ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (гомео... + лат. sexus - пол; синоним - гомоэротизм, гомофилия, сексуальная инверсия, эквисексуализм), сексуальное отклонение, характеризующееся сексуальным влечением (либидо) к лицам своего пола. Жаргонные названия гомосексуалистов в различных странах разные. В нашей стране мужчин-гомосексуалистов называют "голубыми", женщин - лесбианками. С середины прошлого века термин "гомосексуализм" употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только полового влечения) между лицами одного пола.
Гомосексуализм известен с древнейших времён, сюжеты на эту тему встречаются на наскальных изображениях каменного века. По данным сексолога А. М. Свядоща, он имел место ещё у неандертальцев. С древнейших времён и до настоящего времени гомосексуальные контакты известны практически во всех странах. При этом в ряде из них в отдельные исторические эпохи такие связи поощрялись.
Гомосексуализм наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Частота его, по данным разных авторов, различна, но в целом принято считать, что частота гомосексуализма варьирует от 1 до 4% у мужчин и от 1 до 3% у женщин.
По ролевому поведению выделяют активных и пассивных гомосексуалистов, исходя из того, что во время половых сношений (во время коитусов) один или одна из партнёров играет активную (мужскую) роль, а второй или вторая - пассивную (женскую), но чёткое распределение этих ролей при половых актах не всегда можно определить, особенно у женщин. Мужчины-гомосексуалисты, желая доставить большее удовольствие друг другу, часто меняются ролями.
- Что делать, чтобы не допустить развития у ребенка гомосексуальной ориентации?
Сама постановка вопроса некорректна. Мы должны стремиться не оградить ребенка от чего-либо, а воспитать из него полноценную личность. И для этого родителям «всего-навсего» нужно жить по заповедям Божиим, любить друг друга, правильно распределять роли в семье, быть хорошими папами и мамами своему ребенку, учить его строить взаимоотношения с окружающим миром. Это является самым важным для воспитания здорового ребенка в принципе.
Следует понять, что воспитание - это одна из самых важных и сложных задач, стоящих перед семьей, и в этом процессе должны участвовать по возможности все члены семьи - мама и папа, бабушки и дедушки, другие родственники и крестные. Именно детские годы влияют на то, каким вырастет ребенок. Поэтому здесь нельзя руководствоваться эмоциями, родителям всегда следует самим учиться воспитывать, быть готовыми признать свои ошибки и исправляться.
Успешно справиться с задачей воспитания могут только те мама и папа, которые успешно решили вопрос взаимоотношений со своими родителями, получили самостоятельность и научились быть для друга любящими супругами. Без этих двух условий очень сложно воспитать здорового ребенка, ведь все проблемы родителей отразятся именно на нем, беззащитном перед неправдой и несовершенством этого мира. Эти вопросы должны быть решены еще до появления младенца на свет.
Уже в утробе матери ребенок должен чувствовать, что его любят, его ждут. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность (в том числе в выражении своих эмоций), ощущал любовь, поддержку и одобрение, чтобы отношения были стабильными и предсказуемыми. Одним из ключевых факторов является время, которое родители проводят с детьми, искренне и с любовью интересуясь их жизнью и воспитывая их (время - лучший подарок своему ребенку). У детей, лишенных родительского тепла, часто в дальнейшем развивались аномалии психики и почти всегда развитие их личности шло хуже, чем у детей из благополучных семей.
Роль матери безусловно важна, но мама не может заменить то, что должен дать отец. Смотря на своих родителей, ребенок формирует образы мужчины или женщины. Развод и тем более второй брак всегда сильно травмируют психику ребенка. Роль дедушки и бабушки как носителей семейной традиции и истории также очень важна. Зачастую именно от них зависит теплая атмосфера в доме.
Сегодня особо следует обратить внимание на то, чтобы отец участвовал в жизни семьи, а мать не использовала ребенка в качестве эмоционального заменителя супруга, чтобы эмоции не подавлялись, а находили себе правильный выход, чтобы любовь проявлялась прежде всего в доверии ребенку, а также как в словах, так и в прикосновениях, в помощи друг другу и в совместном отдыхе. Вместе с тем, не следует забывать и о дисциплине, ответственности, и здесь, к сожалению, как бы ни хотелось, нельзя обойтись вообще без наказаний (в противном случае из ребенка можно вырастить эгоиста).
