И еще раз о сбыче мечт

Dec 15, 2009 20:27

А вот теперь я все-таки расскажу вам, как я люблю Сатирикон и какой прекрасный "Король Лир" там идет. Никакого анализа и в помине не получилось... Зато с душой ;)

Итак.
Я люблю, безумно люблю Сатирикон.
О, какой театр! Какая труппа! Сильнейший состав, все до одного - Артисты с большой «А». Какой Константин Аркадьевич, какой Аверин, какой Суханов!.. Какие Граня, Марина, Лена, Яша!.. Восторг. Большая редкость - такой состав.
А какая постановка!.. О, эти метлы, эти ведра, белила, этот красный ковер и эта ужасающая красная кукла… Эта финальная сцена - не побоюсь этого слова, гениальная! Эта музыка! Откровенное "браво" Юрию Николаевичу Бутусову.
Поразительно. Через эти громадные, громоздкие символы, через этот гротеск, через этот местами почти цирк, спектакль - пугающе настоящий. Пугающе правдивый. Страшный. Хочется вместе с Эдгаром вскочить и закричать: «Страшно! Страшно!!!»
Эти образы и символы - они как-то, знаете, переходят все глубже, в иной пласт, куда-то в бессознательное.
Надо видеть, друзья.
Интересно смотреть спектакль не в первый раз. А вот во второй хотя бы.
За год «Лир» изменился. То есть, в общем и целом, конечно, он остался прежним, однако в деталях, каких-то мелочах - заметно. Тут сразу видно, как подействовал на меня спектакль год назад: я все прекрасно помню ;)
За год изменился не только «Лир». Я тоже меняюсь, кажется :) Многое воспринимается иначе. Интересно.
Местами даже обидно, что не в первый раз - все-таки ту остроту эмоций не вернуть. Уже не как тогда: «Я позову врача. Я ранен в мозг!»...
Но, с другой стороны - много своих в этом интересностей.
Дай Бог, не в последний раз :)

А еще театр дает, знаете ли, некую иллюзию причастности. Приятную весьма и весьма. Вот в синематографе, к примеру, нет этого. Там, чаще всего, актер - ну и актер, ну и ладно. А в театре они как-то очень западают в душу. Становятся такими родными, такими «своими». Иногда думается: «Боже! Как же здорово, что я живу здесь, в Москве. И они тоже здесь. Как же живут эти несчастные люди где-нибудь в Новосибирске, совсем-совсем без возможности сходить в Сатирикон?..»

Но, вообще-то говоря - очень тяжелый спектакль. Тяжелый эмоционально, резкий.
И мне вот страшно подумать, насколько же он тяжелый для актеров.
Героические, все-таки, люди. Это же безумно тяжкий труд! Попробуйте вот так вот пару раз в неделю 3 часа кряду сходить с ума, предавать, убивать и умирать... Никогда не поверю, что это легко.
Ну и побрюзжать.
Снова, как и в прошлый раз, зал хихикал. Не глобально, локальненько так, но ощутимо. И хихикал долго. Почти все первое действие, и во втором периодически. Проблема в том, что в этом спектакле и в этой пьесе вообще особо негде похихикать. В начале еще куда не шло, особенно когда Освальд-Яша периодически доставляет («Караул, режут, караул?» ;) )… Но к середине, к концу, когда идет такой накал, такой трагизм, такое напряжение?! Я даже не ворчу, мне просто очень интересно: над чем, над чем же смеются эти веселые люди?
Вот, например, всегда смеются на сцене с Эдгаром, Глостером и выскочившим из ямы Лиром. Знаменитый лировский монолог, где «бессмыслица и смысл - все вместе». Да, Константин Аркадьевич играет это задорно, в каком-то смысле забавно. Но! Какое страдание, какая боль проскакивают в его глазах! И это - самое страшное. Я здесь всегда плачу. А кому-то смешно…
Люди! Ну если вы такие веселые, ну что же вы идете на трагедию? Что же вы на Шекспира-то?!
Не понятно.
Ходивший с нами человек предположил, что граждане, возможно, неосознанно (а, может, и сознательно) стесняются слез и эмоции выходят через смех, эдакое нервное хихиканье. Но меня не убедило как-то...
Но это все не суть. Главное - отличный спектакль в отличном театре.
О том, насколько он "про жизнь" свидетельствует наша философская дискуссия, разгоревшаяся на обратном пути. До хрипоты обсуждали моральные оценки и возможные точки зрения. Зацепило всех. Шекспир вообще удивителен в своей актуальности...
И, несомненно, I’ll be back. Иначе уже никак :)

впечатления, Сатирикон, театр, культпоход

Previous post Next post
Up