можно дальше. Но это, впрочем, снова отдельный серьезный разговор.
Итак, резюме. Если согласиться со мной, что смотреть на жизнь легко, не создавать себе проблем и мучений собственными руками и не переносить себя самостоятельно в собственный персональный ад - с одной стороны, и наслаждаться жизню, допускать в себя настоящие чувства, переживать и набираться личного опыта - с другой - это здоровая позиция, то мы видим, что оперетта транслирует нам наглядный, хотя и несколько утрированный и упрощенный пример.
Теперь, внимание, вопрос. Все, казалось бы так просто и сказано уже миллионы раз. "Каждый сам кузнец...", "хочешь быть счастливым - будь.." - навязло на зубах, прописные истины. Почему же не работает? Почему не получается просто быть счастливыми? Почему жить - тяжело?
Засада в том, что мы очень глубоко сидим в паутине искусственных сценариев, привычек - чужих и собственных, ложных целей. Большую часть жизни мы катимся по инерции, все больше увязая. Все дело в том, что мы глубоко внутри нашей нынешней жизни, мы в ней по уши. Когда мы пытаемся разобраться что же нас не устраивает и в чем причина - мы судим изнутри, находясь в потоке событий, эмоций, оценок. Мы не можем "вынырнуть", не можем отстраниться, "отзумить" и посмотреть на собственную жизнь со стороны. Не можем увидеть со стороны себя и собственные поступки, не успеваем даже понять что мы делаем и зачем. А когда что-то касается нас лично, нас это задевает и волнует - мы судим обо всем со своей колокольни, эгоцентрично, от себя и для себя. Поэтому оценки получаются субъективными, поступки - неадекватными.
Другая сторона - в повседневной жизни и мы очень мало осознаем. Большую часть действий мы совершаем по привычке, реакции выдаем на автомате, не видим живых людей, которые нас окружают, а общаемся с представлениями о них. Не успеваем прожить и даже толком понять, что происходит. И получаем те же результаты - субъективно, неадекватно.
И вот мы приближаемся к Антону Палычу Чехову. "Три сестры", "Чайка" - какие же это комедии? Почему именно комедии? Что смешного? Все герои чеховских пьес - люди глубоко несчастные. Сестры, мечтающие "в Москву, в Москву" - хочется, да вот беда - не получается. Несчастная актриса Заречная, ни прима, ни мать, ни жена. Константин Гаврилыч Треплев, потерявший смысл жизни и пустивший себе пулю в лоб. Полина Андревна - замужем за нелюбимым, влюбленная в равнодушного. Ее дочь Маша - повторившая этот сценарий один в один, до малейших подробностей. Где тут, спрашивается, комедия?! Что смешного? "Клиника", как сказала одна моя знакомая-психолог. Над этим вопросом мы бились долго.
Но интересная вещь - чеховские страдальцы страдают чуть ли не с мазохистским упоением. Каждый сам выстроил для себя камеру пыток, сел в нее и заперся.
И вот та же проблема - надо ведь только на минуту "вынырнуть", посмотреть со стороны на себя самого и свои проблемы. Большинство из них - умозрительны, а иногда и смехотворны, и берут начало в наших же собственных головах. Поняв это можно все исправить и начинать потихоньку жить долго и счастливо. Но никто этого не делает, не считает нужным. Напротив - считают себя фигурами важными и трагическими. Снизить собственную, внутреннюю важность и взглянуть на себя с юмором, трезво, критично и отстраненно - вот чего добивался Чехов. Вот почему комедия. "Люди! Посмотрите на себя со стороны, посмейтесь над собой и перестаньте отравлять собственную жизнь" - такой я вижу в его пьесах посыл - я, конечно, упрощаю, но в данном контексте примерно так.
И вот мы пришли, собственно, к морали. Выходит, что оперетта, что Чехов - как-то дело-то - внезапно! - в одном и том же. Оперетта дает нам положительный пример - как можно жить. Чехов дает пример отрицательный - как жить не стоит. О выходе, который я вижу я уже сказала.
А дальше - выбор за каждым из нас. И ответственность за нас - на нас. Ну что ж... Вперед, что тут сказать :)
Ну вот как-то так.