Осознанное участие всех членов семьи в литургической жизни Церкви может помочь решению многих проблем, но при этом нельзя силком заставить ребенка любить Бога, этому можно только научить - своим отношением к детям и Богу.
Также не следует запускать проблем взаимоотношений ребенка с окружающим миром, нужно учить ребенка правильно общаться с другими людьми и выбирать друзей.
Однако бывает, что все же что-то было упущено, и проблемы возникли (они могут наблюдаться приблизительно уже с четырех лет, резко проявляясь в подростковом возрасте). При проявлении тревожащих признаков гендерного развития ребенка не следует паниковать или менять свое отношение к человеку (он все также должен оставиться вашим любимым сыном или дочерью), однако нельзя и игнорировать наличие проблем. Редакция сайта готова оказать посильную консультативную помощь и предложить некоторые пути разрешения возникающих вопросов.
- Что делать, если кто-то из родных или друзей подвержен гомосексуальности?
Не осуждать. Не поощрять. Сострадать, любить и пытаться как-то помочь в преодолении недуга, если только это не ведет к отчуждению. Нужно узнать, как правильно общаться с такими людьми. Если проблемы у подростка, уверить в том, что это просто поиск идентичности, который часто естественным образом проходит.
- Что делать, если столкнулся с пропагандой гомосексуализма или случаем насилия над детьми?
Противостоять пропаганде, защитить детей, обратиться в правоохранительные органы.
И последнее. Если вы чувствуете, что не можете говорить по теме вдумчиво и без эмоций, воздержитесь от того, чтобы вступать в дискуссии. Этим вы поможете человеку, которого можно нечаянно обидеть, а также его будущим собеседникам.
Click to view
Библия резко осуждает гомосексуализм, как противоестественный акт: «И всякий кто ляжет с мужчиной, как ложатся с женщиной, гнусное сделали они оба, смерти преданы будут, кровь их на них» (Левит, 20:13). Это отношение к гомосексуализму перешло в христианство.
Причины гомосексуализма до сих пор окончательно не установлены. В последние годы появились некоторые данные о врожденном характере гомосексуализма, т.е. о его генетической природе. Доказано, что гомосексуальная ориентация не является психическим заболеванием. Об этом писал еще 3. Фрейд: «Несомненно гомосексуализм не преимущество, но и стыдиться его незачем. Это не порок, не деградация, не болезнь. Мы считаем его разновидностью сексуального развития. Многие глубоко уважаемые личности прошлого и настоящего были гомосексуалистами. Вот имена некоторых из них: Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Это великая несправедливость - преследовать гомосексуализм как преступление, и жестокость тоже».
Сегодня гомосексуальные отношения длительны и,по данным Мастерса и Джонсона, становятся все более похожими на гетеросексуальные. Лесбиянки отличаются большим постоянством, чем гомосексуалисты. Так, по данным Института Кинзи, средняя продолжительность одной связи лесбиянки около четырех лет. Мужчины-гомосексуалы, как правило, практикуют фелляцию (90%) и анальный секс (93%). По данным Мастерса и Джонсон, лесбиянки практикуют ласки половых органов и груди руками (97-98%), поцелуи груди (85%)), куннилингус (78%)), трение половых органов (56%).Очень интересную закономерность обнаружил еще Кинзи: в 90-100%.сексуальные контакты лесбиянок заканчиваются оргазмом. Напомню, что лишь около 40%) гетеросексуальных женщин испытывают оргазм. Мастере и Джонсон объясняют это тем, что, лаская друг друга, «лесбиянка больше заботится об удовольствии своей подруги, чем о своемсобственном, в отличие от мужчины, который использует стимуляцию партнерши для своего собственного удовольствия». И далее: «...они (лесбиянки) по собственному опыту знают, что может доставить женщине максимальное удовольствие». Это наблюдение ученых весьма поучительно для мужчин!
