Не надо звать Генри...

Feb 27, 2010 16:15

"Смешные деньги" в Сатириконе можно смотреть бесконечно! Разные составы, динамика, какие-то уморительные детали - скучать невозможно!
Казалось бы, откуда тут взяться смыслу и глубине, комедия - она и в Барселоне комедия, тем более, комедия положений. Но нет. Как-то постепенно, плавно, незаметно спектакль поднимается над бытовым уровнем: герои уже не просто мечутся в рамках этих дурацких ситуаций - они меняются. Они становятся совершенно другими людьми. Начинается все, конечно же, с Генри - с его стремления куда-то туда, вврех, к мечте, к другой жизни (неважно, где - в Барселоне, на Бермудах, где угодно)! Постепенно этот вихрь подхватывает остальных: сначала Бетти, потом и Виктора, таксиста, полицейских и даже упрямицу Джейн. Спектакль наполняется этим стремлением к счастью, ожиданием - радостным ожиданием, предчувствием хорошего и удивительного, из кутерьмы становится мощным порывом, броском - туда, к счастью, к свободе! И это в нем - самое главное, самое ценное. А деньги - не самоцель, они даже не становятся причиной происходящего - они просто повод. Повод измениться, рвануться, взлететь. Далее они не ирают абсолютно никакой роли.
Еще в первый раз я постоянно боялась, что все вот-вот ополчатся против Генри, и начнется банальнейшая драка - это могло случиться, это даже должно было случиться - на прежнем, бытовом уровне. Но эта верность друзей и их вера в Генри, эта необычайная сплоченность безумного "семейства" Перкинсов-Браунов тоже работает на "подъем", на отрыв от бытового уровня этой истории. В ней появляется какая-то особая трогательность, романтика.
За счет чего преображается эта незамысловатая, пошленькая история? За счет блестящего, осмысленного, наполненного энергией исполнения, думается мне.
Актеры восхитительны, хочется отдельно выделить каждого.
По-новому увидела Аверина - в прошлый раз мне показалось, что он не делает своего Виктора живым человеком, что он схематичный набор "гэгов". Но теперь я, пожалуй, от этого мнения откажусь. Макс меня восхитил! Все, люблю его - окончательно и бесповоротно :)) Он как-то ожил, я увидела живого Виктора - очень смешного, милого, трогательного. Аверин из тех актеров, которым не нужно напрягаться, чтобы заразить, захлестнуть своей энергетикой. Ему достаточно, например, улыбнуться :)
"Сложился" для меня и Якубов. Очень хороший, точный - верю! Его язвительный шутник Дэвенпорт тоже втягивается в этот "рывок к счастью" и присоединяется к дружному семейству.
Владимир Иванович Большов просто невообразим! Восхитителен! Его Слейтон вроде и кажется поначалу таким скромным добряком... Но потом! Как он разозлится, как разорется! Как, ликуя, убежит с тремя чемоданами! Если о Слейтоне-Климове было ясно, что он действительно пойдет к начальству, сдавать и преступника, и "добычу", то со Слейтоном-Большовым это вопрос весьма спорный... А сказать все это можно одной фразой: БОЛЬШОВ ЖЖОТ!
Трибунцев - очень хорош! Очень живой, настоящий, в начале - умилительно добрый, трогательный. Ну и, конечно, финал: "Что это вы тут расселись?" ;))
Можно сделать вывод по 2-м составам. Климов и Гудеев, бесспорно, хороши, они - большие молодцы. Но Большов и Трибунцев - это все-таки наше все, и сравнивать тут нечего :)
Елена Ивановна Бутенко!! Ка-ка-я женщина!!! Невообразимая! Ши-кар-ная!! Теперь я нежно люблю все семейство Бутенко-Райкиных, без исключений!
Лика Нифонтова... Не люблю ругать артистов, нехорошо. Скажем так - это не ее роль. В "Доходном" я Нифонтову вполне полюбила... В "Деньгах" она как-то не совсем на своем месте. И в этой роли, в любом случае, лучше видеть Граню.
Ну и главный герой - Денис Суханов. Тут даже и непонятно, что сказать. На фразу "Суханов прекрасен" сам собой напрашивается ответ: "Спасибо, Кэп!". Филигранная точность, энергетика - все это очевидно. Ко всему прочему - очень тяжелая роль. Денис практически не сходит со сцены, к тому же, Генри находится в постоянно напряжении, "на нерве". Огромное количество сил и энергии выплескивается в этой роли, это видно и чувствуется! Чувствуется и очень ответственное отношение к работе, к роли - ни грамма, ни секунды халтуры! И, помимо прочего, Генри Перкинс потрясающе красив - балетная пластика, отточенная красота каждого движения - великолепно!
Суханов определяет ход спектакля, "держит" его, энергетически, эмоционально - и делает это мастерски! Просто счастье - видеть такую игру!
И, конечно, нельзя не сказать о потрясающе красивых сценах: когда герои перекидываются вещами (а над ними зажигается "звездное небо" с названиями стран и городов, такими блистательными, манящими), когда Генри и Виктор дважды "выманивают" нужный чемодан у Слейтона - это невероятно здорово, просто танец!
И просто поразительная, неожиданно трогательная и лиричная сцена, где Генри и "девочки" разыгрывают Виктора - "улетают" в Барселону без него. А потом - все-таки приглашают "на борт". Вот тут-то - настоящий Аверин, прекрасный! Сколько горя, обиды - сначала (на глаза наворачиваются слезы) и какое счастье - в конце! Эта счастливая улыбка - разве что не брызжет искрами, как бенгальский огонь! Великолепно!
А финале, после сакрального ".... ....!" спектакль просто взлетает! Взлетают герои, чемоданы, а вместе с ними и зал. Спектакль сыгран настолько энергетично, что и нас втягивает в "водоворот", и кажется, что и ты вместе с ними, с Перкинсами и Браунами, вот-вот взлетишь и вступишь в какую-то новую, очень счастливую жизнь! Вот в этой счастливой надежде, в этой вере в чудо, в этом преображении из простого человека в смелого и счастливого - в этом и есть волшебство театра.
Как здорово, что это чудо у нас есть!

И как жаль, что оно вот-вот закончится... Герои станцуют свой феерический танец еще три раза.
Потом, наверно, еще не раз захочется позвать: "Генри!", и ответ будет один: "Не надо звать Генри. Это бесполезно". И тогда это внезапно окажется сущей правдой.
Одно утешение - Генри в этот момент будет там, в Барселоне, в своей мечте...

впечатления, Сатирикон, театр, культпоход

Previous post Next post
Up