В спектакле все должно быть прекрасно. Здесь - именно так.
Гигантские обломки рам, зависшие над сценой в разных плоскостях, гигантские обломки рам на сцене. Узкая койка, превращающаяся в мольберт. Тусклый желтый свет, волшебным образом перекраивающий и преображающий пространство. Гоголевский текст, гениальный, глубочайший, выверенный. И, конечно же, музыка. И музыканты. И, конечно же, Евгений Редько.
Редько - невероятный. Филигранно точный, характерный, безумно энергетичный. Он очень точен в каждом жесте, в каждом слове и движении. Очень яркий - и эмоционально, и внешне. Внешность, вообще, крайне неординарная - характерная, запоминающаяся, необычная. А энергетика… Меня потряхивало в такт переливам интонаций его голоса. А еще четко помню, как во время одного из монологов на авансцене я отчетливо почувствовала движение воздуха - так ощущаешь дыхание человека, стоящего очень близко. А мы, хоть и в первом ряду - но все-таки на приличном расстоянии. Я несколько минут ошеломленно обмозговывала этот факт - можно ли физически ощутить дыхание говорящего на расстоянии двух-трех метров? С бытовой точки зрения - нет. Но учитывая понятие «энергетика» - выходит, что можно. Все зависит от «мощности». А Редько на редкость мощный.
Редько оживил гоголевский текст - «Портрет» звучит вовсе не книжно, не как литературное чтение. Звучит живо и по-настоящему.
Просто гениально использована в спектакле музыка. Она вызывала не меньше эмоций, чем игра. Она была не фоном, не оформлением, а полноправной, определяющей частью действия. Играют струнный ансамбль «Эрмитаж» и гобой - Алексей Уткин. Играют просто великолепно, абсолютно безупречно. И музыка безупречно вплетается и в текст, и в пространство спектакля. В первой части музыка - словно отражение души, мыслей, чувств Чарткова. Она ликует, мечется и сходит с ума вместе с ним. А во второй части словно ведется диалог. О добре и зле, жизни и смерти, о важном, вечном и страшном. Мелодия и переливающийся интонациями, изменчивый голос Редько.
Спектакль прекрасен всем. Но уверенности он не внушает. Он захватывает и уводит в мир Гоголя - мистический, глубокий, сумеречный. Заставляет думать о том, о чем никогда не думалось в повседневной жизни - или не хотелось думать. Да так и бросает там.
Спектакль очень меня задел. Тема разрушенной жизни, загубленного таланта… Зависти - затмевающей все, разъедающей изнутри. Страшно.
Легче становится, когда вспоминаешь одну из сцен спектакля. Там художник, создавший дьявольский портрет, стоит на коленях, в лучах ослепительного, щедро льющегося сверху света. На его лице - облегчение, радость очищения и раскаяния.
Значит, темная, неодолимая сила, которая вертит людьми, словно бумажными куклами, и мнет их, рвет в клочья - не единственная. Значит, не все на свете подвластно этой силе. Значит, есть что-то иное - светлое, мудрое, всевидящее.
Тогда не так страшно. Тогда легче жить.
Фотографии Екатерины Цветковой. С сайта www.ramt.ru