В конце XIX века ученые подразделили мужской гомосексуализм на две формы: активную (партнер, выполняющий мужскую половую роль) и пассивную (партнер, выполняющий женскую половую роль). Довольно часто эти роли меняются. A.M. Свядощ выделяет такие же две формы женского гомосексуализма. Автор считает, что активными гомосексуалистками обычно рождаются (точнее, рождаются только со склонностью к активной форме гомосексуализма), а пассивными - становятся. Аналогом пассивной формы женского гомосексуализма является активная форма мужского. У гомосексуалов мужчин, как правило, не возникает половое возбуждение при виде обнаженного женского тела и даже при контакте с женскими половыми органами. A.M. Свядощ описал три симптома, характерных для «врожденного» гомосексуализма (активного у женщин и пассивного у мужчин):
1. Ощущение своей принадлежности к противоположному полу (нарушение сексуальной аутоидентификации) и в связи с этим стремление фигурировать в качестве лица противоположного пола и носить его одежду (трансвестизм).
2. Наличие с раннего возраста тех или иных соматических и характерологических особенностей противоположного пола.
3. Направленность полового влечения на лиц одноименного пола (инверсия полового влечения).В отличие от этого для активных гомосексуалистов-мужчин и пассивных лесбиянок характерна лишь инверсия (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) полового влечения.
· Почему люди становятся гомосексуалистами?
· Является ли это состояние пожизненным и неподвластным контролю сознания?
· Является ли это добровольным выбором, сделанным осознанно в определенный период жизни?
· А может быть, это результат воспитания, т.е. той ролевой модели, которая была навязана ребенку дома или в школе?
Click to view
Каждая их перечисленных гипотез влечет за собой важные следствия при политических, правовых или религиозных истолкованиях феномена гомосексуальности. К сожалению, главная проблема в том, что никто на самом деле не знает не только того, в чем причина гомосексуальности, но и того, почему большинство людей гетеросексуальны. Возможно, исследователи просто до сих пор задавали себе не те вопросы. Так или иначе, рассмотрим некоторые точки зрения на происхождение гомосексуальности.
Психологические теории.
Концепция Фрейда.
Фрейд полагал, что гомосексуальность представляет собой результат врожденной предрасположенности всех людей к бисексуальности. В обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути. Однако в некоторых случаях, например при неправильном разрешении эдипова комплекса, нормальное развитие может остановиться на "незрелой" стадии, что в конечном итоге приведет к гомосексуальности. Кроме того, поскольку, по мнению Фрейда, у всех людей имеется скрытая склонность к гомосексуальности, при определенных oбстоятельствах (например, при неизжитом страхе кастрации у мужчин) гомосексуальное поведение может впервые проявиться в зрелом возрасте.
Изложить взгляды Фрейда на гомосексуальность достаточно четко затруднительно, так как он писал на эту тему сравнительно мало. Вот одно из его высказываний:
"Разумеется, гомосексуальность нельзя считать достоинством, однако в ней нет ничего, чего бы следовало стыдиться, - это не порок, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью; мы рассматриваем ее, как некий вариант полового развития. Многие весьма уважаемые люди прошлых лет и современности являются гомосексуалами, причем среди них есть несколько великих мужей (Платон. Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие). Преследовать гомосексуалов не только крайне несправедливо, но преступно и жестоко (Hisiorical Notes, A Letter froi Freud. 195S).
Модель Бибера.
Поскольку Фрейд высказал мнение, что неправильные отношения между родителями и детьми могут привести к гомосексуальности, психоаналитик И. Бибер и его коллеги (Bieber et al., 1962) изучили семейную жизнь своих пациентов, из которых 106 были гомосексуалами, а 100 - гетеросексуалами. Оказалось, что у многих гомосексуалов были чересчур властные матери и слабовольные, пассивные отцы; у гетеросексуалов подобное соотношение родителей встречалось редко. Бибер отверг концепцию Фрейда о психической бисексуальности и высказал мнение, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола.
