Доходное место

Jan 31, 2010 02:25

И снова у меня "то густо, то пусто". Нет бы, как все люди - ходить в театр раз в неделю! А я сижу месяц, а потом неделю буквально живу там... Но я исправлюсь! ;)
А идти на "Доходное место" после "Лира" - это была весьма... скажем так, оригинальная идея.
Февраль торжественно объявляю месяцем комедии и прочего "легкого жанра"! Хватит с меня пока :)

Итак, "Доходное место".
Основная мысль, которая просто колотилась в голове после спектакля: "Где же, где она - комедия?!"
Не-е-ет!.. Не вышло комедии. Нет ее здесь.
Не вышло и сатиры, не вышло насмешек над глупостью, над жадностью, над чиновниками.
Вышла история о людях. Не о хороших и плохих персонажах, не о добре и зле - о людях.
О людях, которых ломает жизнь.
Недавно я писала практически то же самое о "Лире". Может, это я так воспринимаю однобоко... А может, время такое, и так теперь звучит классика. "Нет в мире виноватых. Правы все".

У Островского, насколько я понимаю, в центре - конфликт. Конфликт честности, духовности, принципов, добродетелей, имя коим - Жадов и глупости, жадности, корысти, чинопочитания и разврата, имя коим - легион. Там, во втором лагере, все остальные: мерзкие чиновники, мадам Кукушкина, Юлинька, а под конец и Полина. И, конечно, Аристарх Владимирыч Вышневский, циничный взяточник, желающий купить любовь молодой и правильной красавицы-жены.
Возможно, это даже страшно, но моменты, которые должны бы вызывать возмущение - не вызывают оного. И Вышневский, говоря "Какая девушка не захочет выйти за богатого, пусть он будет стариком или уродом? Какая мать задумается при этом?", обращается в зал. И встречен он здесь, как мне показалось, не с возмущением, а с пониманием.
И дальше - больше. Замужняя Полинька, живущая с Жадовым в "честной бедности", скучающая в одиночестве кажется несчастной. После этого жалость и ласки матери не выглядят лицемерием и подстрекательством. Они выглядят как нормальное материнское чувство.
Юсов и Белогубов предельно очеловечены. Юсов твердит о семье, Белогубов искренне восклицает "Люблю я жену!". Да, глуповатые, да, корыстные. Но не омерзительные, а даже симпатичные.
А Жадов, который, отстаивая свои принципы, слышать не желает о том, чтобы порадовать любимую женщину - не вызывает сочувствия. Сцена «ломки» Жадова цепляет, она трагична… Но не настолько, чтобы изо всех сил сопереживать. Не настолько, чтобы оплакивать его «разбитые мечты». Он не априорно прав здесь, он не "титан духа" и не высокодуховный человек. Он - просто глупый мальчишка, пустой идеалист, он эгоистичен и самовлюблен. Этот Жадов не олицетворяет добродетель и правду.
Так же, как и Вышневский здесь не олицетворяет низость, корысть и жадность. Он - глубоко несчастен, он любит, очень любит красавицу Анну Павловну. И страдает. Его попытки купить любовь не кажутся низкими, не вызывают отвращения. Вызывают они сострадание и понимание.
А ведь Суханов-Вышневский, помимо прочего, еще и красив, умен и благороден.
В первой сцене начинает щемить сердце от отчаяния отвергнутого Аристарха Владимирыча. В последней же сцене сердце защемляет окончательно: «Как он переменился!»… Вышневскому настолько плохо - и физически, и морально - что становится просто страшно. Он теряет все: должность, репутацию, любимую женщину, жизнь рушится на глазах.
На фоне этого Жадовский ликующий монолог: «Я буду ждать тех времен, когда взяточники будут бояться суда общественного больше, чем уголовного» - не выглядит торжеством правды и справедливости. Он выглядит, простите, издевательством. И финал просто рвет душу.

Нет радости, нет злорадства, нет торжества. Только сочувствие к этим людям, судьбы которых так странно и жестоко переплелись. И трудно дышать, и щиплет глаза отчего-то…
Я не говорю, что это плохо. Просто это так. Или так это мне показалось :)

И вот пишу я все это и думаю: не артист ли Суханов виноват, что так сместились акценты? Возможно, я так страдаю именно за сухановского Вышневского… Как знать.

Но это все моральные терзания. А ведь стоит отдельно отметить и постановку. Чудовищно красивый спектакль! Очень стильный, выдержанный, точный - ничего лишнего, каждую секунду спектакля всё и все - на своем месте. Черно-белая гамма, полутона… Великолепные костюмы. И масса прекрасных сцен: пляска Юсова - просто чудо, Жадов с Полинькой на вращающемся диване - очень красиво… Ну и конечно финал, где вся мебель плавно взлетает под потолок. Словно пространство рушится и ломается, так же, как рушится и ломается жизнь героев…

И, как всегда, блистательные актерские работы.
Про Суханова можно сказать еще 10 раз по столько же, сколько уже сказано. Вышневский силен неимоверно. И… И не знаю, как еще достойно описать :)
Алексей Якубов - Юсов - отличный. Смешной, серьезный, разный, достоверный.
По-новому увидела Марьяну Спивак. Все-таки хорошая актриса и красавица, к тому же :)
Лика Нифонтова в роли Кукушкиной - отличная. Ярко, задорно, очень энергично и очень смешно. А в этой комедии нечасто было смешно :)
Полина Райкина (Юлинька) - чудесная. Люблю ее очень! Не хуже и Глафира Тарханова - Полинька.
Кузнецов в роли Досужева - как вспышка. Короткая, но очень яркая.
Слуги - просто чудесные.

И, в конце концов, наш герой… Алексей Бардуков в роли Жадова. Если абстрагироваться и ни с чем не сравнивать - очень неплох. Но я так наслышана о Жадове в исполнении Суханова (так было несколько лет назад, в «первой версии» спектакля), что несколько раз не выдержала и пыталась представить: какой он был тогда, голубоглазый Жадов с романтическими кудрями? По всему выходило, что отличный был. Что не был он жалок и глуп, что он вызывал то сопереживание, какое сейчас вызывает Вышневский. Все-таки, странная штука: в принципе, в пьесе два «силовых полюса» - Вышневский и Жадов. Но первую роль играют, без ложной скромности, ведущие артисты театра, «премьеры» (два состава: Суханов и Аверин), а вторую - очень молодой артист. Это оправдано возрастом персонажей… Но не от этого ли «переклинило» пьесу, не от этого ли сместились акценты?

И... Все-таки, наверно, здорово в театре любить исключительно спектакли. Не переходя на личности и не «зацикливаясь» на отдельных актерах… Но как - когда актеры такие замечательные?
Так что с Бардуковым я пока не разобралась. Неплох - это точно. До сцены «ломки» и монолога на столе даже хорош, наверно… Ну, как минимум, ему есть где расти ;)

Очень серьезная вышла комедия. «Однозначно неоднозначная».
И очень красивый вышел спектакль. Эстетически прекрасный.
Такие дела :)

впечатления, Сатирикон, театр, культпоход

Previous post Next post
Up