Оригинал взят у
drugalev в
Парадокс: быть умным стало сложнее Картинка для привлечения внимания - сейчас иначе нельзя.
Сразу оговорюсь, в понятие "умный" я вкладываю общую образованность, грамотность, адекватность мировосприятия и т.д. Для этого не надо в уме решать сложные тригонометрические задачи или знать 10 языков. Это просто адекватный человек. Всесторонне подкованный, как принято говорить.
Вот о чём я хотел высказаться. Давайте сравним двух подростков - советского и нашего современника. Как они получают информацию? Какой доступ к ней имеют? Кто расставляет приоритеты? Кто является фильтром, отличающим мусор от золота, помимо самого школьника?
Алиса с презрением смотрит на современное поколение.
Исследуемый: подросток советский обыкновенный.
Отличительные черты:
1) Источники для получения информации: школа и книги, несколько процензуренных ТВ-каналов
2) Фильтр информации: страна (то есть цензура в СССР, нормы морали, воспитание советское) + родители
Советский подросток при наличии свободного времени тянулся к книге. Или шёл в секцию спортивную. Или в клуб, где мог учиться играть в шахматы, на гитаре и т.д. Вот представьте ситуацию - он слышит на улице непонятное слово. Запомнил. Пошёл в библиотеку, нашёл нужный словарь, узнал дефиницию. Провёл работу. Привык вкладывать силы, чтобы получить информацию. Включает ТВ - там научно-популярная передача. Количество программ ограничено пальцами руки. Рекламы нет. Идёт практически ежедневная работа над собой. В меру способностей, конечно. Но даже гопники советские сейчас поставили бы шах и мат довольно подготовленному современному ребёнку - это можно изучить, посмотрев записи передач времён перестройки. Умеют строить фразы, умеют излагать свои мысли. Я уж молчу о советских интеллигентах - это и вовсе уникальные люди. Я каждый раз офигеваю, когда, включив канал "Ностальгия", попадаю на ток-шоу, где зрители обычные могут задать вопросы, поучаствовать в дискуссии. Великолепно излагают свои мысли. Мозг ощущается, понимаете?
Дети познают мир, играя в "Весёлого фермера".
Исследуемый: подросток современный обыкновенный.
Отличительные черты:
1) Источники для получения информации: интернет, книги, интернет, сотни ТВ-каналов, интернет. Ну, и интернет ещё, пожалуй.
2) Фильтр информации: если убрать родителей, то его практически нет. А ведь родителей тоже никто не фильтрует.
Советский подросток, покусывая заусенцы, завидует современному подростку. Ведь у нынешних детей есть всё для самообразования! Любая книга, любая музыка, любой фильм, любая информация буквально в минуте от получения. Но почему же вокруг столько ошалелой тупости, неадекватности и прекрасно себя чувствующей тупни?! А всё просто. Опять представим, что у нынешнего подростка есть свободное время, что он сделает? Убьёт его одним из сотен способов. Убьёт = не привнесёт ничего в свою дурную молодую башку. Больше нет и вызова от других подростков - умные ребята, читающие книги, вынесены в касту "гиков и задротов", а остальная бурлящая масса примерно одинакового уровня развития. Услышал умное слово? Тут же в смарт - прочитал, понтанулся - забыл. А зачем? Теперь всегда под боком любая инфа. Не тратишь сил, значит, и не запомнить не жалко. Никакой фильтрации информации. Мозг не тренируется чтением, он выхватывает яркое, кричащее. Становится поверхностным. Ленивым. Людям порой лень даже вкладку в браузере открыть, они просто пролистывают что-то требующее понимания. Поэтому любое интервью, взятое у стандартного подростка, выглядит нелепо. Двух-трёх слов соединить они не в силе. Беда и парадокс. Человечество, получив доступ к пебибайтам (ага - услышали, проверили в вики, забыли) информации, стало глупеть.
Вывод: чтобы заниматься развитием населения, воспитывать любовь к получению информации, приучать правильно её обрабатывать и ценить нужны запреты. Даже не запреты, а нормирование. Возможно ли этого достичь сейчас - увы, нет. Поэтому процесс деградации, имхо, не остановить. Неутешительный вывод, ага.