Дальнейшие исследования этой кажущейся "причины" мужской гомосексуальности привели к разноречивым результатам. По данным Вене (Вепс, 1965), у мужчин-гомосексуалов были относительно менее близкие отношения со своими отцами, чем у гетеросексуалов; они чаще отзывались о своих отцах как о пустых людях, "неудачниках", однако никаких жалоб на чрезмерную властность матерей не было, В отличие от этого Гринблат (Greenblatt, I966) сообщает, что, по его данным, отцы гомосексуалов-мужчин - хорошие, добрые и заботливые люди, а матери не отличаются ни чрезмерной заботливостью, ни властностью. Зигельман (Siegelman, 1974) указывает на отсутствие каких-либо существенных различий между группами психологически хорошо адаптированных гетеросексуалов и гомосексуалов в смысле отношений в их семьях. Не нашли подтверждения взгляды Бибера и в капитальном исследовании Белла, Вайнберга и Хаммерсмита.
В своем обзоре, посвященном этой теме, Мармор (Marmor, 1980) пишет так: "Гомосексуалы встречаются и в семьях, где матери очень неприветливы и неласковы, а отцы очень близки к детям; и в семьях, где отношения со старшими братьями были "двойственными", и в семьях, в которых мать или отец постоянно отсутствовали, и в семьях, где идеализировали отцов, а матери отводилась роль прислуги. Тем не менее, "несмотря на высокую вероятность для мальчиков из неблагополучных семейств стать гомосексуалами", это случается далеко не со всеми."
Таким образом, теории развития гомосексуализма так и остаются теориями, которые могут подойти к какому-то конкретному случаю, но не могут объяснить происхождения вопроса в целом.
Теория Стормза .
Еще одну точку зрения на происхождение гомосексуальности высказал психолог М. Стормз. По его мнению, существует некая связь между ранним половым созреванием с последующим предпочтением эротической активности с представителями своего пола. Стормз исходит из того, что раннее половое созревание наступает в возрасте примерно 12-13 лет, когда гомосексуальное экспериментирование достаточно обычно, а сильная установка еще не приобретена.
Подростки, рано достигшие половой зрелости, обладают определенным сексуальным превосходством над теми своими ровесниками, у кого процесс полового развития происходит медленнее. Понятно, что более сильное половое влечение усиливает воздействие любого сексуального опыта, доставляющего удовольствие, однако в этом возрасте гомосексуальные контакты гораздо более доступны, чем гетеросексуальные. Взаимодействие между биологическими и психологическими факторами делает весьма возможным (хотя и не абсолютным) сохранение предпочтения к гомосексуальным контактам во взрослом возрасте (Storms, 1981), Однако результаты длительного изучения подростков, рано достигших половой зрелости, не подтверждают теорию Стормэа.
Психологические аспекты сексуальности.
Попытаться понять, каким образом люди становятся гетеро- или гомосексуалами - задача не из легких. Белл, Вайнберг и Хаммерсмит в своем двухтомном труде "Сексуальное предпочтение: его развитие у мужчин и женщин" (Bell, Weinberg, Hammersmith, 1981) подошли к этой проблеме на новом, более совершенном методологическом уровне. Изучавшаяся ими выборка состояла из 686 гомосексуалов-мужчин, 293 гомосексуальных женщин, 337 гетеросексуалов-мужчин и 140 гетеросексуальных женщин; со всеми испытуемыми были проведены интервью, продолжавшиеся по 3-5 ч.
Используя эту, возможно, самую обширную из существующих, базу данных, Белл и его коллеги попытались проверить различные теории происхождения гомосексуальности. С помощью сложного статистического метода, называемого путевым анализом, они пытались выявить соответствие полученных результатов той или иной теоретической модели. Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы.
1. Вероятность того, что причиной гомосексуальности у мужчин могут быть неправильные отношения в семье (властная мать или слабохарактерный отец), очень мала.
2. Теория о том, что женская гомосексуальность возникает в результате выбора девочкой в качестве ролевой модели своего отца, не находит подтверждения.
3. Стереотипное представление, что причиной гомосексуальности часто бывает развращение взрослыми того же пола, неверно.
4. Сексуальное предпочтение прочно устанавливается в подростковом возрасте; у взрослых людей существенные изменения сексуальной ориентации происходят редко.
5. В детском и подростковом возрасте гомосексуалы участвуют в гетеросексуальных контактах не реже, чем их гетеросексуальные однолетки. однако они получают при этом меньшее удовлетворение или не испытывают его вовсе.
6. Несоответствие игрового поведения полу ребенка (например любовь к игре в куклы у мальчиков) - важный (хотя и не абсолютный) признак развития у них в дальнейшем гомосексуальности.
Самое интересное заключение авторов этого исследования состояло в том, что поскольку они не сумели доказать ни одну из проверявшихся ими психологических теорий происхождения гомосексуальности, этот феномен, вероятно, обусловлен биологическими факторами. По мнению Белла, Вайнберга и Хаммерсмита, таким фактором может быть аномальный гормональный статус плода в период внутриутробного развития. Однако, поскольку авторы не проводили ни эндокринологических, ни генетических исследований своих субъектов и не пытались собрать информацию о том, как протекала беременность у их матерей, следует признать, что данное заключение носит чисто умозрительный характер. Тезис о биологической природе гомосексуальности требует детальной проверки.
Гомосексуальность и бисексуальность у женщин: исследования Вольф Продолжая подобного рода исследования, Вольф (Wolff. I971) пришла к выводу, что для изученных ею 100 лесбиянок наиболее типичны отвергающая ребенка или равнодушная к нему мать и отстраненный или постоянно отсутствующий отец. Она была убеждена, что лесбиянками становятся девочки, которым матери уделяют недостаточно внимания и любви, вынуждая их искать это у других женщин; а отсутствие близости с отцом лишает этих девочек возможности научиться общению с мужчинами. К этим наблюдениям следует добавить, что многие гомосексуалы происходят из вполне благополучных семей (Tripp, 19 Gagnon, 1977; Masters, Johnson, 1979).
Многие родители считают себя виновными в том, что их ребенок стал гомосексуален, и мучительно ищут ответа на вопрос: "Что мы сделали не так?" Однако, современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность всегда или обычно возникает в результате неправильного воспитания.
Click to view
Бихивиористические теории
В социально-психологических теориях подчеркивается, что гомосексуалами люди становятся в результате научения (MgGuire, Carlisle, Young, 1965; Gagnon, Simon, 1973; Masters, Johnson, 1979). С этой точки зрения процесс сексуальной ориентации сводится к вырабатыванию в раннем возрасте психологических условных рефлексов в сочетании с положительным или отрицательным подкреплением за определенное сексуальное поведение в раннем возрасте. Таким образом, ранние сексуальные опыты людей могут направить их в сторону гомосексуального поколения в результате приятных, доставляющих удовлетворение сексуальных контактов с представителями своего пола или неприятных, разочаровывающих и даже вызывающих страх гетеросексуальных опытов.
Сексуальная фантазия также может привести к созданию условных рефлексов. Удачный сексуальный контакт с гомосексуальным партнером может cтать основой для фантазий во время мастурбирования и если мастурбирование закончилось оргазмом. Такая фантазия становится положительным подкреплением. На сексуальную ориентацию человека могут влиять и другие факторы. В последнее время все большее внимание привлекают дети с нетипичным для своего пола поведением (изнеженные мальчики и "девочки-сорванцы"); высказывается мнение, что из таких детей чаще всего получаются люди с нестандартной сексуальной ориентацией.
Бихевиористский подход позволяет объяснить, почему некоторые гетеросексуалы в зрелом возрасте становятся гомосексуалами. Если человек пережил неприятный гетеросексуальный опыт в сочетании с удачными гомосексуальными встречами, он может постепенно перейти к гомосексуальности. Хотя некоторые люди, "переключившиеся" после первоначальной гетеросексуальной ориентации на гомосексуальную, не вполне соответствуют данному выше описанию, немало гомосексуалов прошли именно этот путь (Masters, Johnson, 1979). Известно, что некоторые женщины, подвергшиеся изнасилованию, становятся лесбиянками (Grandlach, 1977).
Биологические теории
Многие гомосексуалы утверждают, что их сексуальная ориентация определяется биологическими механизмами, на которые они влиять никак не могут. Для проверки подобных утверждений были проведены разного рода исследования.
Генетические факторы
В 1952 г. Каллман (Kallman, 1952) опубликовал данные, подтверждающие, по его мнению, генетическую природу гомосексуальности. Он изучал группы однояйцевых и двуяйцовых близнецов, один из которых был гомосексуалом. Суть рассуждений Каллмана сводилась к следующему: поскольку близнецы как до, так и после рождения находятся в совершенно одинаковых условиях, роль генетического фактора в гомосексуальности должна проявляться в том, что случаи, когда оба однояйцовых близнеца гомосексуалы, должны встречаться гораздо чаще, чем случаи, когда один из них гомо-, а другой гетеросексуал. Среди двуяйцовых близнецов частота соответствия должна быть ниже, - так как они различаются по своим генам. По данным Каллмана, однояйцовые близнецы демонстрируют по признаку мужской гомосексуальности 100% соответствие; для двуяйцевых близнецов этот показатель значительно ниже и составляет 12%. Однако последующие исследования (Zuger, 1976; Heston, Shields. 1968) не подтвердили результаты Каллмана. В настоящее время генетическая теория подвергается сомнению, и становится менее популярной, хотя никто еще не смог ее подтвердить или опровергнуть.
Гормональные факторы.
Гипотеза о том, что в формировании гомосексуальности участвуют гормональные факторы, высказывалась многими учеными. Существует несколько групп данных, косвенно указывающих на это. Во-первых, известно, что разного рода пренатальные гормональные воздействия вызывают у животных некоторых видов гомосексуальное поведение мужского или женского типа . Во-вторых, предварительные исследования женщин с адреногенитальным синдромом (пренатальный избыток андрогена - "мужского" гормона) показали, что такие женщины более склонны к развитию "лесбийской" ориентации.
В-третьих, при сравнении уровня половых гормонов у взрослых гомо- и гетеросексуалов было обнаружено, что для мужчин с гомосексуальной ориентацией характерно либо более низкое содержание тестостерона (гормона из системы "мужских" гормонов), либо более высокое содержание эстрогена (гормона, активно работающего в женском организме); в одной работе был выявлен более высокий уровень тестостерона в крови лесбиянок по сравнению с гетеросексуальными женщинами. Заметим, что другим исследователям эти результаты подтвердить не удалось .
Аргументы в пользу гормональной природы гомосексуализма, приведенные в перечисленных выше работах, вызывают серьезную критику у многих исследователей и в какой-то мере опровергаются имеющимися данными. Например, введение взрослым гомосексуалам половых гормонов никак не влияет на их сексуальную ориентацию. Результаты модельных экспериментов на животных вряд ли можно экстраполировать на человека. Относительно редкие случаи корреляции между избытком или недостаточностью гормонов в пренатальный период и гомосексуальностью могут оказаться артефактом (ошибкой в исследованиях или случайным совпадением), не имеющим серьезного отношения к половому развитию. А противоречивые сообщения о статусе половых гормонов у взрослых людей оставляют многие вопросы без ответов. Самый главный из них: существует ли единственная причина гомосексуальности или типов гомосексуальности несколько, так же как и биологических факторов, влияющих на сексуальную ориентацию (Masters, Johnson, 1979).
Заключительные замечания о "причинах"
Как уже было сказано, общего мнения о "причинах" гомо- или гетеросексуальности не существует. Обсуждая несколько наиболее известных гипотез, мы почти во всех случаях оговаривались, что имеющиеся данные недостаточны и нуждаются в дальнейшей проверке.
Нельзя исключить что некоторые из выше перечисленных возможных причин гомосексуальности действительно лежат в основе этого отклонения у определенного процента лиц. Вместе с тем кажется вполне реальным, что спустя годы многие из предложенных гипотез будут признаны абсолютно неверными. Хотя сегодня мы считаем, что главную роль в возникновении гомосексуальности играют постнатальные события (то есть, произошедшие после рождения), отнюдь не опровергается возможность пренатальной запрограммированности.
Click to view